Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №32 (197) | 17 сентября 2007г.
 

Мало и Дорого

ВоТГК вносит коррективы в малую энергетику

Татьяна Никонорова

11 сентября на заседании комитета по нефтехимии, ТЭК и охране окружающей среды депутаты Самарской губернской думы (СГД) обсудили изменения в областную целевую программу развития малой энергетики в Самарской обл. на 2006-2015 гг. Несмотря на то что обсуждаемая программа носит государственный характер, ее реализация во многом будет зависеть от того, какую позицию в этом вопросе займет руководство ВоТГК. Вместе с тем технический директор ОАО «ВоТГК» (ОАО «ТГК-7») Владимир ДИКОП (на фото) дал понять собравшимся, что эта позиция будет достаточно жесткой.

Напомним, что программа развития малой энергетики в Самарской обл. реализуется второй год. За это время в нее было привнесено значительное количество изменений. Однако суть ее осталась прежней — строительство газопоршневых и газотурбинных мини-ТЭЦ для обеспечения потребителей теплом и электроэнергией. Для этих целей будут задействованы средства из областного бюджета, а также привлеченные средства инвесторов. При этом в программе уже определены доли софинансирования строительства объектов малой энергетики. Механизм реализации программы следующий: ОАО «СамРЭК» за счет средств областного бюджета производит отбор объектов, энергоаудит и проектные работы. За счет сторонних инвесторов будут приобретаться необходимые активы, производиться строительно-монтажные работы, а также производиться ввод объектов в эксплуатацию.

Предлагаемые изменения уточняют механизм контроля за исполнением программы путем исключения из числа органов, осуществляющих данный контроль, министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской обл. Также в новой редакции законопроекта уточнен перечень работ по проектам, выполняемым за счет средств областного бюджета и внебюджетных источников. Кроме того, в программу внесены изменения, конкретизирующие список объектов, подлежащих реконструкции до 2011г. Сейчас в перечень объектов включено 22 газопоршневые и газотурбинные ТЭЦ, на сумму около 6,5 млрд.р., по уровню цен на 2005г., при этом 2,8 млрд.р. планируется потратить из областного бюджета, остальное — средства инвесторов.

Не исключено, что в ближайшем будущем доля привлеченных инвестиций может значительно увеличиться. Дело в том, что в настоящий момент СамРЭК работает с правительством Самарской обл. в рамках инвестиционного соглашения. Этот документ возник в порядке приватизации ГУП «Самарская региональная энергетическая корпорация» в 2006г. В 2008 г. ОАО «СамРЭК» будет приватизироваться. Официально правительство это объясняет так: “Целесообразность приватизации акций ОАО «СамРЭК» обусловлена необходимостью привлечения инвестиций для внедрения энергосберегающих технологий, создания и развития малой энергетики, высокотехнологичных энергетических комплексов". Из 100% акций, находящихся в собственности правительства Самарской обл., 51% будет выставлен на продажу, причем предполагаемый срок продажи акций — II квартал 2008г. В настоящее время у председателя комитета СГД по нефтехимии, ТЭК и охране окружающей среды Андрея Кислова возникли вопросы, касающиеся законности финансирования деятельности акционерного общества СамРЭК за счет средств областного бюджета. Министр промышленности и энергетики Самарской обл. Николай Свешников пояснил, что правительство области и СамРЭК связывает «особая форма работы», предусматривающая не выделение средств по итогам конкурса, а инвестиционное соглашение. Стороны договорились, что между принятием законопроекта в первом и втором чтении правовое управление СГД определит меру законности финансирования деятельности ОАО «СамРЭК» за счет бюджета.

Как пояснил собравшимся генеральный директор ОАО «СамРЭК» Александр Клевлин, в настоящий момент СамРЭК достаточно эффективно взаимодействует с ВоТГК по вопросам получения и реализации техусловий, а также по вопросам резервирования мощностей. В настоящий момент, по его словам, по ряду объектов найдено понимание как с инвесторами, так и с руководством ВоТГК. Однако в самом ВоТГК, похоже, придерживаются обратного мнения.

Технический директор ОАО «ВоТГК» Владимир Дикоп предпочел раскритиковать программу, заявив, что в нее не включено сразу несколько расходных статей, в частности, эксплуатация и ремонт техники, обучение персонала. При этом он сразу предупредил, что «техусловия для этих объектов будут дорогими, поскольку необходимо предусмотреть их влияние на энергосети региона». Более того, Дикоп предпочел предостеречь, что конечные тарифы для потребителей этих ТЭЦ будут дороже в 3-4 раза и муниципалитетам в течение 10-15 лет придется компенсировать населению затраты на услуги ЖКХ. Сейчас мало кто сомневается в возможности ТГК-7 оказывать влияние на развитие смежных с ней отраслей. И само заседание комитета в очередной раз продемонстрировало превалирующую роль ТГК-7 в решении любых вопросов, касающихся топливно-энергетического комплекса региона.