Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №26 (191) | 9 июля 2007г.
 

Набивают цену

Дмитрий Сурьянинов может упустить выгодный момент для продажи СМИ

Георгий Кизельгур

В течение июня генеральному директору ООО «Медиа-Самара» Дмитрию СУРЬЯНИНОВУ (на фото) удалось отбить сразу две попытки выкупить возглавляемый им медиахолдинг. Первыми сделали предложение представители структур, близких Олегу ДЕРИПАСКЕ. После этого на Сурьянинова попытался выйти директор по развитию газеты «Деловой Петербург» Олег ТРЕТЬЯКОВ. Таким образом, крупнейший медиахолдинг Самарской обл. продолжает оставаться под контролем члена правления РАО «ЕЭС России» Владимира АВЕТИСЯНА. При этом экономическая привлекательность холдинга может начать падать.

В начале июня структуры, близкие к Олегу Дерипаске, вели переговоры с генеральным директором ООО «Медиа-Самара» Дмитрием Сурьяниновым. По информации источника «Хронографа», речь шла о продаже всего медиахолдинга. В свою очередь, Сурьянинов отказался от заключения сделки. Высказывались предположения, что в случае продажи холдинга Дерипаске он рисковал остаться в нем не у дел.

После того как переговоры были завершены, Сурьянинову поступило предложение от директора по развитию газеты «Деловой Петербург» Олега Третьякова о продаже трех печатных СМИ — «Самарские известия», «Будни» и тольяттинского подписного издания «Площадь Свободы». Однако Сурьянинов отказал и ему: якобы не сошлись в цене. Это была далеко не первая попытка федеральных медиаструктур войти в Самарскую обл. путем попытки выкупить активы подконтрольного Владимиру Аветисяну медиахолдинга.

Известно, что еще в 2003 г. принадлежащее Олегу Дерипаске ОАО «Агентство «Роспечать» пыталось приобрести бизнес Самарского ОАО «Роспечать», основным акционером которого на тот момент являлось ООО «Медиа-Самара» (см. «Хронограф» №16 (181) от 23.04.07). Получив отказ, агентству «Роспечать» пришлось довольствоваться приобретением значительно менее влиятельного ЗАО «Печать» и строить свою розничную сеть в Самарской обл. уже на базе него. Вполне логично, что владельцы «Медиа-Самары» в то время просто не пожелали лишать себя сбытовой сети, благодаря которой они неоднократно впоследствии пытались вести борьбу с конкурирующими изданиями на территории области (см. «Хронограф» №39 (158) от 20.11.06).

Следует напомнить, что на начальной стадии создания медиахолдинга участники рынка рассматривали это как попытку Аветисяна создать мощный информационный инструмент как для организации информационной защиты своего бизнеса, так и для оказания влияния на политические процессы в регионе. Вопросы экономической целесообразности создания холдинга носили в тот момент второстепенный характер. Скупалось все, что не сопротивлялось. Этим и объясняется отсутствие в холдинге четкой ориентации на конкретные сегменты целевой аудитории. В итоге основная масса СМИ, входящих в «Медиа-Самару», по своей сути продолжает оставаться дотационной. Активную видимость работы начали создавать лишь около полутора лет назад, когда каждому СМИ был спущен план по сбору средств от рекламы. Однако руководству большинства подконтрольных «Медиа-Самаре» печатных СМИ нелучшим образом удается выполнять поставленную задачу.

При этом необходимо отметить, что медиахолдинг в последние годы не оправдывал возлагаемых на него надежд и по линии исполнения функций рычага воздействия на региональное политическое поле. Как уже ранее отмечал «Хронограф», выборы мэра Самары 2006 г. и выборы в СГД 2007 г. показали низкую отдачу «ведущих» СМИ региона. Рекламный бюджет действующего тогда мэра Георгия Лиманского и партии «Единая Россия» был в значительной степени заведен в «Медиа-Самару». Лиманский проиграл предвыборную гонку, не выполнила поставленный московским руководством план по набору процентов голосов избирателей и партия власти.

Как сообщил «Хронографу» информированный источник, даже рекламу «Единой России» (ЕР) в газете КТиП ВАЗа «Волжский автостроитель» размещал самарский холдинг. В результате ЕР провела кампанию в Тольятти далеко не блестяще, а в Самаре, где модераторами выступали люди Аветисяна, кампания ЕР была просто провалена (см. «Хронограф» №10 (175) от 10.03.07). Таким образом, почти для всех СМИ «Медиа-Самары» одним из основных способов привлечения средств является административный ресурс. Следует отметить, что он составляет существенную часть в доходах базового издания холдинга «Самарское обозрение» (СО). По информации источников, близких к руководству «Медиа-Самара», холдинг планирует получить в этом году доход от СО 60-70 млн. р. По неофициальным данным, десятую часть от этой суммы составят средства из бюджета области за освещение деятельности областного правительства на страницах этого СМИ. По всей видимости, основную часть оставшейся суммы предполагается получить по результатам выборов в Госдуму.

Несмотря на это, предложения относительно продажи медиахолдинга его руководством были отклонены. По всей видимости, дело не только в том, что нынешние управляющие «Медиа-Самары» в результате продажи активов могут остаться без работы, но и в том, что экономисты потенциальных покупателей, изучив документацию, реально могут оценить финансовое положение, перспективы и выросшую зависимость СМИ медиахолдинга от административного ресурса.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Обсудить на форуме