Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №35 (200) | 1 октября 2007г.
 

Семь проблем мэра

Пути вывода Тольятти из системного кризиса

Виталий Зыков, президент ООО фирма «ВИЗА&raq

Кризис власти в Тольятти привел к тому, что новому мэру кроме своих прямых обязанностей придется выполнять функции антикризисного менеджера. При этом ему придется действовать быстро и решительно. Дело в том, что, с одной стороны, в городе необходимо усиливать федеральный вектор, что далеко не всем может понравиться. С другой — времени упущено много и права на раскачку новый мэр просто не получит.

Проблема деградации власти

Еще несколько лет назад пост мэра Тольятти многие оценивали как завидную должность. Однако за годы ситуация существенно изменилась. В первую очередь муниципальный ресурс стал менее привлекателен в материальном плане. Бюджет уже не представляет столь фантастическую цифру, как во времена Сергея Жилкина. Имущество в значительной степени приватизировано. По крайней мере, стартовый капитал на городском хозяйстве, как это было в начале 90-х годов прошлого века, сегодня не сделаешь. Строительная отрасль замкнулась на земельную проблему. Хотя земельная проблема основывается на проблеме чиновничьего беспредела.

На фоне этого мы наблюдаем деградацию обеих ветвей власти. Николай Уткин создал, если так можно выразиться, систему управления, в которой мэр имел ограниченную зону ответственности. Такие чиновники, как первый вице-мэр Николай Ренц, начальник управления земельными ресурсами Наталья Немых, начальник департамента потребительского рынка Хетаг Тагаев или генеральный директор МУП «ПО КХ г.Тольятти» Александр Дружинин, действовали в значительной степени самостоятельно. При таком паритете полномочий в самых острых моментах мэр получал возможность оставаться в тени. Уткин не учел лишь того, что основной груз ответственности все равно остается на нем. Когда разразился скандал с вымогательством взятки, для всех стало очевидным, что в городе мэра больше нет.

Одновременно Тольяттинская городская дума демонстрирует полную неспособность работать продуктивно в интересах города. Городской парламент раздирает борьба за посты, за влияние на аппарат, за продавливание решений в интересах той или другой ФПГ. В результате при отсутствии мэра дума в течение полугода демонстративно бездействует. То, что до сих пор никто в городе не подал искового заявления в суд или не написал жалобу в прокуратуру, показывает лишь то, что город привык обходиться без своих «избранников».

На фоне этого мы наблюдаем, как в исполнительной власти наращивается присутствие сторонних сил. Скандал с выдачей разрешений на строительство наглядно показывает, что новые силы ищут в городе рычаги воздействия на местный бизнес в канун выборов. Вряд ли кто сомневается, почему вдруг строители сменили свое негодование на спокойные заявления о том, что «проблемы решаются».

Остановить процесс разрушения системы управления сегодня некому. Нет сильных фигур в городском управлении, способных воспрепятствовать разрушительным процессам в муниципальной власти.

Проблема заинтересованности

Мы видим неспособность политических лидеров консолидировать свои усилия на развитии города. Это не имеет прямого отношения к мэру, но в любом случае рачительный хозяин должен иметь полное представление о политических процессах, происходящих в городе. Должен уметь влиять на них, чтобы город получал максимальную выгоду даже из политической борьбы. Сегодня в Тольятти ни выгоды, ни политических процессов, ни «хозяина».

И все это мы наблюдаем при усилении федерального вектора. Когда растет ответственность, когда все сложнее становится договариваться и прятать свои не очень пригодные для публичной огласки дела. Отсюда и результаты. Во власть стремятся либо варяги, в любой момент готовые исчезнуть из мэрии, либо люди, просто не понимающие, как они рискуют, стремясь во что бы то ни стало занять пост первого лица в городе (депутат Госдумы Анатолий Иванов). Те же, кто еще на прошлых выборах стремился занять пост мэра для решения своих бизнес-задач, предпочитают не проявлять повышенной активности.

Хотим мы того или нет, но пришло время людей состоявшихся, не заинтересованных в сиюминутной выгоде. Тех людей, которые еще недавно заявляли, что им пост мэра неинтересен, т.к. в бизнесе они имеют гораздо большие возможности. Что для них муниципалитет — это шаг назад, точнее, вниз. Вряд ли сегодня можно принимать такую аргументацию. Служение обществу никогда не было зазорным занятием. Другое дело, еще совсем недавно служить обществу в муниципальном управлении было почти невозможно. Многие дистанцировались от этого просто для того, чтобы не быть к этому причастными. Пришло время менять свои жизненные позиции. Сегодня оставаться в стороне — значит проявлять безответственность.

Проблема системы управления

Тем не менее за общественным служением прячется рутинный труд. Причем труд, связанный с решением целого комплекса проблем. А для этого от нового мэра потребуются нетолько решимость и политическая воля, но и управленческий опыт. Времена начальников, которые ничего кроме своих кабинетов не видели, безвозвратно прошли.

