Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №44 (209) | 26 ноября 2007г.
 

Генплан раздора

Генплан Самары стал проблемой для мэрии

Ирина Иванова

Всю прошедшую неделю новый генплан Самары активно обсуждался на комитетах и комиссиях городской думы. Этот документ должен прийти на смену старому генплану, принятому еще в 1987 г. Последние несколько лет прежний вариант главного градостроительного документа Самары практически не исполнялся и застройка города велась хаотично. Разработку нового генплана начала еще прежняя администрация областного центра во главе с Георгием ЛИМАНСКИМ. Осенью прошлого года документ был практически готов. Однако новая городская власть во главе с Виктором ТАРХОВЫМ предпочла полностью переработать документ. 15 ноября он был внесен в гордуму.

Могло показаться, что генплан будет принят практически сразу, поскольку прошел несколько общественных слушаний в Самаре в целом, а также отдельные обсуждения горожанами в каждом районе города. Но на ближайшем заседании городского парламента, назначенном на 29 ноября, генплан, возможно, обсуждаться не будет. Сразу два комитета городского парламента — по экономике, бюджету и налогам и контрольный комитет — отправили его на доработку.

Причиной этого решения стала позиция думских юристов. Руководитель правового управления думы Андрей Борисов нашел в документе целый ряд недочетов, в основном носящих методологический характер. К примеру, листы документа не пронумерованы, в генплане есть ссылки на несуществующие сейчас городские программы. Этих фактов, видимо, достаточно, чтобы перенести обсуждение главного градостроительного документа областного центра на декабрь, несмотря на то что большинство депутатов, с которыми побеседовал корреспондент «Хронографа» до заседаний думских комитетов, были готовы голосовать за генплан.

С чем же связано резкое изменение позиций парламентариев? По мнению самарского политолога Евгения Молевича, причина происходящего — в стремлении депутатов переизбраться на следующий срок. «Проект генплана определяет зоны застройки и, соответственно, сноса малоэтажных строений. Эти темы вызывают большой интерес и зачастую недовольство граждан. Поэтому депутаты гордумы, на которых выплескивается это недовольство, естественно, не могут поддержать генплан, опасаясь за свое политическое будущее», — уверен аналитик. Действительно, проект главного градостроительного документа Самары содержит немало шокирующих для жителей города предложений. Так, решено отказаться от точечной застройки.

В результате ветхое жилье будет сноситься целыми кварталами, однако тогда под снос идут и вполне благополучные дома, построенные в середине прошлого века и заселенные состоятельными и благополучными людьми. Таких домов сравнительно немного (примерно 3-5%) от общего числа. Жители таких домов в центре Самары сумели сорвать одно из общественных слушаний. В условиях, когда именно центр города является наиболее интересной площадкой для инвесторов ввиду наличия там коммуникаций и благоприятного географического положения, этот вопрос приобретает особую остроту. Что же касается общей территории сносимых участков, то она составит 2,2 тыс. га. По оценке руководителя департамента строительства мэрии Самары Сергея Бахчева, свободных территорий в городе совсем немного — примерно 5%, так что вопрос о сносе ветхого жилья приобретает особую остроту. Что же касается другого участка, предлагаемого инвесторам под застройку, — Самарского Заречья, то пока он не вызывает большого интереса. По прогнозам депутата городской думы Юрия Буянова, реальное освоение этих земель начнется через 10-15 лет. В качестве доказательства можно упомянуть тот факт, что областные власти хотя и намерены провести в декабре первый аукцион по продаже права аренды участка Самарского Заречья площадью 218 га, но никак не отразили расходы на строительство жилья в этой части губернской столицы в областном бюджете на 2008-2010 гг.

Однако реальные причины переноса обсуждения генплана оказываются более серьезными. Не секрет, что мэр города Виктор Тархов был избран на свой пост при поддержке альянса трех ФПГ — АДС «Волгопромгаз», ГК «СОК» и ОАО «Волгобурмаш». Каждая из этих групп имеет своих представителей и в городской думе. Однако со временем этот альянс начинает распадаться, что вызывает противостояние между городской администрацией и городской думой.

Как показывает опыт других городов, в рамках генплана решающую роль играет одна из его глав -программа освоения и застройки земель. В соответствии с ней строительные компании получают разрешение на застройку. Зачастую список фирм, которые должны получить те или иные выгодные строительные площадки, определен уже заранее: участки получают компании, связанные с администрацией города. Именно так происходило в Тольятти. Там генплан был принят в 2004 г. предыдущим составом городской думы. Нынешние народные избранники неоднократно пытались отменить отдельные положения генплана, поскольку он мешает градостроительной политике. Но сделать это так и не удалось.

Пока непонятно, есть ли привязка строительных участков к определенным фирмам в Самаре. Учитывая, что разработка документа началась еще в эпоху правления Георгия Лиманского, это вряд ли возможно. Ведь именно это обстоятельство может вызвать неудовольствие парламентариев, аффилированных различным ФПГ, интересы которых не были учтены. С другой стороны, осведомленный источник «Хронографа» отметил, что практически все главы районных администраций отражают интересы тех или иных ФПГ. Так, Самарский и Советский р-ны традиционно связывают с Волгопромгазом, Кировский и Красноглинский — с Группой «СОК», Куйбышевский — с Волгобурмашем. При определении участков под застройку и самих фирм-застройщиков важно, если главам районных администраций принадлежит нерешающее слово. Пока получается, что в мэрии города нет единой позиции по этому вопросу.

С другой стороны, за последние годы законодательство очень сильно изменилось и предоставление земельных участков возможно только после проведения аукциона. В мэрии Самары уже запланировали проведение таких аукционов на следующий год. При этом победители будут вынуждены работать в довольно непростых условиях: обязательные к выполнению технические задания будут включать в себя не только требования к этажности здания или оформлению фасадов, но и обременения в виде объектов инфраструктуры и социальной сферы. В этой связи прибыль застройщиков может резко снизиться, несмотря на большой объем вводимого жилья.

Не все самарские компании выживут в таких жестких условиях, и вполне вероятно появление на самарском рынке более серьезных игроков, в первую очередь из Москвы, уже никак не связанных с самарскими ФПГ.