Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №36 (201) | 8 октября 2007г.
 

Судьба АБД решена

АВТОВАЗ переведет акции дочернего банка в собственность своего сбытового холдинга

Вячеслав Ильин

В ЗАО «Автомобильный банкирский дом» (АБД) сменился председатель совета директоров: вместо Владимира АРТЯКОВА, назначенного губернатором Самарской обл., эту должность занял руководитель сервисно-сбытового холдинга ОАО «АВТОВАЗ» Александр ПРОНИН. Одновременно на баланс холдинга начат перевод акций АБД, ранее принадлежавших дочерним структурам ВАЗа. Это свидетельствует о том, что Группа АВТОВАЗ определилась с предназначением АБД. Теперь банкирский дом будет действовать в первую очередь как дочерний банк, кредитующий население на приобретение вазовских автомобилей.

ЗАО «Автомобильный банкирский дом» (АБД, ранее банк «Волна») было создано в Москве в 1994 г. Во второй половине 90-х гг. эта кредитная организация была выкуплена топ-менеджерами ОАО «АВТОВАЗ», а ее головной офис перенесен в Тольятти. К осени 2005 г. акционерами банка являлись автозавод, связанные с ним ОАО «Автомобильный Всероссийский Альянс» (AVVA) и ЗАО «Центральное отделение «Автомобильной финансовой корпорации» (ЦО АФК), а также топ-менеджеры АВТОВАЗа. Длительное время банк работал в основном как расчетный центр автозавода и связанных с ним предприятий, в первую очередь вазовских дилеров.

За это в узком кругу тольяттинские банкиры называли АБД «кассой ВАЗа». С 2001 г. банк начал все более активно развивать работу с другими клиентами, в первую очередь программы автокредитования в партнерстве с дилерами АВТОВАЗа. По неофициальной информации, инициатором запуска этой программы являлся председатель правления АБД Михаил Зильберштейн (на фото).

После отставки председателя совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» Владимира Каданникова из состава акционеров АБД вышли все физические лица, а принадлежащие им акции были зарегистрированы на сам автозавод, а также AVVA и ЦО АФК. К началу сентября 2007 г. 100% акций АБД были пропорционально распределены между этими тремя структурами.

К настоящему времени планы АВТОВАЗа в отношении кредитного учреждения и дальнейшие пути развития АБД окончательно прояснились. Об этом говорят изменения в составе совета директоров и акционеров тольяттинской кредитной организации. В конце сентября председателем совета директоров банка стал бывший первый вице-президент ООО «Группа АВТОВАЗ» Александр Пронин. На этом посту он сменил Владимира Артякова, который в конце августа этого года был назначен губернатором Самарской обл. и теперь, как госчиновник, не имеет права занимать должности в коммерческих организациях. К настоящему времени Александр Пронин является генеральным директором сервисно-сбытового холдинга, который сейчас создает АВТОВАЗ на базе подконтрольных предприятию дилеров.

Параллельно начались изменения и в составе акционеров тольяттинского кредитного учреждения.

На баланс вновь созданного холдинга в ближайшем будущем предполагается передать акции АБД, принадлежащие AVVA (около 33%). Скорее всего, в дальнейшем в собственность холдинга перейдет и аналогичный пакет акций вазовского банка, принадлежащий в настоящее время ЦО АФК. По мнению одного из самарских банкиров, Группа АВТОВАЗ может пойти и на консолидацию всех акций АБД в собственности своей дочерней организации, передав при этом на баланс холдинга и пакет, который в настоящее время зарегистрирован на ОАО «АВТОВАЗ».

Такие изменения в составе акционеров и назначение председателем совета директоров Александра Пронина говорят о том, что АБД теперь будет действовать как дочерняя структура Группы АВТОВАЗ, кредитующая физических лиц на приобретение автомобилей вазовского производства. По аналогичной системе работает ряд иностранных корпораций — Ford (Ford Credit), Volkswagen AG (Volkswagen Group Finance), General Motors (G-MAC), Toyota (Toyota Kreditbank GmbH) и др. Вероятно, в дальнейшем программы автокредитования АБД будут существенно расширены.