Первой задачей для нового мэра станет выстраивание эффективной системы управления. Нынешняя система способна только стимулировать коррупцию и подчинять город интересам ФПГ, вложившихся в избрание мэра. Мы видим эти процессы в Самаре. Мы наблюдали их в Сызрани. Сегодня они начались в Тольятти. То, что мэрия распространяет официальные заявления о «недобросовестности» строительных фирм, говорит о многом.

Власть должна не воевать с бизнесом, а создавать для всех субъектов равные условия. Привлекать бизнес на территорию, заставлять его работать в интересах города. Проще говоря, стремиться к повышению инвестиционной привлекательности территории. Сегодня в Тольятти наблюдаются обратные процессы. И на вопрос, что может мэр сделать сегодня, ответ напрашивается один: ничего.

Вряд ли это возможно при таком количестве чиновников и такой разросшейся системе. Систему правления нужно оптимизировать и добиваться ее полного подчинения мэру. А уж мэр будет отчитываться перед избирателями, перед федеральными структурами, перед законом. Других принципов построения системы нет и быть не может.

Проблема собственности

Выстроив систему управления, мэру придется определить свои принципы работы с муниципальной собственностью. Что делать с тезисом, что власть не может быть эффективным собственником, если мы на протяжении 15 лет убеждались, что бизнес также эффективным собственником быть не может? Можно сколько угодно дискутировать на эту тему. Чтобы не сотрясать воздуха без всякого толку, необходимо определить правила игры.

Необходимо один раз определить: зачем нужна городу собственность. Вариантов, скорее всего, два. Первый: город должен гарантировать свою жизнеспособность. Речь идет о функционировании инфраструктуры, которая является системой жизнеобеспечения города. Это ЖКХ, энергетика, транспорт, культура, образование, системы социального обеспечения.

Если мы отдадим это бизнесу, то вполне возможно, что в скором времени система если не прекратит свое существование, то уж, конечно, утратит свое прямое предназначение. Бизнес стремится получать прибыль. В противном случае это нежизнеспособный бизнес.

Второй — это собственность, из которой как раз можно извлекать прибыль. Здесь мэр должен четко рассчитать, что выгоднее — продать, сдать в аренду, организовать МУП. Каждый случай должен рассматриваться в отдельности. Главное — для мэра это не должно быть «лакомым куском» и местом извлечения личной прибыли.

Проблема земли

Земля — одна из самых страшных проблем в Тольятти. Сегодня мы видим, что земельные отношения плавно перешли в криминальную область.

Земля должна стать для города ресурсом роста и развития. Земля должна стать основой привлечения инвестиций. Земля должна стать рычагом управления при решении стратегических задач. Сегодня земля является не более чем ресурсом для обогащения чиновников и теневых структур. Мэру придется это ломать без всякой жалости.

Проблема вертикали

Сегодня мэра Тольятти выбирают. Это наша беда. Парадокс, но это именно так. Бизнес-структуры научились манипулировать электоральными массами. В результате народный избранник оказывается обремененным обязательствами не перед избирателями, а перед спонсорами своей кампании. Выйти из-под этой зависимости можно только изменив способ избрания мэра. Но т.к. это сейчас невозможно, то мэр должен четко определить свою принадлежность к команде губернатора. Опять парадокс: речь идет не о снижении роли местного самоуправления, а наоборот.

Сегодня только поддержка (а может, даже и покровительство) губернатора позволит мэру проводить свою политику в интересах территории. Надо понимать, что никто не ставит целью репрессирование бизнес-структур. Наоборот. Новый мэр должен всеми силами бороться за привлечение инвестиций, новых бизнес-структур на территорию. Это новые рабочие места, новые налоги.

Отдельной заботой должно стать развитие мелкого предпринимательства. Только не в смысле увеличения продажи на рынках турецкого и польского хлама, а в смысле развития производственных сфер. Развитие поставщиков и обслуживающих фирм вокруг основных промышленных предприятий. Малый бизнес — это безусловное пополнение местного бюджета. Безусловное, потому что большинство малых предприятий платят либо вмененный налог, либо налог по УНСО. Просто программа развития малого бизнеса должна быть реальной, а не сводиться к дележу 8 млн.р., как это было у нас несколько лет назад. При этом никто не должен иметь административного преимущества. Все должны быть «равноудалены» от мэрии. Работать в таком режиме можно только в связке с губернатором, представляющим федеральные структуры.

Проблема команды

Если мы хотим, чтобы связка «губернатор-мэр-территория» работала предельно эффективно, то необходимо исключить все политические противоречия. Здесь нет ничего экстремального. Просто в регионе должна доминировать партия губернатора и президента. Это даст возможность работать с максимальной отдачей. Но эту задачу нужно начинать решать уже сейчас.

Все вышеперечисленное не составляет ничего сверхъестественного. Все задачи вполне выполнимы. Нужно только создать профессиональную команду. В среде чиновников таких профессионалов, скорее всего, нет. Если исключить корпоративные интересы, то из бизнеса люди пойдут в муниципалитет только при наличии возможности работать продуктивно и в авторитетной команде. В противном случае дело, как всегда, закончится разговорами.