Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №36 (201) | 8 октября 2007г.
 

Пассажир всегда крайний

Самарским пассажирам не платят за «участие» в авариях

Татьяна Васильева

5 октября в Самаре, на кольце Московского шоссе рядом с автовокзалом, столкнулись троллейбус и КАМАЗ. В последнее время аварии, фигурантами которых выступает общественный транспорт, стали достаточно привычным явлением для Самары. Между тем пассажиры общественного транспорта, как правило, не получают никакой компенсации. Связано это с тем, что самарские городские власти предпочитают не выносить на слушания в гордуму законопроект об обязательной ответственности предприятий-перевозчиков за некачественно оказанные услуги.

Руководителя департамента транспорта мэрии Самары Валерий Графский активно увлекся реформированием муниципального транспорта (см. «Хронограф» №32 (197) от 17.09.07). При этом он предпочитает не замечать отсутствие муниципального закона, обязывающего пассажироперевозчиков выплачивать компенсации в случае аварии. Аварии с участием муниципального транспорта превращаются в нормальную картину дня.

5 октября случилось очередное напоминание об этом. В центре Самары, на кольце Московского шоссе рядом с автовокзалом, столкнулись КАМАЗ и троллейбус. На этот раз обошлось без жертв. Однако финансовой компенсации за некачественно предоставленные услуги пассажиры не смогут получить. Для этого на местном уровне должен быть принят закон, предусматривающий порядок осуществления компенсации пострадавшим в аварии пассажирам. В Самаре такого закона не существует. В этой связи по системе ОСАГО ни один гражданин города на компенсацию претендовать не может, как бы ни были нарушены его права.

Данное положение дел способно навести на мысли о том, что Валерий Графский (креатура Группы «СОК») заинтересован в том, чтобы финансовые интересы частных перевозчиков этим законом не ущемлялись. Хотя, по мнению самарского страхового советника Олега Кокорева, такой закон муниципалитету крайне необходим. «Сейчас обязательное страхование пассажиров осуществляется только при междугородных автобусных, авиационных и железнодорожных перевозках, — заявил он «Хронографу». — Причем только в самолете и поезде на руки пассажиру выдается документ — билет, в котором отражен факт наличия страховки.

При пользовании междугородними автобусами у пассажира даже такого документа нет. Конечно, все уже предусмотрено в тарифах, но, тем не менее, пассажирам в случае ДТП лучше позаботиться по возможности о том, чтобы их сразу внесли в протокол в качестве пострадавших. Но не все так просто. Конечно, увеличение гарантий для потерпевших — вещь хорошая, но тут не продуман механизм сохранения финансовой устойчивости страховых компаний».

Сейчас в Госдуме готовится проект поправок к Закону об ОСАГО, в котором предлагается следующее определение потерпевшего: «Лицо, жизни, здоровью или имуществу которого был причинен вред при использовании транспортного средства иным лицом, в том числе пешеходы...и пассажиры транспортных средств — участники дорожно-транспортного происшествия». Страховую сумму в части возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью, предлагается ограничить 160 тыс. р. на каждого потерпевшего независимо от их числа.

По словам члена координационного совета Московского городского отделения межрегионального общественного объединения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслава Чулкова, вводить для перевозчиков систему принудительного страхования нельзя. Если перевозчик, независимо от наличия пострадавших, всегда будет вынужден принудительно платить страховые взносы, а при наличии пострадавших нанесенный ущерб будет оплачивать не он, а страховая компания, то у перевозчика не будет никаких экономических стимулов заботиться о безопасности перевозок. Это приведет только к повышению стоимости перевозок без повышения их безопасности. Необходимо в состав лицензионных требований для перевозчика добавить требование о гарантиях выплаты пострадавшим пассажирам в соответствии со специально разработанной шкалой. В качестве обеспечения таких гарантий можно предложить наличие страхового депозита перевозчика в банке, части уставного капитала, наличие полиса добровольного страхования ответственности перевозчика и т.д. «При такой постановке вопроса пассажирам будет гарантирована компенсационная выплата, а перевозчик сам выберет наиболее эффективный способ обеспечения гарантий компенсации.

При этом у него остается стимул бороться за безопасность, т.к. от этого напрямую будут зависеть его затраты и материальное благополучие», — уверен Чулков.

Кстати, некоторые самарские таксопарки добровольно страхуют ответственность перед пассажирами, но узнать об этом бонусе от диспетчеров таксопарков почему-то невозможно

Справка:

В Туле страховать пассажиров троллейбусов и трамваев начали еще в конце 2003 г. Вопреки мнению скептиков, городской транспорт не только не разорился из-за страховых отчислений, но в начале эксперимента даже увеличил выручку от проданных билетов на 14%. Здесь каждый пострадавший пассажир троллейбуса или трамвая может обратиться в управление транспорта и связи городской управы и получить материальное возмещение ущерба: 500 р. Это минимальный размер страховой выплаты. Максимальная же сумма страховки — 10 тыс. р.