Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №43 (208) | 19 ноября 2007г.
 

Политика Тарана

АВТОВАЗБАНК оказался втянут в схему финансовых тисков Росската

Павел Соколов

Акционеры ОАО «АВТОВАЗБАНК» приняли стратегический план развития банка до 2010 г. Известно, что в него включены такие пункты, как увеличение капитала АВТОВАЗБАНКа до 25 — 30 млрд. р. и вывод банка в топ-20 российских банков. Также известно, что увеличение капитала будет проводиться либо за счет привлечения стратегического инвестора, либо за счет проведения IPO на сумму до 500 млн. евро. В рамках этой работы нынешний заместитель председателя совета директоров АВТОВАЗБАНКа Николай ТАРАН сможет получить возможность укрепить свои позиции в банке по отношению к Вере ПРОКОПЕНКО.

Аффилированные интересы

С одной стороны, эта инициатива может существенно изменить нынешнюю конфигурацию акционеров банка, уровень влияния в нем отдельных крупных на сегодняшний день акционеров. С другой стороны, средства, которые планируется привлечь в результате участия крупного стороннего инвестора, по-прежнему предполагается вкладывать в строительные программы.

Однако у АВТОВАЗБАНКа и в особенности у Николая Тарана есть еще один немаловажный проект, также требующий серьезных средств. Это ОАО «Росскат». Сегодня эту компанию на все 100% контролирует ООО «Росскат-Капитал». Владея в ООО «Росскат-Капитал» напрямую долей в 25%, Таран тем не менее имеет возможность через дружественных ему соучредителей его контролировать. Во многом это обусловлено тем, как и для каких целей было создано ООО «Росскат-Капитал».

По имеющимся в распоряжении редакции «Хронографа» сведениям, до 24 октября 2006 г. стопроцентным владельцем ООО «Росскат-Капитал» был Евгений Смола. Смола считается давним партнером Тарана. Он являлся директором многих компаний, учредителем которых являлся Таран. Так, например, до 2004 г. Смола был первым директором ООО «Люжен» (до середины 2007 г. владело в ЗАО «Эл-Траст» 50% акций. Остальные 50% принадлежали двум гражданам России, один из которых Николай Таран). До конца 2006 г. Смола был директором и самого ЗАО «Эл-Траст».

О цели создания ООО «Росскат-Капитал» в квартальных отчетах компании говорится: «Эмитент занимается организацией централизованных программ привлечения средств на публичных рынках долгового капитала для финансирования потребностей ОАО «Росскат». Хотя все не так однозначно. Так, например, в отчете за II кв. 2007 г. сказано, что в течение первого полугодия 2007 г. ООО «Росскат-Капитал» получило почти 300 млн. р. выручки.

Стопроцентный источник получения выручки за указанный отчетный период составила оптовая торговля, а стопроцентным источником продукции для оптовой торговли для ООО «Росскат-Капитал» стало ОАО «Росскат». Причем финансовые отношения между ними строились в направлении абсолютно односторонней выгоды ООО «Росскат-Капитал».

Буквально сразу, после того как появилась компания ООО «Росскат-Капитал», между ней и ОАО «Росскат» был заключен договор займа, в соответствии с которым права и обязанности заимодавца были закреплены за ОАО «Росскат». На основании такого договора заемщик получает от заимодавца в собственность или оперативное управление деньги либо товары, а через определенный срок обязан вернуть равную сумму или товары эквивалентной значимости и ценности.

Важной особенностью договора займа является то, что он, как правило, составляется на безвозмездной основе, в отличие от кредитных договоров, которые подразумевают начисление процентной ставки. В течение оставшихся месяцев 2006 г. с момента своего появления 28 сентября 2006 г. ООО «Росскат-Капитал» успело занять по этому договору у ОАО «Росскат» материальных ценностей на сумму 400 млн. р. Причем эта информация тоже зафиксирована в отчете ООО «Росскат-Капитал» за II кв. за 2007 г. Т. е., если речь идет о займе, оформленном в виде передачи заемщику готовой продукции, пользующейся на рынке устойчивым спросом, то в данном случае для заемщика это еще более выгодные условия, чем даже по договору консигнации. Выгодополучатель в данной ситуации очевиден: Таран и те, кто согласовал его избрание на столь ответственную позицию, как председатель совета директоров.

