Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №31 (196) | 10 сентября 2007г.
 

Подрезать АВТОВАЗ

Группа «СОК» может стать производителем Chery

Максим Климов

Стали известны новые обстоятельства, которые могут привести к укреплению позиций Группы «СОК». В конце августа Интерфакс сообщил, что китайская корпорация Chery Automobile Со планирует в РФ строительство завода мощностью 200 тыс. автомобилей. Пока Chery Automobile Со не определилась со своим стратегическим партнером. Основным претендентом считается калининградское ЗАО «Автотор». Но если вспомнить переход корейского KIA на мощности Иж-Авто, принадлежащие Группе «СОК», то СОК вполне может сделать то же самое с Chery Automobile Со. Если это случится, то АВТОВАЗ получит от своего бывшего партнера серьезный удар.

Отверточный Автотор

В 2006 г. между китайским Chery Automobile Со и ООО «Автотор Холдинг» было подписано соглашение о сборке автомобилей этого концерна. Причем уже тогда рассматривалась возможность в будущем строительства отдельного завода мощностью 150 — 200 тыс. автомобилей в год. Предложение остается в силе и сегодня. Причем, по мнению экспертов, наиболее реальным претендентом может явиться опять-таки Автотор. Естественно, что европейцам такое «окно в Европу» для китайской экспансии кажется малопривлекательным. Тем более если учесть очень свободное отношение корпорации Chery Automobile Со к чужим правам. Например, право на выпуск копии Daewoo Matiz принадлежит корпорации СМ. Корпорация пыталась доказать факт плагиата и запретить выпуск QQ, однако китайские суды не приняли доказательств СМ. Комплекты, собираемые на Автоторе, после сборки распределяет по дилерам официальный дистрибьютор — компания ЗАО «Чери Автомобили Рус» (на июнь 2007 г. в состав дилерской сети входит 41 официальный дилер, рассматриваются заявки еще 100). В азиатской части территории РФ дистрибьюцией занимается компания «Чери Моторс». Создание в особой экономической зоне (ОЭЗ) Калининградской обл. Автотора связано с именем Владимира Щербакова — бывшего первого заместителя последнего премьер-министра СССР Валентина Павлова, человека, имевшего обширный круг связей во всех властных структурах. Партнером, с которым вначале стал сотрудничать Автотор, был корейский концерн KIA. Позднее на Автоторе стали собирать BMW (5-й и 7-й серии) и HAMMER.

Деятельность Автотора с самого начала носила скандальный характер. Это было связано с регулярно возбуждавшимися компетентными органами уголовными делами в отношении него. Так, еще в 2000 г. УФСНП по Калининградской обл. возбудило уголовное дело по ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов). В 2001 г. — еще одно по той же статье УК. В июне 2004 г. Балтийская транспортная прокуратура возбудила уголовное дело №30030 по фактам уклонения от уплаты таможенных пошлин и налогов, а спустя два месяца к нему добавилось еще одно дело №35135, уже под контролем Генеральной прокуратуры.

Суть была в том, что Автотор ввозил наряду с комплектами и готовые автомобили. Правда, с открученными колесами и бамперами. Вот такая была сборка. Что касается размеров таможенных пошлин, они за счет этого были минимизированы до предела. Валерий Соколов, председатель совета директоров «Автотор Холдинга», отвечая в интервью на вопрос корреспондента газеты «Коммерсантъ» о том, что сборка -это лишь обход таможенных пошлин, пояснил: «Если законы позволяют, то почему этого не делать? Мы на этом зарабатываем». Призыв вернуть Автотор в русло добросовестной конкуренции путем исключения производства автомобилей из условий ОЭЗ был поддержан ведущими отечественными автопредприятиями, такими как АВТОВАЗ, Группа «ГАЗ», Северсталь-Авто, КамАЗ, Иж-Авто и ЗиЛ. Но калининградские производители имеют на самом верху столь мощное лобби, что эта попытка оказалась безуспешной. В числе активных защитников интересов Автотора называли имена Ильи Клебанова, полпреда в Северо-Западном федеральном округе, и Валерия Драганова, бывшего руководителя таможенной службы. Как итог, беспошлинный ввоз товаров для переработки внутри ОЭЗ был продлен еще на 10 лет.

Нет ответа

Корреспондент «Хронографа» не получил ответа на вопрос об официальных дилерах Chery ни в московском офисе компании «Автотор», ни на заводе в Калининграде. ЗАО «Чери Автомобили Рус» также полностью закрылось от контактов. Следующим шагом было решение получить комментарии от какого-либо крупного регионального официального дилера. Не является большим секретом, что официальным дилером автомобилей Chery в г. Самаре является компания «Самарские автомобили» — старейшее подразделение Группы «СОК». СОК подчеркивает это на своих многочисленных рекламных щитах. Учитывая тот факт, что, с одной стороны, Группа «СОК» долгое время работала с АВТОВАЗом по поставке комплектующих и сбыту готовой продукции, а с другой — что Группа «СОК» контролирует ИЖ-Авто, выпускающее корейские KIA, участие группы в продвижении китайских автомобилей вызывает логичные вопросы. Получается, что Группа «СОК» конкурирует сама с собой, либо это предварительный шаг к тому, чтобы определиться с выбором стратегического партнера. Также не исключено, что Группа «СОК» может присматриваться к Chery Automobil Со не только как к поставщику продаваемых автомобилей, но и как к производителю. По двум причинам.

Первая — это не подписанное еще соглашение Chery Automobile Со с Автотором о строительстве мощностей под производство, вторая — будущее калининградской ОЭЗ, которое выглядит плачевно в свете конфликтов с ЕЭС, обвиняющих ОЭЗ в нечестной конкуренции. Тем более если вспомнить, что KIA сначала собирала свои автомобили исключительно на Автоторе, прежде чем передала часть модельного ряда на Иж-Авто. Это свидетельствует о том, что Группа «СОК» уже тогда обладала влиятельным лоббистским ресурсом, способным помочь вытащить KIA с Автотора. Не исключено, что подобный шаг будет сделан по отношению к Chery. К тому же еще в 2005 г. активно циркулировала информация о том, что Группа «СОК» рассматривала возможность сборки китайских автомобилей на мощностях ЗАО «РосЛада», принадлежащих СОКу. Если это произойдет, то Группа «СОК» получит отличную возможность потеснить АВТОВАЗ на его собственной территории, тем более что она хорошо знает все его слабые позиции. Следовательно, все преимущества АВТОВАЗа в регионе могут быть сведены к нулю потоком китайской дешевой продукции. Корреспондент «Хронографа» связался с пресс-службой Группы «СОК», однако там предпочли не отвечать на вопросы по данной теме.

Справка:

Компания Chery Automobile Со, Ltd была создана в Китае в 1997 г. Первые автомобили начали выпускаться в 1999 г. Сейчас экспорт ведется в 29 стран мира. Мощность выпуска рассчитана на 350 тыс. автомобилей в год. 80% выпускаемых автомобилей занимает модель Chery QQ.