Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №31 (196) | 10 сентября 2007г.
 

Каданников не возражал

В конфликте Группы «СОК» с «Партнер-Сервисом» включился НТБ

Павел Соколов

5 сентября судебное разбирательство между ОАО «Национальный торговый банк» (НТБ), держателем контрольного пакета акций которого является Владимир КАДАННИКОВ, и генеральным директором ООО «Партнер-Сервис» Сергеем РАКОВЫМ получило неожиданное развитие. Судья предложил сторонам заключить мировое соглашение. И это при том, что тяжба длится уже более полугода. Иск НТБ к Ракову стал логичным продолжением начатого еще в 2005 г. противостояния Группы «СОК» и ООО «Партнер-Сервис». Таким образом, иск НТБ мог появиться по инициативе Группы «СОК».

Интерес СОКа

5 сентября во время очередного судебного разбирательства судья Центрального районного суда предложил сторонам заключить мировое соглашение. Это случилось спустя более полугода с того момента, как началась эта тяжба. Однако маловероятно, что конфликт будет разрешен мирным путем. Один из источников «Хронографа» высказал предположение о том, что решение НТБ истребовать с Сергея Ракова долг через суд не выглядит логичным. При этом Раков намекнул, что НТБ решил действовать против него по заказу Группы «СОК» (см. комментарий). Если это действительно так, то можно сказать, что история противостояния Группы «СОК» и ООО «Партнер-Сервис» продолжается до сих пор.

В 2005 г. руководство Группы «СОК» начало активные действия, которые привели к тому, что ООО «Партнер-Сервис» потеряло статус официального дилера компании Renault в Тольятти. Официальным дилером Renault в Самаре является ООО «АвтоПоволжье». Из достоверных источников «Хронографу» стало известно, что владелец компании «АвтоПоволжье» с детских лет был знаком с хозяином Группы «СОК» Юрием Качмазовым.

После того как Группе «СОК» перешло в управление ОАО «АвтоВАЗтранс» (стопроцентная «дочка» АВТОВАЗа), Сергею Ракову был перекрыт доступ в здание дилерского центра ООО «Партнер-Сервис». Подконтрольным СОКу структурам не составило труда это сделать, т. к. принадлежащий Ракову дилерский центр был полностью окружен территорией АвтоВАЗтранса. Логично было предположить, что вслед за приостановкой бизнеса «Партнер-Сервиса» компания Renault задумается о расторжении с ним дилерского соглашения. Что, собственно, и было сделано. Примечательно, что новым официальным дилером Renault по Тольятти вместо «Партнер-Сервиса» стало ООО «Лант». Эта компания принадлежит директору ЗАО «ТонАвто» Александру Курылину. Очевидцы отмечают, что успех автомобильного бизнеса Курылина во многом зависел от его дружеских отношений с бывшим президентом — генеральным директором ОАО «АВТОВАЗ» Виталием Вильчиком и бывшим начальником тольяттинского отдела службы УФСБ по Самарской обл. Сергеем Очировым.

Контакты последнего с Группой «СОК» для многих не являются секретом. Таким образом, Группа «СОК» обрела в лице ООО «Лант» лояльную по отношению к себе бизнес-структуру.

Между тем нападки на Ракова продолжились даже после того, как ООО «Партнер-Сервис» потеряло статус официального дилера Renault. К атаке против него был подключен НТБ. Стоит отметить, что основным владельцем НТБ является Владимир Каданников.

У Каданникова были причины для возникновения дружеских отношений с Качмазовым. В связи с этим участие НТБ в организации давления на Ракова с негласного согласия Каданникова выглядит вполне логичным.

