Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №43 (208) | 19 ноября 2007г.
 

Среднедальняя перспектива

Авиакор готов к стратегическому партнерству

Григорий Иванов

ОАО «Авиакор» начало подготовку к сотрудничеству с ведущими производителями среднемагистральных лайнеров — бразильским Embraer или канадским Bombardier. Эксперты, признавая потенциальную заинтересованность данных компаний в проникновении на российский рынок, оценивают возможности Авиакора весьма осторожно, полагая, что существующих мощностей завода не хватит для одновременного запуска в серию Ан-140 и одного из «иностранцев». Однако в случае заключения пакетной сделки шансы самарского предприятия на подписание контракта могут возрасти.

Холдинг «Русские машины» объявил о начале глубокой модернизации основных производственных мощностей Авиакора. Кроме линии по сборке Ан-140, которых к 2010 г. предполагается выпустить более сорока штук, завод планирует развивать и сервисные услуги. Ряд экспертов не исключают также восстановления мощностей, связанных с выполнением гособоронзаказа.

Ранее глава холдинга «Русские машины» Валерий Лукин уже заявлял о планах выхода на международный рынок. Однако какие именно модели Авиакор намерен представить иностранцам, пока не определено. Возможный вариант указало три года назад правительство Бразилии, когда в обмен на сделку между ВВС этой страны и российским ОКБ им. Сухого на поставку истребителей Су-35 оно предложило Аэрофлоту приобрести эквивалентную по стоимости партию гражданских самолетов производства Embraer.

Тогда никаких соглашений подписать не удалось, но ряд экспертов не исключают возобновления подобных переговоров. Например, об организации сборки на Авиакоре тех же самых Embraer и параллельном восстановлении производства легендарных Ту-95, которые с учетом их глубокой модернизации вполне могут заинтересовать политическое и военное руководство новых региональных стран-лидеров, к числу которых относится и Бразилия.

Один из ведущих российских экспертов в области военно-технического сотрудничества директор Центра анализа стратегических технологий Руслан Пухов оценил шансы Авиакора создать линию по сборке принципиально новых самолетов как весьма скромные даже при условии значительных инвестиций в этот проект. Эксперт вообще не особо верит в желание западных авиастроительных компаний создавать в России сборочные производства хотя бы по причине низкого спроса со стороны отечественных авиакомпаний на региональные самолеты.

Этот рынок настолько узкосегментирован, что в ближайшие годы, по мнению Пухова, он будет ориентироваться в основном на подержанные самолеты.

Не очень верит Пухов и в поставки Бразилии Ту-95, т. к., по его мнению, данный самолет, несмотря на его славное прошлое, уже устарел. Хотя, как оговаривается эксперт, если будет принято решение о его глубокой модернизации, то вряд ли бразильцев вообще допустят к Ту-95. И уж точно бразильская гражданская линия в случае ее монтажа в России не пересечется с военным производством. А вот другой аналитик, не пожелавший раскрывать своего имени, назвал латиноамериканское направление экспорта проверенных временем стратегических вооружений «очень перспективным». Также, по его словам, «есть смысл предложить модернизированный Ту-95, например, ЮАР, которая во все большей степени обретает черты геополитического лидера африканского континента».

На вопрос «Времени» о целесообразности восстановления мощностей для сборки Ту-95 Валерий Лукин предложил обратиться с ним в Министерство обороны и генеральный штаб. В то же время топ-менеджер заверил, что, в случае утверждения производства этих машин в рамках гособоронзаказа, Авиакор в полном объеме и в требуемые сроки выполнит поставленную задачу.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.