Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №39 (204) | 29 октября 2007г.
 

Виктор Попов:

Укрупнение субъектов рынка ЖКХ неизбежно

Борис Кротов

Сегодня в области меняются ключевые политические фигуры: смена губернатора, движения в министерствах. Данные события свидетельствуют о фактическом начале выстраивания вертикали власти. Такая ситуация создает условия для федеральных траншев, в том числе на развитие инфраструктуры и реконструкцию жилого фонда. Очевидно, что такое возможно только при максимальной прозрачности в реализации средств, усилении управляемости местным чиновничьим аппаратом, высокой ответственности структур. О концепции развития городской системы ЖКХ рассказал корреспонденту «Хронографа» директор МП г. о. Тольятти «Департамент ЖКХ» Виктор ПОПОВ.

- Виктор Иванович, сегодня, в условиях формирования жесткой вертикали власти, при смене ключевых фигур и вступлении в активную стадию реформ ЖКХ, что можно сказать о перспективах отрасли?

- Выстраивание вертикали власти — это в том числе подготовка территории для прихода федеральных денег, что означает реальную возможность реализации финансово емких программ по восстановлению ветхого жилфонда и т.д. Произошло раздробление рынка управления жилым фондом, однако решение ключевых задач по развитию городской инфраструктуры, по привлечению федеральных и областных ресурсов требует наличия как ответственного исполнителя, обладающего кадровым и техническим ресурсом, так и единого консолидирующего субъекта, сформированного с учетом современных условий работы. Таким субъектом выступает МП г.о. Тольятти «Департамент ЖКХ».

То, что следует уходить от системы самодостаточности региона, на примере нашего города задача очевидная, поскольку есть реальная возможность за счет внешних средств, будь то федеральный или областной бюджет, решить вопросы, которые для города много лет были непосильными. Вспомним городскую программу энергоресурсосбережения, в рамках которой предусматривалось и массовое оснащение жилого фонда приборами учета, и приведение его к современным требованиям энергопотребления. Данная программа была свернута из-за отсутствия средств. Сегодня создан федеральный фонд содействия реформированию ЖКХ, в рамках которого предусмотрено порядка 250 млрд. р. на реконструкцию жилого фонда. По предварительным подсчетам, городу необходимо порядка 50 млрд. р. по таким позициям, как санация, утепление стен, сантехнические работы, установка приборов учета, ремонт кровли и лифтового оборудования. Сегодня, чтобы привлечь такие ресурсы, чтобы попасть в программу реконструкции жилья, необходимо вести крупномасштабные подготовительные работы. МП уже сформировало пакет документов, а также проекты и отвод земли по 9 домам. В следующем году на средства областного бюджета, это порядка 420 млн. р., планируется начать их реконструкцию. Мы понимаем, что 2008г. это только начало. В 2009-2010 гг. Тольятти ожидает крупномасштабная работа по данному направлению. Необходимо постараться полностью охватить жилой фонд, который был построен до принятия новых СНиПов. Работы по подготовке проектов реконструкции жилого фонда уже начались. И не секрет, что стоимость проекта — 5-8% от стоимости строительно-монтажных работ. Для экономии средств МП разрабатывает проектную документацию по 10 сериям, которая в результате охватит около 1000 домов. Это больше половины городского жилья. Так, например, один проект реконструкции дома серии «новая Москва» позволит при его последующей корректировке в зависимости от технического состояния конкретного объекта охватить 377 домов, что ведет к колоссальной экономии средств. Задача организации такого мероприятия поставлена перед МП муниципалитетом.

Сейчас при строительстве выдвигаются иные требования к техническому исполнению фасадов, величине теплопотерь, установке внутридомовых приборов учета. Жители, которые проживают в зданиях, построенных до принятия новых норм, не виноваты в том, что сменилась законодательная база, подход к эксплуатации жилфонда стал другим. Федеральный центр, понимая это, выделяет целевые деньги на процесс реконструкции такого жилья. А в дальнейшем, но только по окончании этих мероприятий, каждый собственник жилья должен будет сам оплачивать расходы на содержание. И тогда создание ТСЖ станет адекватным для них решением.

- Однако проблема старения жилого фонда не единственная. Отсутствие развития дорожной инфраструктуры, коммуникаций отрицательно сказывается на потенциале роста и жилого фонда, и промышленного сектора города. Как следствие — меньшая инвестиционная привлекательность городской экономики. Как подойти к решению этих проблем?

- Для решения задач такого рода требуется универсальная структура, в ведении которой будет строительство дорог, магистралей и других инфраструктурных объектов. Также она должна быть способна консолидировать вокруг себя участников рынка ЖКХ, чтобы исключить сбои в системе. С учетом этих требований и формировалось МП. Мы имеем все необходимые лицензии и можем вести строительные и производственно-строительные работы на зданиях и сооружениях, работы по строительству и эксплуатации автомобильных дорог, управление жилыми и нежилыми фондами. Все это подтверждено сертификатом ка-чества ГОСТ Р ИСО 9001-2001, который мы получили 1 октября. Однако уже сегодня думаем о международной сертификации, чтобы подтвердить квалификацию компании, что даст возможность производить деятельность на территории всей России и за рубежом.

