Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №35 (200) | 1 октября 2007г.
 

Сергей Очиров:

«План Путина» — не партийная бравада

Татьяна Никонорова

Назначение на пост губернатора области Владимира АРТЯКОВА по-прежнему остается одной из наиболее обсуждаемых тем в губернии. Само назначение уже принесло достаточно ощутимый эффект — в настоящий момент никто не сомневается, что существенная корректировка политического курса с последующей ориентацией на федеральную власть в Самарской обл. неизбежна. Пока СМИ и околополитическими кругами обл. обсуждаются перспективы вхождения той или иной кандидатуры в избирательный список партии «Единая Россия», забытым остается другой вопрос — выстраивание административного ресурса области под потребности новой системы. Свою оценку ситуации, сложившейся в мэрии г.Тольятти, а также перспектив избрания нового мэра корреспонденту «Хронографа» предложил руководитель избирательного штаба партии «Единая Россия» по г.Тольятти Сергей ОЧИРОВ.

- Сергей Васильевич, в связи с активной подготовкой к выборам в Госдуму на второй, а то и на третий план отошла другая не менее важная для Тольятти тема — избрание мэра. В настоящий момент кризис исполнительной власти в Тольятти достиг невиданного размаха, полностью оказалась парализована строительная отрасль, и не она одна. Вместе с тем не следует забывать, что стабильное функционирование муниципалитета для тольяттинца не менее важно, чем наличие неких представителей от Тольятти в Госдуме. Также не вызывает сомнения, что новому мэру придется заново выстраивать практически всю административную систему в городе.

- Ситуацию в мэрии Тольятти сейчас трактуют совершенно по-разному. С одной стороны, говорится, что в наших исполнительных органах безвластие, с другой стороны -многовластие, но суть проблемы это не меняет. Если говорить о строительном рынке, то это только одно из проявлений этого явления. И эта проблема стала наиболее заметна именно потому, что сейчас в стране в активную фазу перешел приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России». К нему приковано много внимания, соответственно, то, что происходит на строительном рынке Тольятти, попало под пристальные взгляды. Для строителей столь пристальное внимание я считаю благим, т.к. это поможет им сознательно уйти от коррупционной составляющей в их бизнесе. Там, где есть прозрачность, там нет коррупции.

Множество проблем, например, в ЖКХ. Практически до июня-июля 2007г. некоторые из расходных статей в этой отрасли не финансировались вообще. Т.е. строка в бюджетной росписи есть, дума утвердила, а финансирование не открывается. А исполнение, заметьте, контролируется. Одно из проявлений коллапса в мэрии.

Поэтому я и взял сейчас на себя смелость сказать, что всю полноту возложенных на нее функций мэрия Тольятти пока не выполняет. Я не думаю, что кризис в мэрии — кризис личностный, когда несколько чиновников во главе с мэром так или иначе были вычеркнуты из управления городом. Кризис в мэрии системный, когда сам принцип управления городом оказался в противовесе федеральной власти. При старой системе происходило расхождение интересов федеральной власти и интересов муниципалитета. Дело даже не в том, что сейчас большее количество доходов городской казны уходит в сторону федерального бюджета. Дело в том, что федеральный центр готов идти навстречу муниципалитетам практически по всем вопросам -от реализации муниципальной реформы по ФЗ-131 до капитального ремонта жилого фонда, на который отпущены федеральные средства. Поэтому муниципалитетам, и я имею в виду не только тольяттинский, придется научиться не противопоставлять себя федеральному центру, а взаимодействовать с ним. В этом принципиальная разница настоящей ситуации с той, которая была, скажем, пять лет назад.

- Несмотря на то что срок выборов еще не определен, в СМИ называется достаточно большое количество имен претендентов на пост мэра г. Тольятти, упоминаются их связи с финансово-промышленными группами, их шансы стать градоначальником. Называется в числе прочих и ваше имя. Есть ли у вас намерение управлять городом, и если есть, какие перспективы вы видите для себя? И какие требования к кандидатуре мэра вы бы назвали основными?

- Сейчас относительно этого делается весьма большое количество предположений. О своих «мэрских амбициях» я тоже слышал. Относительно себя могу сказать только одно: у меня нет намерения занять кресло мэра Тольятти. Относительно других возможных кандидатур ничего сказать не могу, каждый из них сам реально оценивает свои возможности и, соответственно, строит какие-либо планы. Персональную оценку давать не хочу.

Что касается тех требований к кандидатуре мэра, которые я бы назвал приоритетными, то здесь могу сказать следующее. Губернатор будет отдавать приоритеты личностям, которые необходимы для развития всей системы региональной власти, а не местных ФПГ. Безусловно, взаимодействие бизнеса и административного ресурса по принципиальным вопросам будет сохранено, но функционирование любой ветви власти в узкокорпоративных интересах теперь уже невозможно. И партия ЕР, и губернатор придерживаются подобной позиции.

