В начале т. г. Арбитражный суд Самарской обл. привлек к ответственности Андраника ОВСЕПЯНА за нарушения при эксплуатации гидротехнических сооружений. В Сызрани у него с 1 декабря 2020 г. находится в субсубаренде «пассажирская стенка, территория порта». За подобные нарушения в феврале был привлечен к ответственности его партнер Арарат НАЗАРЕТЯН, субсубарендатор еще одного гидротехнического сооружения в сызранском порту. Стратегически важные объекты оказались в субсубаренде при содействии директора сызранского филиала АО «Самарский речной порт» (СРП) Виктора ЯНИНА. Сложно найти в этой схеме какую-либо логику, кроме коррупционной.
Еще один посредникСызранская транспортная прокуратура в соответствии с поручением Приволжской транспортной прокуратуры проверила соблюдения требований законодательства при эксплуатации гидротехнических сооружений. В ходе проверки переданной индивидуальному предпринимателю (ИП) Овсепяну в Сызрани «пассажирской стенки территория порта высотой 5,5 м, протяженностью 153,4 м» были выявлены нарушения технического регламента. Стоит отметить, что технический регламент применяется в т. ч. в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества от опасности, источником которой может стать деятельность внутреннего водного транспорта и связанная с ним инфраструктура. Техническая эксплуатация должна обеспечивать безопасные условия для плавания, швартовки, стоянки и обработки судов, безопасность, сохранность и повышение долговечности объекта регулирования при его взаимодействии с судами, при работе оборудования и транспорта, при складировании грузов и при воздействии гидрометеорологических факторов, неблагоприятных и опасных природных явлений гидрометеорологического характера. Прокуратура установила, что для пассажирской причальной стенки сызранского порта отсутствует справочник допустимых нагрузок. При этом в зоне пассажирской причальной стенки расположены кафе и детская площадка, что является дополнительной нагрузкой на причал. Выяснилось, что субсубарендатор Овсепян не проводил плановых обследований объекта. По всему протяжению причала отсутствуют отбойные устройства. Отсутствуют разрешительная и техническая документация и план оперативных действий персонала при локализации и ликвидации опасных повреждений и аварийных ситуаций, утвержденные руководителем эксплуатанта сооружения. На причальной стенке за шпаночным брусом имеется повреждение засыпки грунта в виде провалов и размытости. Прокуратура пришла к выводу: «Деятельность ИП Овсепяна, эксплуатирующего гидротехническое сооружение, не обеспечивает безопасную эксплуатацию судов на внутреннем водном транспорте, не гарантирует безопасность членов экипажей водных судов, создает угрозу безопасности жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а также может привести к иным тяжким последствиям». 9 ноября 2023 г. Сызранская транспортная прокуратура вынесла в отношении ИП Овсепяна постановление о возбуждении дела об административном правонарушении. 21 ноября 2023 г. прокуратура направила заявление в Арбитражный суд Самарской обл. 27 ноября 2023 г. исковое заявление было принято к производству. Делу был присвоен №А55-37950/2023. 18 января 2024 г. суд удовлетворил требование и. о. Сызранского транспортного прокурора Дениса Марданшина к ИП Овсепяну. Андраник Овсепян был привлечен к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ (нарушение требований технических регламентов). Наказание было вынесено лишь в виде предупреждения. С трудом верится, что любителя кафе и ресторанов Овсепяна это могло напугать. Формально суд отметил, что действия Овсепяна «не свидетельствуют о причинении вреда или возникновении угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, | | объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также о наличии имущественного ущерба». Тем не менее инициированное прокуратурой судебное разбирательство вскрыло немало особенностей деятельности сызранского филиала АО «СРП». Особенно с учетом того, что еще одно гидротехническое сооружение на территории сызранского филиала АО «СРП» находится в субсубаренде у другого предпринимателя — Арарата Назаретяна. Это «береговое укрепление порта протяженностью 262,74 м». На нем прокуратура тоже выявила нарушения, и тоже не обошлось без обращения в Арбитражный суд Самарской обл. «Дело субсубарендатора Назаретяна» рассматривалось в самарском арбитраже под более ранним номером — А55-37949/2023 (см. «Хронограф» №10 (917) от 1.04.24). Временно-постоянное ЯнинаИз материалов арбитражного «дела субсубарендатора Овсепяна» №А55-37950/2023 следует, что, согласно свидетельству о государственной регистрации от 26 апреля 2004 г., пассажирская причальная стенка является собственностью РФ. В соответствии с пятью договорами субаренды (от 5 сентября 2019 г., 5 августа 2020 г., 5 июля 2021 г., 5 июня 2022 г. и 19 апреля 2023 г.), заключенными между ООО «Аврора» (ИНН 5260404491) и АО «СРП» «в лице директора Сызранского речного порта (филиала АО «СРП». – Прим. ред.) Виктора Янина», сызранская пассажирская причальная стенка была передана СРП в субаренду. Информация о том, что право на аренду объектов АО «СРП» в Сызрани через областной центр выиграл предшественник ООО «Аврора» — нижегородское ЗАО «Аврора» (ИНН 5262282714), была распространена еще в начале 2013 г. На основании договоров вторичной субаренды (субсубаренды) (от 1 декабря 2020 г., от 5 июля 2021 г., от 5 