О планах развития АБД и его программ автокредитования говорит и облигационный заем, зарегистрированный Центробанком в первой половине сентября 2007 г. О планах тольяттинского кредитного учреждения обратиться к выпуску облигаций стало известно еще в конце 2006 г. Тогда в кредитном учреждении заявляли, что «в перспективе банк планирует привлечение долгосрочных ресурсов на организованном рынке ценных бумаг: облигационные и вексельные займы, секьюритизация активов». Сумма сентябрьского займа, обеспеченного автокредитами, составилаЗ,5 млрд. р. Организатором сделки выступил Bayerische Hypo-und Vereinsbank AG, входящий в Uni-Credit. Предполагается, что это позволит банку сделать более выгодными для заемщиков условия по кредитованию на приобретение автомобилей Lada по программе «Lada Финале» (см. «Хронограф» №31 (196) от 10.09.07). По мнению экспертов, обращение к облигационному займу связано как с дефицитом средств на развитие автокредитования, так и с необходимостью создавать сеть региональных подразделений. Еще в конце прошлого года представители банка заявляли о планах расширения своего территориального присутствия. В частности, в программе развития банка предусматривалось «расширение региональной сети представительств и открытие кредитно-кассовых офисов».

Организация представительств и кредитно-кассовых офисов (ККО) может быть вызвана как необходимостью более активной кредитной поддержки продаж автомобилей производства ВАЗа, так и высоким уровнем просрочек при дистанционном кредитовании. С этой проблемой АБД столкнулся из-за дистанционной работы по кредитованию через дилеров ВАЗа.

Благодаря поддержке Группы АВТОВАЗ и его дилеров АБД при достаточно существенных инвестициях может превратиться в банк федерального уровня. Аналогичным образом развивался Русфинанс Банк (ранее Промэк-Банк), создавший сеть представительств при поддержке своего прежнего собственника — Группы «СОК», а также подконтрольных ей дилеров. Поддержка со стороны АВТОВАЗа, скорее всего, позволит АБД закрепиться на рынке даже несмотря на высокий уровень конкуренции в сфере автокредитования в наиболее экономически развитых регионах. Причем в этом сегменте АБД может со временем подвинуть одного из лидеров автокредитования — самарский Русфинанс Банк. У этой организации до сих пор значительная часть кредитов приходится на недорогие автомобили — вазовские машины, а также «нашемарки» и иномарки эконом-класса. Впрочем, это не исключает продолжения сотрудничества ВАЗа и его дилеров с другими банками, кредитующими население на приобретение автомобилей.

По мнению управляющего самарским филиалом Росбанка Александра Шевякова, у АБД существовал проект по кредитованию автомобилей, озвучен он был полтора года назад, но заметного влияния на рынок не оказал. Оценивать перспективы дальнейшего развития АБД Шевяков не стал.

По мнению еще одного самарского банкира, АБД трансформируется по классической схеме дочернего банка автоконцерна, уже опробованной многими иностранными автопроизводителями. Однако создание сети ККО и тем более филиалов потребует очень существенных инвестиций. Как считает банкир, для выхода в основные регионы АБД потребуется порядка $50 млн. Если же банк планирует открывать свои подразделения во всех крупных городах, то сумма инвестиций может составить $200-300 млн.

Получить комментарии на АВТОВАЗе и в АБД не удалось.

Справка:

Финансовые показатели АБД на апрель 2007 г.:

- валюта баланса — 7,660 млрд. р.;

- кредиты, выданные коммерческим организациям — 0,9 млрд. р.;

- средства юридических лиц — 2,578 млрд. р.;

- средства частных лиц — 0,859 млрд. р.;

- уставный фонд — 0,351 млрд. р.;

- собственный капитал — 1,674 млрд. р.

По информации www.banks-rate.ru