- Какова оценка роли ФПГ в череде выборов, которые ожидают Тольятти?

- Никто не оспаривает, что региональные ФПГ по-прежнему обладают весомым уровнем влияния в области, по-другому просто не может быть. В конце концов экономика Самарской обл. ими и формируется. Но с другой стороны — приход федерала на поле губернской политики — решение и логически, и тактически верное. Артяков — фигура консолидирующая, уравновешивающая существующий сейчас расклад губернских политических сил. И по аналогии можно ожидать, что подобное будет ожидаться и от нового мэра Тольятти. Аналитически разбирая ситуацию, которая связана с мэром не только в Тольятти, но и в других городах России, можно прийти к выводу, что необходимо выстраивать вертикаль власти — от президента РФ до мэров, иначе возникает бардак. Четкая ротация кадров с периодичностью в 5 лет — также абсолютная необходимость. Эта мера предупреждает обрастание связями, коррумпированность, кроме того, позволяет привлекать к управлению кадры со свежим взглядом на ситуацию. Уже установлено, что за 8-летний срок глаз человека замыливается и невозможно видеть очевидное. Титов управлял губернией 16 лет. Необходимо также отдать должное работе Артякова на поприще автомобилестроения — определенные стратегические ходы уже имеют положительную оценку в городе. Есть вера, что с ним машиностроение, АВТОВАЗ и Тольятти будут активно развиваться.

- В таком случае, опираясь на недавний опыт снятий и назначений в правительстве области, можно сказать только одно: оптимальной будет кандидатура извне. Вместе с тем процедура избрания мэра пока еще никем не отменена. По-вашему, захотят ли толъяттинцы довериться не знакомому им человеку?

- При хорошем, правильном пиаре может быть кандидатура извне. Однако стоит учитывать и тот факт, что город непростой, со своим конгломератом проблем, поэтому есть резон искать внутри городской среды. Однако, однозначно, это должен быть человек не из среды олигархов и не причастный к ОПГ. Такие люди в городе есть. Но пойдут ли они во власть, вот в чем вопрос.

Откровенно говоря, для нового мэра было бы гораздо лучше, если бы он был свободен от каких-либо партийных обязательств или обязательств перед бизнес-структурами, финансово-промышленными группами. Да, для «Единой России» было бы почетно, если бы тольяттинцы предпочли видеть своим мэром одного из ее членов. Но партия будет выстраивать отношения с любой персоной, которая окажется в кресле градоначальника.

- Ваше назначение на пост руководителя тольяттинского избирательного штаба достаточно неожиданное. Каковы первоочередные задачи, которые вы для себя определили, и насколько сложнее быть партийным функционером, чем, скажем, заниматься финансами?

- Да, в свете этого назначения меня можно назвать функционером. Но в абсолют я бы трактовку моей должности не возводил. Тем более что в процессе предвыборной подготовки нам придется решить не одно уравнение со множеством неизвестных. Когда мне предложили стать руководителем штаба, на тот момент рассматривалось несколько кандидатур, и я согласился не сразу, поскольку это весьма ответственная должность, особенно в свете требований федерального центра обеспечить достаточно высокий процент голосования за нашу партию.

Необходимость достаточно высокой явки обусловлена не тем, что кому-то во властных структурах так сильно нравится ЕР. Просто в парламенте, как в одном из политических институтов, требуется присутствие сильного консолидирующего центра.

Таким центром ЕР в Госдуме предыдущего созыва являлась, надеюсь, свое качество она сохранит и в новом созыве. На счету ЕР порядка 30 реализуемых партийных проектов, которые охватывают все аспекты нашей жизни: образование, здравоохранение, патриотическое воспитание, формирование промышленного потенциала, формирование кадрового резерва. Все эти проекты запущены, по отдельным уже получены результаты.

- Наличие партийной программы — основное требование для каждой политической партии. И все провозглашают курс на стабильное развитие, повышение уровня и качества жизни и т.д. С чем персонально на выборы идет ЕР?

- Я не оспариваю права других партий предлагать рациональные способы решения существующих проблем и добиваться их реализации. Но критический анализ существующих партийных программ говорит мне о том, что все это в той или иной степени присутствует в партийной программе ЕР.

Хочу отметить, что «план Путина» — это не партийная бравада, не политический бренд партии, а реально работающая программа. Ее реализация привела к тому, что в демократической России были запущены к реализации беспрецедентные национальные проекты, страна полностью рассчиталась со своими западными кредиторами, бюджет стал профицитным.

В настоящий момент мы имеем все возможности для того, чтобы повышать МРОТ, базовую часть пенсий, зарплаты бюджетникам. В стране был провозглашен курс на реализацию социальных потребностей каждого гражданина.

В существующей ситуации перемена политического курса может обернуться тем, что страна будет снова отброшена на 5-7 лет назад. Хотят ли этого россияне? Я думаю, что не хотят.