Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №32 (197) | 17 сентября 2007г.
 

Сменят незаменимого

Игорь Шитарев может покинуть «Моторостроитель» уже в этом году

Виталий Золотницкий

Генеральный директор ОАО «Моторостроитель» Игорь ШИТАРЕВ (на фото), бессменный руководитель предприятия на протяжении 20 лет, уже в этом году может уйти на заслуженный отдых. Хотя еще пару лет назад его персона в качестве руководителя считалась незаменимой. По крайней мере, официально. Однако с появлением на заводе московского собственника ГК «Каскол» его позиции пошатнулись. По мнению экспертов, усидеть в генеральском кресле Игорю Шитареву уже не удастся.

Атака «Каскола»

Московская ГК «Каскол», возглавляемая Сергеем Недорослевым, впервые проявила себя ярким заинтересантом в сфере скупки акций «космических» предприятий еще в 2005г. Именно тогда этот холдинг купил на вторичном рынке 20% акций разработчика и производителя жидкостных ракетных двигателей ОАО «Энергомаш». Тем самым он сделал первый шаг по внедрению на российский космический рынок. Консолидацию пакета ОАО «Моторостроитель» эта группа начала осенью 2006г. По неофициальной информации, процесс «завоевания» «Моторов» начался с приобретения 4% обыкновенных акций у главы ФГУП ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» Александра Кириллина. А уже в мае этого года Сергей Недорослев вошел в состав совета директоров «Моторостроителя». Понять интерес москвичей к самарскому заводу несложно: «Моторостроитель» — одно из немногих предприятий региона, которому удавалось держаться на плаву даже в годы повального закрытия промпредприятий. Утверждать, что завод работает с впечатляющей динамикой роста объемов производства, вряд ли возможно, но факт остается фактом: «Моторостроитель» — завод прибыльный. Так, в 2005г. выручка его составила 665 млн. р., а чистая прибыль — 20 млн. р.

Транслировалась информация, что первоначально генеральный директор ОАО «Моторостроитель» Игорь Шитарев готовился к «акционерной» войне с «Касколом». Утверждалось, например, что к приходу на завод московской компании он увеличил собственный пакет с 17% до 18% голосующих акций, возможно, таким образом, стараясь уменьшить степень влияния группы Сергея Недорослева. Однако один из акционеров предприятия опроверг эту информацию, заверив «Хронограф», что пакет Игоря Шитарева составлял 16,3% и к моменту появления «Каскола» не менялся. Став миноритарным акционером самарского предприятия «Каскол», предпринял ряд действий, максимально направленных на наращивание собственного пакета. Так, одним из крупных акционеров «Моторов» до недавнего времени являлся известный самарский предприниматель Алексей Леушкин. Кстати, в активе этого предпринимателя пакеты еще нескольких крупных самарских заводов — ОАО «Гидроавтоматика», ОАО «Завод Экран», ОАО «Завод Клапанов», ОАО «Металлист-Самара». На тот момент он контролировал порядка 11% акций «Моторостроителя».

Под прессингом

Летом этого года стала появляться информация, что Алексей Леушкин ведет переговоры с представителями «Каскола», целью которых мог стать обмен некими пакетами. А 5 июля этого года Алексей Леушкин официально подтвердил факт проведения встречных сделок с «Касколом». В результате москвичи получили акции на «Моторостроителе», передав Алексею Леушкину часть акций ОАО «Металлист — Самара». Некоторые миноритарии «Моторостроителя», а их суммарный пакет составлял около 15%, также продали «Касколу» часть своих акций.

Атака «Каскола» на Игоря Шитарева ощутимо усилилась в последней декаде прошлого года. По неофициальной информации, убедить его продать собственный пакет представителям «Каскола» почти удалось в августе 2006г. Однако москвичам якобы пришлось отвлечься на решение других безотлагательных проблем, и сделка не состоялась. Она состоялась в последних числах декабря 2006г. Пакет Шитарева был выкуплен в два этапа. При этом сумма сделки до сих пор ее участниками сохраняется в тайне. Хотя есть версия, что «Каскол» заплатил генеральному директору около $10 млн.

Что подвигло Игоря Шитарева отказаться от своего участия – также официально не комментировалось. Некоторые эксперты «Хронографа» выдвигали целый ряд версий. Однако официально предпочитали под своими высказываниями не подписываться. Например, выдвигалась версия, что некогда популярный в околокосмических федеральных структурах Игорь Шитарев исчерпал лимит доверия высокопоставленных чиновников. Основной причиной называлось нежелание Шитарева входить в предполагаемый холдинг «Двигатели НК». Интрига заключалась в том, что головным предприятием холдинга должно было стать печально известное своим плачевным финансовым состоянием ОАО «СНТК им. Н.Д. Кузнецова». И Шитарев не скрывал, что не позволит собственному предприятию тащить фактически «мертвый» СНТК. Более того, он почти договорился с Александром Кириллиным создать другой холдинг. Но реализовать эту идею не получилось. Так это или не так, мало кому известно. Но Шитарев начал сдавать позиции на «Моторостроителе». Не исключено, что продолжать сопротивление «Касколу» в результате было менее разумно, чем уйти на покой с хорошей «пенсионной» суммой.

Новый генеральный

Известно, что владельцем контрольного пакета «Моторов» является государство. Однако летом этого года пакет «Каскола» достиг уже 35% обыкновенных акций. Нетрудно предположить, что рано или поздно «Каскол» должен был предпринять попытку посадить в кресло генерального директора предприятия собственную креатуру. Официально такие заявления представители второго по величине собственника «Моторостроителя» пока не делают. По мнению ряда аналитиков «Хронографа», предположить подобное развитие событий можно практически со стопроцентной уверенностью. Источники, близкие к ситуации, утверждают, что позиции пока еще генерального директора завода Игоря Шитарева ощутимо слабеют. «Шитарева дожимают, это чувствуется, — заявил «Хронографу» один из источников на предприятии. — Совершенно не исключено, что уже в конце этого года он покинет кресло генерального директора «Моторов».

Разговоры о возможной кандидатуре нового генерального директора ОАО «Моторостроитель» в промышленной авиакосмической нише возникают с мая этого года. Однако никто до недавнего момента не был готов даже прогнозировать, кто же это может быть. Одни эксперты полагали, что «Каскол» «продавит» своего, другие делали ставку на основного собственника -государство. Предполагалось, что государство и частный бизнес не смогут договориться. Но конкретные фамилии возможных директоров не назывались даже предположительно.

Однако на днях «Хронографу» удалось выяснить, что первая кандидатура была озвучена. Но в узких кругах. Не исключено, что новым главой ОАО «Моторостроитель» уже в конце этого года станет начальник отдела Управления средств выведения, наземной космической инфраструктуры и кооперационных связей Федерального космического агентства, а с лета этого года председатель совета директоров ОАО «Моторостроитель» Николай Якушин. По одной из версий, именно эта кандидатура устраивает как представителей государства, так и представителей ГК «Каскол».

«Хронограф» будет следить за развитием событий.

Справка:

Группа компаний «Каскол» является акционером авиастроительных предприятий:

- ОАО «Нижегородский авиастроительный завод «Сокол»

- ОАО «Гидромаш»

- РКК «Энергия»

- НПП «Звезда»

- Авиакомпания «Волга-Днепр»

- ОАО «Моторостроитель».