Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №39 (204) | 29 октября 2007г.
 

Агитировать можно

Только не в СМИ

Татьяна Никонорова

29 октября рабочая группа областной избирательной комиссии будет рассматривать поступившую в конфликтную комиссию облизбиркома жалобу на щиты, содержащие агитационные материалы партии ЛДПР. Заявитель усмотрел нарушение в том, что на агитационных щитах отсутствуют выходные данные. Вместе с тем достаточно много вопросов возникает в связи с размещением агитационных щитов и других политических партий — «Единой России» и «Справедливой России». В частности, из-за пробелов федерального законодательства срок, в который можно распространять агитационные материалы, по сути, вообще ничем не ограничен.

Напомним, согласно действующему законодательству агитационный период для политической партии начинается со дня выдвижения федерального списка и заканчивается за сутки до голосования. Т.е. согласно действующему законодательству все агитационные материалы, требующие оплаты из избирательных фондов, могут активно размещаться сразу же после выдвижения политической партией избирательного списка, поскольку сам избирательный фонд формируется после заверения этого списка ЦИК РФ.

Вместе с этим жесткому ограничению по срокам подвергается всего лишь агитация в СМИ. Она должна начинаться за 28 дней до выборов и должна заканчиваться за сутки до голосования. Вместе с этим сроки размещения предвыборной агитации «другими, не запрещенными законом способами» (а щиты именно таким способом и являются), вообще никак не регламентированы. В частности, на отчетно-выборной конференции «Единой России» (ЕР), которая состоялась 17 сентября, еще до официального выдвижения федерального избирательного списка руководитель регионального отделения (РО) ЕР Виктор Сазонов отметил, что на территории Самарской обл. уже размещено 200 щитов с информацией о деятельности партии, и посетовал, что этого количества крайне мало. А вообще, плакаты с символикой ЕР стали появляться в регионе еще в конце августа.

Следует отметить, что первой партией в регионе, озаботившейся предвыборной политической рекламой, стала партия «Союз Правых Сил» (СПС), однако агитационные начинания ее лидера Никиты Белых довольно быстро были прекращены в связи с официальным стартом избирательной кампании (см. «Хронограф» №32 (197). Причем плакаты были сняты в связи с тем, что выборное законодательство запрещает в избирательный период агитацию, оплаченную не из избирательного фонда. Следует отметить, что на сегодняшний момент плакаты с «достройкой капитализма» в Самарской обл. так и не появились. Что характерно, в связи с началом предвыборной кампании плакаты, содержащие политическую информацию о ЕР, не снимались, несмотря на то что и их первоначальное размещение было оплачено не их избирательного фонда, потому что последнего на тот момент просто не существовало.

В предвыборном штабе политической партии «Справедливая Россия» (СР) информацию о законности размещения агитационных материалов на рекламных щитах предпочли не комментировать. Это неудивительно, если принять во внимание тот факт, что решение об открытии специального избирательного счета, необходимого для формирования избирательного фонда для РО, было принято на заседании облизбиркома только 18 октября, а рекламные плакаты к тому времени в Самарской обл. уже присутствовали достаточно длительное время.

Складывается ощущение, что в Самарской обл. достаточно свободно разместить агитационные плакаты могут только три партии — ЕР, ЛДПР и СР.

Некоторые эксперты «Хронографа» связывают безбоязненное размещение плакатов с символикой ЛДПР и СР с личностью руководителя рабочей группы по предварительному рассмотрению жалоб (иначе говоря, конфликтной комиссии) облизбиркома, члена ЛДПР Сергея Юрина. Еще до формирования облизбиркома Юрин на общественных началах выполнял обязанности помощника депутата Самарской губернской думы (СГД) Олега Дьяченко. До последнего момента и партия СР, и ЛДПР рассматривались как политический резерв ООО «УКХ «Волгопромгаз» (см. «Хронограф» №32 (197) от 17.09.07). Правда, по словам Юрина, как таковых жалоб на размещение предвыборной агитации в облизбирком не поступало, а он сам склонен доверять порядочности политтехнологов.