июня 2022 г., от 5 мая 2023 г. (срок субсубаренды — по 4 апреля 2024 г.) пассажирская стенка сызранского порта была передана во временное пользование Овсепяну. Важно отметить, что даты этих договоров полностью совпадают с датами передачи т. н. берегового укрепления сызранского порта АО «СРП» Назаретяну. Причем все они были заключены директором сызранского филиала АО «СРП» Виктором Яниным. Широко известно, что нет ничего более постоянного, чем временное. Нет сомнений, что Назаретян и Овсепян, договариваясь с Яниным, руководствовались не сиюминутными идеями. Такие основательные предприниматели, как они, в отличие от всяких там яниных, умеют строить планы на десятилетия вперед. Линейная конструкция схемы двух попавших в сферу внимания транспортной прокуратуры случаев субсубаренды стратегически важной портовой инфраструктуры такова. Объекты береговой зоны находятся в федеральной государственной собственности. Для обеспечения транспортно-логистических функций они передаются в аренду лицам, имеющим соответствующий профиль деятельности. В случае с сызранским портом таковым является его головное юрлицо — АО «СРП». Тем не менее договор аренды госсобственности был заключен с нижегородским ЗАО «Аврора»; затем АО «СРП» стало субарендатором объектов, которыми оно пользовалось еще со времен СССР. Далее уже сызранский речпорт в формате филиала АО «СРП» передал их в субсубаренду предприимчивым Назаретяну и Овсепяну. Логично возникает вопрос: зачем в этой схеме «Аврора» и Назаретян с Овсепяном? Они же не ведут деятельность по приему, швартовке и обслуживанию прибывающих в Сызрань судов. Здравый смысл подсказывает, что любое посредничество крадет ресурсы у прямого собственника. | | В данной ситуации им является государство. Лицо, наделенное властными полномочиями, не должно создавать условия для обкрадывания государства. Иначе сформируется почва для коррупционных отношений. Четкое определение этому явлению дано в пп. «а», п. 1, ст. 1, ФЗ №273 «О противодействии коррупции». Сделано же это все не просто руками какого-нибудь номинального чиновника, а именно Виктором Яниным. Виктор Янин — член влиятельной в Сызрани семьи. Его отец Василий Янин был не только первым постсоветским главой г. Сызрани (1992-2004 гг.), но и депутатом Самарской губернской думы I-V созывов (1994-2016 гг.). Отцовские заслуги и достижения, вероятно, и позволили депутату думы г. о. Сызрань VI-VIII созывов (2013-2028 гг.) Виктору Янину действовать без оглядки на областной и, возможно, федеральный центр. В сызранском порту Янин-младший появился еще в 2006 г. в должности коммерческого директора. Арарат Назаретян и Андраник Овсепян в деле оборота с недвижимостью не новички. Оба выступают соучредителями (по 50% в уставном капитале) ООО «Сызраньпромстрой». Уставный капитал общества сформирован в размере 100 тыс. р. Овсепян с июня 2020 г. также является директором ООО «Сызраньпромстрой». Оно зарегистрировано в Сызрани в июле 2014 г. Основным видом деятельности ООО «Сызраньпромстрой» записано строительство жилых и нежилых зданий. Это только малая часть сферы их бизнес-интересов, охватывающей все — от поставок автокомпонентов до сферы услуг. Симченков хранит молчаниеСызрань — это транспортные ворота не только самарского региона. Причем наличие здесь перевалочной базы с водного на наземные виды транспорта позволяло бенефициарам этих процессов успешно развивать экспансию своих строительных проектов в регионы, находящиеся чуть западнее Самарской обл. и не имеющие дешевых водных путей доставки таких грузов, как песок, щебень и т. п. Пассажирская стенка сызранского порта также имеет все признаки объекта, имеющего большую стратегическую важность. Столицу СССР г. Москву, находящуюся от р. Волги значительно дальше, чем Сызрань, в 1952 г., сразу после начала прохождения по Волго-Донскому каналу судов, стали называть портом пяти морей (Белое, Балтийское, Каспийское, Азовское и Черное). Хотя то же самое можно было сказать обо всех остальных городах, имевших соответствующие гидротехнические сооружения в рамках каскада гидросооружений, соединивших к тому моменту пять морей возможностью судоходства через речную сеть европейской части страны. В итоге при личном участии Янина стратегически важная для государства инфраструктура сызранского «причала пяти морей» оказалась в полном распоряжении Андраника Овсепяна и Арарата Назаретяна. Сегодня, в отличие от 2020 г., когда Виктор Янин «оптом» заключал договоры субсубаренды, внешнеполитическая ситуация изменилась, но, похоже, в сызранском филиале АО «СРП» никто не собирается ломать годами сложившуюся многослойную схему. 10 ноября 2022 г. в ЕГРЮЛ была внесена запись о том, что новым генеральным директором АО «СРП» был назначен Олег Симченков, генерал-майор внутренней службы в резерве. Предыдущим местом его службы по основному профилю было ГУ ФСИН России по Приморскому краю. Там он в период 2014-2017 гг. был начальником краевого главка системы исполнения наказаний. Сегодня уже начало мая 2024 г. С момента вхождения Симченкова в дела АО «СРП» прошло почти полтора года. За этот период не только прокуратура, но и Областной аналитический еженедельник «Хронограф» неоднократно информировал его о происходящем в сызранском филиале. В ответ — тишина. Менее всего хотелось бы верить в то, что генерал по неопытности мог бы угодить в сети овсепян-назаретяновских чар. "Хронограф" будет следить за развитием событий. |