Строительные работы — это новое направление для МП. И чтобы быть конкурентоспособным среди предприятий дорожно-строительной отрасли, «Департамент ЖКХ» ведет сегодня подготовку к новому строительному сезону и готов предложить новую технологию ремонта дорог. Эффективное содержание дорожного полотна требует внедрения и применения тонкослойного асфальтобетонного покрытия. МП уже закупило необходимое оборудование и ведет разработку рецептуры такого покрытия и ее патентование. Тонкослойное покрытие используется для того, чтобы защитить более дорогое основание дороги. Оно заделывает трещины и микротрещины, не давая влаге проникать внутрь дорожного полотна и, соответственно, разрушать его. Ремонт по данной технологии в 5 раз дешевле. Сейчас мы приобретаем лабораторию, работа которой позволит максимально точно определить состояние дорожного полотна и сформировать карту работ.

В целом концепция развития городских дорог уже существует. Первостепенной задачей является оптимизация транспортных потоков и решение глобальной проблемы пробок. Для этого уже сегодня ведутся работы по строительству дорог-дублеров. Так, ул. Офицерская, где уже начались работы, выступит дублером Южного шоссе и ул. Дзержинского, для таких же целей строится продолжение дороги от ул. Маршала Жукова — 40 лет Победы. В планах развязка на трассе М5 в районе пос. Жигулевское Море. В середине ноября будет сформировано предпроектное предложение по расширению дороги через Зеленую зону.

Что касается сетей, то логичнее всего остатки муниципальных участков передать поставщикам: они способны включить затраты на их содержание в тариф. Всем выгодно и удобно, чтобы коммуникации содержались и ремонтировались поставщиком. Непосредственно схема перспективного развития сетей еще не рассматривалась. Необходимо сделать анализ, чтобы сформировать концепцию и определить перечень необходимых мероприятий. Данный вопрос будет выноситься на ГСС. Для решения обострившегося в последнее время для города вопроса о развитии генерирующих мощностей уже сформирована стратегия действий. МП проектирует водозабор «Лесной» и «Лесной-1», которые обеспечат жителей водой высшего качества. Есть предпроектное предложение реконструкции очистных сооружений и ливневых стоков Комсомольского р-на. Сейчас рассматривается возможность переброски стоков из Центрального р-на в Комсомольский. В Автозаводском р-не развита система сбора ливневых стоков, но их очистки нет вообще. Надо строить очистные сооружения. Строить очистку канализации. Стоит вопрос по частичной реконструкции и увеличению мощностей очистных сооружений АВТОВАЗа. Все это надо выносить на совет и принимать решения, т.к. развитие города и производств, бесспорно, требует развития мощностей.

- Очевидно, что реальная и концептуальная картина реформирования ЖКХ существенно отличается. Что сегодня сделано в городе по стандартам -«законодательных новинок» ? Привело ли это к изменению ситуации? Какие изменения в законодательстве (масштабные и локальные) требуются для появления реальных результатов?

- Заметно, что в отрасли ЖКХ появилось существенное число мелких игроков, которые своими действиями часто вводят в заблуждение население. Насколько положительно может влиять наличие таковых? Разрозненность — это этап развития, но дальнейшее укрупнение субъектов рынка неизбежно. Ведь как показывает практика, крупные предприятия более устойчивые, их деятельность стабильнее, а учитывая тот факт, что коммунальное обслуживание населения должно быть непрерывным, значимость этих факторов неоспорима. Однако укрупнение означает не монополизацию, а разделение функций, т.е. непосредственное управление после реконструкции ляжет на плечи ТСЖ, а деятельность, связанная с задачами обеспечения функционирования отрасли в целом, — на крупные предприятия. Частное предприятие, будь оно хоть трижды честным, в первую очередь заинтересовано в получении прибыли и в убыток себе работать не будет. МП же способно обеспечить функционирование городской системы даже в условиях несвоевременного поступления средств от населения. Частным формам управляющих компаний это не под силу.

Современные условия требуют ухода от старой схемы взаимодействия населения, муниципалитета и поставщиков (подрядчиков). Опыт МУ показывает пример формирования «виртуальных должников», когда, по сути, из-за несовершенства законодательства образуются дыры по двум направлениям. Во-первых, наличие постоянной составляющей в доле неплатежей населения, которая не предусмотрена ни в тарифе, ни в рентабельности предприятия, ни в городском бюджете, и, во-вторых, дисбаланс, образующийся из-за разницы в системах расчета между населением, поставщиками и УК (см. «Хронограф» №203 (38) от 22.10.2007г.). Процедура доначисления повлечет социальный взрыв. Чтобы предприятию лавировать в такой ситуации, требуются существенные оборотные средства, а старая система автоматически делает небольшие УК потенциальными банкротами. Выстраивание работы по новой для России системе не подразумевает сохранения пережитков старой, и реконструкция жилфонда, повышение его энергоэкономичности и оснащение приборами учета на вводе создадут условия для успешной реализации реформы ЖКХ.