Между тем уже в начале 2007 г. ООО «Росскат-капитал» по той же схеме договора займа заняло средства у ООО «Волгамедь» на сумму 203,32 млн. р. со сроком возврата до 31 декабря 2007 г. При этом ОАО «Росскат» в своих предыдущих отчетах утверждало, что среди его крупнейших поставщиков значится компания ООО «Волгамедь» (поставка меди для производства медной катанки).

ООО «Волгамедь» -это компания с уставным капиталом 118 млн. р. Таран значился в этой компании гендиректором почти до конца 2005 г. Размер годовой выручки ООО «Волгамедь», по данным Росстата, укладывается в интервал $10 млн. — $50 млн. (250 млн. р. — 1250 млн. р.). Как отмечают источники «Хронографа», Таран и по сей день имеет отношение к деятельности ООО «Волгамедь».

Кругом свои

Примечательно, что 18 мая 2005 г. решением годового собрания акционеров ОАО «АВТОВАЗБАНК» была утверждена крупная сделка с заинтересованностью, в соответствии с которой АВТОВАЗБАНКом была открыта кредитная линия ООО «Волгамедь» на сумму 250 млн. р. на срок до 5 лет с процентной ставкой не менее 4% годовых. На годовом собрании акционеров ОАО «АВТОВАЗБАНК» от 20 апреля 2006 г. была одобрена сделка по открытию ООО «Волгамедь» кредитной линии на аналогичных условиях, но только на еще большую сумму. Можно предположить, что ООО «Волгамедь», имея доступ к кредитным ресурсам АВТОВАЗБАНКа на условиях более низкой процентной ставки, могло предоставлять эти деньги в кредит под более высокие процентные ставки своим партнерам (ОАО «Росскат» или ООО «Росскат-Капитал»), в которых Таран обладает максимальным уровнем влияния при принятии решений. В обоих компаниях он -председатель совета директоров. Стоит также отметить, что помимо ООО «Волгамедь» собрание акционеров АВТОВАЗБАНКа как в прошлом году, так и в этом утверждало сделку по предоставлению кредитной линии на тех же условиях и в тех же объемах, как и Волгамеди и ряду других подконтрольных Тарану компаний. В этом году это, например, ООО «Промтехстейт».

Не может не вызывать вопросов еще и такой факт. ООО «Волгамедь» (фирма с оборотом в десятки миллионов долларов и уставным капиталом 118 млн. р.) на 99,99% принадлежит компании ООО «Санрент» с уставным капиталом всего 10 тыс. р. В свою очередь, ООО «Санрент» зарегистрировано там же, где и ООО «Волгамедь»: Волжский р-н Самарской обл., пос. Власть Труда. ООО «Санрент» также на 99% владеет компанией ООО «Промтехстейт» и небольшой долей(3,62%) в ООО Комбанк «РИН-ВЕСТБАНК» (в этом банке Таран -председатель совета директоров). Учредителем ООО «Санрент» является один единственный гражданин РФ — это Таран. Здесь нужно отметить, что Волжский р-н используется бизнесменами Самары в качестве так называемого местного «оффшора» для регистрации юрлиц. Лояльность акционеров АВТОВАЗБАНКа к компаниям ООО «Волгамедь» и ООО «Промтехстейт» легко объяснима. Начиная с октября 2005 г. и до момента окончания размещения допэмиссии акций АВТОВАЗБАНКа в текущем году ООО «Волгамедь» принадлежало 19% акций АВТОВАЗБАНКа (после резмещения допэмиссии доля ООО «Волгамедь» снизилась до 14,98%, но при этом появилось прямое владение акциями АВТОВАЗБАНКа в объеме 10%). Таким образом, на сегодняшний момент Таран продолжает сохранять весьма сильные позиции в АВТОВАЗБАНКе. После размещения допэмиссии акций, решение о которой было принято на годовом собрании акционеров банка 20 апреля 2006 г., уставный капитал АВТОВАЗБАНКа увеличился в два раза. Доля подконтрольных Тарану компаний в нем выглядит после этого так: ООО «Волгамедь» — 14,98%, ООО «Промтехстейт» — 19,5%, лично Таран — 10% (всего 45,48%). В данной ситуации для него будет очень важным то, чью позицию предпочтет занять нынешний президент АВТОВАЗБАНКа Елена Казымова (контролирует напрямую 10% акций АВТОВАЗБАНКа).

