Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №32 (197) | 17 сентября 2007г.
 

Воспользовались моментом

СПС заявила о себе еще до избирательной компании

Юлия Андреева

На прошлой неделе в Самаре и Тольятти стали исчезать размещенные еще весной плакаты с изображением лидера партии «Союз правых сил» Никиты БЕЛЫХ. Выборное законодательство запрещает партийную агитацию, оплаченную во время предвыборной кампании не из средств избирательного фонда. Но, по мнению некоторых политологов, плакаты с изображением Белых уже успели сыграть свою роль и добавить очки партии.

Заранее спланированные акции, направленные на повышение узнаваемости накануне выборной кампании в Госдуму, были характерны далеко не для всех партий, представленных в Самарской губернии. Экспертами были отмечены только две партии — «Единая Россия» (ЕР) и Союз правых сил (СПС). «Кроме СПС, активную работу проводила ЕР, которая все действия правительства приписывала себе», — отмечает независимый юрисконсульт Олег Казачек. В то же время СПС по праву можно считать первой в Самарской обл. партией, которая сразу после выборов в СГД начала активную работу по информированию населения. ЕР вспомнила о своих проектах, заявленных еще перед выборами в СГД, только в августе.

На прошлой неделе плакаты с изображением лидера СПС Никиты Белых стали исчезать с рекламных щитов Самары и Тольятти. Выборное законодательство запрещает размещение любой информации о кандидатах и партиях, оплаченной не из средств избирательного фонда. Однако грамотно построенная агитация СПС все же успела сыграть свою роль и добавить очки партии.

По словам экспертов, то, что плакаты Белых — это своего рода продвижение партийного бренда, сомнений не вызывает, однако закон не запрещает партии проводить подобные акции. Белых рекламировал свою книгу «Достройка капитализма». «Эти плакаты выглядели как явная реклама его литературных произведений. В то же время очевидно, что это не просто книга, это программа партии. Здесь усматривается очень двойственная ситуация. С одной стороны, это можно оценивать как политическую рекламу, с другой стороны — нет», — отмечает директор центра «Социальная динамика и информация» Юрий Эйрих.

«Предвыборная агитация определяется законом о выборах, она становится предвыборной с момента назначения выборов. Сейчас также висят по городу плакаты с надписями: «Единая Россия» -партия Путина». И это не является нарушением законодательства. Как только ЕР и СПС подадут списки, они должны будут эти баннеры снять либо оплачивать их размещение из избирательного фонда», — говорит Олег Казачек. «Эти плакаты не могут быть признаны досрочной предвыборной агитацией, несмотря на то что они информируют общественность о существовании Белых и СПС, — утверждает депутат СГД Михаил Матвеев. — В то же время это достаточно распространенный конфликт, когда политик, находясь в рамках закона, способен заявить о себе. В свое время ряд граждан инициировали прокурорские проверки в мой адрес. Они оспаривали законность билбордов, на которых размещалась информация о Союзе народного самоуправления, где была и моя фотография. Меня обвиняли в том, что я досрочно вел мэрскую кампанию. А это обычная правовая возможность».

Эксперты расходятся во мнениях об эффективности такого метода, но в целом отмечают, что для СПС этот ход принес только положительные результаты. «Я не считаю, что это даст какие-то плюсы. Это просто повышение известности. Вряд ли произойдет какая-то перевербовка избирателей. У СПС стояла задача в повышении внимания избирателей к себе. И этой цели, на мой взгляд, они достигли», — говорит председатель Самарского регионального отделения партии «Яблоко» Игорь Ермоленко. Юрий Эйрих, говоря об СПС, убежден, что смысл рекламы, заключенный в достройке капитализма, не принесет партии дополнительных избирателей.

«Эффективность такой рекламы спорна. Такие термины, как достройка капитализма, не внесут ажиотаж в массы. Основная масса избирателей настроена консервативно, их больше интересует социальная составляющая. В то же время следует отметить, что лучше это делать, чем не делать, тем более в случае СПС», — отмечает он.

Олег Казачек отмечает, что тот или иной метод зависит в основном от особенностей партии. «Для разных партий по-разному. Иногда бывает лучше сказать последними. Ведь партия начала уже использовать те средства, которые направлены на предвыборную кампанию. И это получается очень дорогостоящий проект. Некоторые считают, что лучше сконцентрировать все средства на время проведения избирательной кампании», — говорит он. А вот Михаил Матвеев убежден, что заранее начатая избирательная кампания — достаточно грамотный ход со стороны кандидата или партии. «Существует расхожее мнение, что нет смысла тратить деньги за год или за полгода до выборов. Я считаю, что самый эффективный рубль тот, который был вложен тем раньше, чем больше срок до начала выборов. Деньги, которые кандидаты и партии тратят на последней неделе, стопроцентно выкидываются на ветер», — считает он.

По мнению экспертов, СПС такая реклама не дает преимуществ перед другими партиями. В то же время, отмечают они, этот ход позволит партии опередить по рейтингу своих мелких противников. «Особо серьезной форы это не дает никому», -считает Ермоленко. «Они на виду, мелким партиям фору могут дать», -говорит Юрий Эйрих. По мнению Матвеева, Белых поступил правильно, используя для агитации наружные плакаты: «Считаю, что Белых поступил очень правильно. Баннеры эффективны для малоизвестных кандидатов. Размещение на баннерах людей с высоким рейтингом произвело бы обратный эффект и работало бы как антиреклама».

"Хронограф" будет следить за развитием событий.