Интерес Ракова

ООО «Партнер-Сервис» в ходе своей деятельности по продаже автомобилей брало, обслуживало и возвращало кредиты многим банкам. В 2005 г. компания обратилась к НТБ. 27.12.05 между ними был заключен кредитный договор №КР-0135/ 452-05. К нему прилагались также договоры залога товаров в обороте и поручительства. Причем последний был подписан генеральным директором ООО «Партнер-Сервис» Сергеем Раковым в качестве физического лица. Договор подразумевал выделение кредита на сумму 11,2 млн. р., залогом являлись 24 автомобиля, перечень которых был указан в приложении № 1 к договору залога товаров в обороте №0135 /452. Общая сумма залога составляла на тот момент 15 млн. р. ПТС автомобилей в оригинале были переданы банку. Таким образом, кредит был полностью обеспечен залогом, сумма которого превышала размер выдаваемого ООО «Партнер-Сервис» кредита. Представлять интересы ООО «Партнер-Сервис» и осуществлять техническую работу с банком, а именно вести учет автомобилей Раков доверил своему директору по продажам Игорю Бадаеву, у которого имелась соответствующая доверенность. Дальше события развивались следующим образом. ООО «Партнер-Сервис» торговало автомобилями, Бадаев работал с банком, представляя ему необходимые документы. На вопрос Ракова «Как с кредитом?» Бадаев отвечал: «Все нормально». Спустя несколько месяцев, в мае 2006 г., Бадаев исчез, не вышел на работу, и все попытки получить от него объяснения оказались безрезультатными. Тем временем подходил срок погашения кредита. Кредит дважды был пролонгирован, сначала до 27.09.06, затем до зимы. Потом в январе 2007 г. банк начал начислять проценты за невозврат. Тогда же НТБ обратился в суд с иском о взыскании задолженности с ООО «Партнер-Сервис». Из солидарности в качестве поручителя (физического лица) был привлечен и Раков. В обеспечении иска суд решил арестовать заложенное имущество (автомобили) и передать его на ответственное хранение банку. Что и было поддержано судом соответствующими определениями. Для Ракова на тот момент реальной возможностью рассчитаться с банком было реализовать заложенные автомобили, но сделать это он не мог, т. к. ПТС находились в банке. Когда Раков и его представители ознакомились в суде с представленным НТБ приложением №1 к договору о залоге имущества (товаров в обороте), который включал в себя список заложенных автомобилей, то они были попросту шокированы.

Интерес банка

Документ обладал признаками подлога. Список, а вернее его копия, был не прошит, не подшит к договору залога, страницы не пронумерованы, подписи находились только на последнем листе.

Под №24 в списке находился автомобиль, отгрузка которого была произведена Renault в 2006 г. (согласно сохранившимся товарно-транспортным накладным и счетам на оплату). Тогда же, т. е. в 2006 г., этому автомобилю присваивался индивидуальный код (VIN) и номер ПТС. Однако получилось так, что за год до выпуска автомобиля его данные были внесены в список, который был приложен к договору залога еще в 2005 г. То же самое было и с автомобилями № 17 — 21 по списку. Более того, в списке оказались автомобили, которые на момент подписания договора о залоге были проданы третьим лицам. Так, например, один из автомобилей Renault Clio был продан за два месяца до заключения договора о залоге. В список даже попал автомобиль, принадлежащий многократному чемпиону по карате Александру Герунову. Напомним, что этот автомобиль был подарен Герунову как знак признательности и уважения от тольяттинцев после блестящих побед на Всестилевом чемпионате мира по карате 2004 г. Теперь Герунов регулярно вызывается в суд в качестве третьей стороны по иску НТБ к «Партнер-Сервису». Но самым неожиданным для Ракова оказалось то, что стоимость всех включенных в залоговый список автомобилей была существенно занижена от первоначальных 15 млн. р. Пытаясь доказать подлог и фальсификацию документов, Раков обращался с заявлением о проведении проверки по данным фактам в прокуратуру Центрального р-на г. Тольятти. Результатом стало вынесение постановления об отказе в возбуждении уголовного дела против Игоря Бадаева. Именно он занимался заменой новых товарных автомобилей, находящихся в залоге у НТБ, на бывшие в употреблении. Однако без соучастия ответственных лиц НТБ Бадаеву бы неудалось совершить эти действия. Получилось так, что сотрудники НТБ не воспрепятствовали явному занижению стоимости залогового имущества. Выяснив все это, Раков обратился к председателю правления ОАО «НТБ» Виталию Вавилину с просьбой провести служебное расследование в отношении сотрудников банка. Но Вавилин ему в этом отказал. Немаловажной деталью является то, что Бадаев после всего этого перешел на работу в ООО «Лант» на должность директора.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.