Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №23 (188) | 25 июня 2007г.
 

Андреев против Иванова

Инициатива тольяттинского депутата способна внести хаос в работу СГД

Татьяна Никонорова

Попытка правительства области провести через комитет по бюджету, финансам, налогам, экономической и инвестиционной политике СГД поправки в закон «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Самарской обл.» как нельзя лучше продемонстрировала стремление министра управления финансами Павла ИВАНОВА (на фото) в очередной раз сформировать лояльную себе согласительную комиссию. При этом он столкнулся с противодействием тех финансово- промышленных групп, представители которых при существующем регламенте в эту комиссию никак не попадают.

Два варианта

19 июня состоялось заседание комитета по бюджету, финансам, налогам, экономической и инвестиционной политике СГД, на котором было представлено 2 варианта законопроекта поправок в закон «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Самарской обл.». Первый законопроект был представлен министерством управления финансами правительства Самарской обл., второй был результатом законотворческой инициативы группы депутатов, в которую входят Сергей Андреев, Владимир Яркин, Михаил Матвеев, Руфиль Ибрагимов и Александр Ерисов. Причем, судя по всему, идеологом и вдохновителем нового законопроекта стал именно депутат Андреев.

Вариант поправок, касаю­щийся согласительной комиссии, был внесен министерством управ­ления финансами правительства Самарской обл., сформирован по аналогии с тем, как формирова­лась согласительная комиссия в предыдущем созыве. В этом вари­анте в качестве представителей СГД в согласительную комиссию предполагается ввести председа­теля, заместителя председателя, председателей комитетов и руко­водителей фракций. Председа­тель бюджетного комитета явля­ется постоянным представителем в согласительной комиссии. При формировании согласительной комиссии, согласно сценарию, предлагаемому правительством области, число представителей СГД составит 8 человек, что не соответствует стремлению депутатов СГД расширить свое представительство в ней.

Призрак депутатских войн

Поправки, появивши­еся в результате зако­нотворческой инициа­тивы группы депута­тов СГД, представляются более чем стран­ными. Очевидно, что основная ставка при формировании этой инициативы была сделана на желание губернских парламентари­ев увеличить численное предста­вительство от СГД. Согласно де­путатскому сценарию, в эту ко­миссию от думы должны пройти 11 человек. При этом был внесен ряд корректировок, которые можно было бы назвать принци­пиальными. В частности, предпо­лагается исключить указание на конкретных представителей от СГД в согласительной комиссии. По сути, это означает полный от­каз от каких бы то ни было критери­ев в выборе представителей СГД в согласительную комиссию. Если председатели комитетов, председатель думы, его заместитель и руководители фракций — фигуры, официально избранные, то при формировании со­гласительной комиссии, по сценарию парламент­ских инициаторов, пред­полагается отказаться от каких бы то ни было ста­тусных оснований, по ко­торым тот или иной депу­тат мог бы войти в состав комиссии.

Это становится не совсем понятным, если учесть, что состав членов всех комитетов утверж­дался общим голосовани­ем на первом пленарном заседании СГД, соответ­ственно, всех депутатов устроили состав и руководство профильных ко­митетов СГД. Следова­тельно, председатели ко­митетов, выбранные чле­нами комитета, представ­ляются фигурами вполне легитимными.

Скорее всего, при формировании комиссии депутатам придется руко­водствоваться исключи­тельно некими неформальными критериями отбора. Ка­кими они будут, догадаться неслож­но. И если членство председателя бюджетного комитета Алексея Ушамирского в согласительной комис­сии, сформированной по сценарию правительства, гарантировано, то, по сценарию депутата Андреева, это абсолютно не гарантировано, несмотря на то что его присутствие в этой структуре более чем логично. Впро­чем, сейчас ни у кого нет никаких сомнений, что он туда войдет по лю­бому из сценариев.

По сути, отказ от каких бы то ни было критериев в выборе членов со­гласительной комиссии означает только одно: СГД может столкнуть­ся с витком межфракционных, меж­личностных противостояний, а также противостояний тех финансово- промышленных групп, представите­ли которых присутствуют в СГД. Эти конфликты могут развернуться по одной простой причине: вопросы распределения бюджетных средств всегда являются наиболее острыми. Это может привести к дестабилизации работы думы, задержке форми­рования работы согласительной ко­миссии и, как следствие, отсрочке начала работы над бюджетом облас­ти на следующие три года.

Финансово-промышленная инициатива

Что характерно, и Андреев, и Ерисов уже имеют печальный опыт дестабилизации работы представитель­ных органов власти, где им уже при­ходилось работать. Широко извест­ная в тольяттинских политических кругах группа «Декабрь», лидером которой является депутат СГД Сер­гей Андреев, неоднократно срывала заседания в Тольяттинской город­ской думе, покидая их в полном со­ставе.

Александр Ерисов уже на пер­вом пленарном заседании сумел внести долю неразберихи, выдвинув в качестве кандидатуры на пост пред­седателя думы близкого к ГК «СОК» Василия Янина. На тот момент подобная инициатива не при­несла результатов, однако таким об-разом от кандидатуры Виктора Сазонова удалось оттянуть 18 голосов. На работе СГД как таковой это не сказалось, однако в полной мере продемонстрировало отсутствие единства во фракции «Единая Рос­сия» , членами которой Янин и Ери­сов являются. Если учесть, что боль­шинство председательских портфе­лей распределено между членами ЕР, эта тенденция представляется весьма опасной (см. «Хронограф» №13 (178) от 9.04.07).

При этом эксперты «Хроногра­фа» расценивают стремление провес­ти соответствующие поправки через думу как попытку ГК «СОК» внедрить в согласительную комиссию соб­ственных представителей. Поскольку фигур, близких к СОК, не наблюда­ется в числе председателей комитетов, то, проведя соответствующие поправ­ки, они получат эту возможность. Ко­свенно эту версию подтверждает ин­формация источников «Хронографа» о том, что в последнее время между Сергеем Андреевым и ГК «СОК» был достигнут ряд договоренностей.

В прошлом созыве большая часть председательских портфелей была поделена между фигурами, близкими к двум центрам влияния: ООО АДС «Волгопромгаз» (ВПГ) и губернатору Константину Титову. Согласно правительственной поправке в новой комиссии должен был бы наблюдаться схожий рас­клад сил, т.к. в новом созыве распределение дум­ских портфелей анало­гично. Эксперты «Хро­нографа» склоняются к версии, что, не решаясь вносить кардинальных изменений в закон о бюд­жетном устройстве, пра­вительство рассчитывало получить в итоге лояль­ную себе согласительную комиссию, часть предста­вителей которой подконтрольны действующему губернатору, а с другой частью, центром которой является ВПГ, министр управления финансами Павел Иванов с высокой долей вероятности может найти общий язык (см. «Хронограф» № 30 (149) от 25.09.06).

Косвенным подтверждением этих версий стало стремление замес­тителя министра управления финансами Елены Зябкиной во что бы то ни стало провести правительственный вариант поправок через процедуру согласования в бюджетном комитете. В ходе обсуждения на комитете Зябкина неоднократно повторяла, что нет смысла менять зарекомендовавшую себя схему, а также пыталась убедить депутатов, что их страхи по поводу исключительно проправительственных решений новой комиссии необоснованны.

Обсудить на форуме