ОАО «Авиакор» начало подготовку к сотрудничеству с ведущими производителями среднемагистральных лайнеров — бразильским Embraer или канадским Bombardier. Эксперты, признавая потенциальную заинтересованность данных компаний в проникновении на российский рынок, оценивают возможности Авиакора весьма осторожно, полагая, что существующих мощностей завода не хватит для одновременного запуска в серию Ан-140 и одного из «иностранцев». Однако в случае заключения пакетной сделки шансы самарского предприятия на подписание контракта могут возрасти.
Холдинг «Русские машины» объявил о начале глубокой модернизации основных производственных мощностей Авиакора. Кроме линии по сборке Ан-140, которых к 2010 г. предполагается выпустить более сорока штук, завод планирует развивать и сервисные услуги. Ряд экспертов не исключают также восстановления мощностей, связанных с выполнением гособоронзаказа. Ранее глава холдинга «Русские машины» Валерий Лукин уже заявлял о планах выхода на международный рынок. Однако какие именно модели Авиакор намерен представить иностранцам, пока не определено. Возможный вариант указало три года назад правительство Бразилии, когда в обмен на сделку между ВВС этой страны и российским ОКБ им. Сухого на поставку истребителей Су-35 оно предложило Аэрофлоту приобрести эквивалентную по стоимости партию гражданских самолетов производства Embraer. | | Тогда никаких соглашений подписать не удалось, но ряд экспертов не исключают возобновления подобных переговоров. Например, об организации сборки на Авиакоре тех же самых Embraer и параллельном восстановлении производства легендарных Ту-95, которые с учетом их глубокой модернизации вполне могут заинтересовать политическое и военное руководство новых региональных стран-лидеров, к числу которых относится и Бразилия. Один из ведущих российских экспертов в области военно-технического сотрудничества директор Центра анализа стратегических технологий Руслан Пухов оценил шансы Авиакора создать линию по сборке принципиально новых самолетов как весьма скромные даже при условии значительных инвестиций в этот проект. Эксперт вообще не особо верит в желание западных авиастроительных компаний создавать в России сборочные производства хотя бы по причине низкого спроса со стороны отечественных авиакомпаний на региональные самолеты. | | Этот рынок настолько узкосегментирован, что в ближайшие годы, по мнению Пухова, он будет ориентироваться в основном на подержанные самолеты. Не очень верит Пухов и в поставки Бразилии Ту-95, т. к., по его мнению, данный самолет, несмотря на его славное прошлое, уже устарел. Хотя, как оговаривается эксперт, если будет принято решение о его глубокой модернизации, то вряд ли бразильцев вообще допустят к Ту-95. И уж точно бразильская гражданская линия в случае ее монтажа в России не пересечется с военным производством. А вот другой аналитик, не пожелавший раскрывать своего имени, назвал латиноамериканское направление экспорта проверенных временем стратегических вооружений «очень перспективным». Также, по его словам, «есть смысл предложить модернизированный Ту-95, например, ЮАР, которая во все большей степени обретает черты геополитического лидера африканского континента». На вопрос «Времени» о целесообразности восстановления мощностей для сборки Ту-95 Валерий Лукин предложил обратиться с ним в Министерство обороны и генеральный штаб. В то же время топ-менеджер заверил, что, в случае утверждения производства этих машин в рамках гособоронзаказа, Авиакор в полном объеме и в требуемые сроки выполнит поставленную задачу. "Хронограф" будет следить за развитием событий. |