Между тем еще совсем недавно, пока у власти находился губернатор Константин Титов, Таран имел перспективу выдавить из АВТОВАЗБАНКа Веру Прокопенко. Это могло быть реализовано по линии участия АВТОВАЗБАНКа в инициированных семьей губернатора строительных бизнес-проектах. АВТОВАЗБАНКом была даже презентована в марте 2006 г. инвестиционная программа «Метры гарантированы». Подтверждением того, что эта программа была задумана не столько для того, чтобы АВТОВАЗБАНК получил свое развитие в секторе финансирования строительной отрасли, сколько для того, чтобы получить рычаг финансового давления на руководство банка, стало то, что уже к концу 2006 г. в тольяттинском офисе АВТОВАЗБАНКа предпочитали больше не вспоминать об этой программе.

Ставленник семьи

Недостаток средств для кредитования строителей АВТОВАЗБАНКу начал восполнять семейный банк губернатора «Солидарность». Все это вело к тому, что со временем председатель совета директоров банка «Солидарность» Алексей Титов мог бы поставить перед руководством АВТОВАЗБАНКа вопрос ребром о возврате вложенных средств. Таким образом, Прокопенко пришлось бы выбирать — согласиться с дефолтом банка или просто отказаться от контроля над ним.

Нужно отметить, что исполнителем задачи по втягиванию АВТОВАЗБАНКа в самарские строительные проекты источники «Хронографа» называют именно Тарана. Первым итогом этой работы стала инициатива по выкупу АВТОВАЗБАНКа у Группы «ГЛОБЭКС». Это случилось летом 2005 г. На тот момент Таран занимал в АВТОВАЗБАНКе должность вице-президента, управляющего самарским филиалом банка.

Примечательно и то, что сразу после выкупа АВТОВАЗБАНКа у Группы «ГЛОБЭКС» в состав его совета директоров были введены гендиректор ОАО «Самараавтодор» Иван Пятибратов (приходится тестем Алексею Титову) и председатель ТПП Самарской обл. Борис Ардалин (близкий семейному бизнесу губернатора Титова человек, впоследствии это выразилось в том, что Титов назначил Ардалина министром транспорта). Все это лишь подчеркивает, что сценарий интриг с целью захвата АВТОВАЗБАНКа разрабатывался с одобрения Константина Титова. Возможно, что Тарану в этой работе отводилась роль исполнителя. Вероятно, что это относится и к ситуации с ОАО «Росскат», т. к. до момента введения на НК «ЮКОС» конурсного управления ОАО «Росскат» почти на 98% принадлежало ОАО «Самаранефтегаз» (см. «Хронограф» №18 (183) от 14.05.07). Хотя сегодня Титов уже не тот, что раньше. А соответственно, и перед Тараном открылись новые перспективы по укреплению своей самостоятельности в вопросах управления финансовой схемой, завязанной на АВТОВАЗБАНКе, Росскате и Росскат-Капитале.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.