Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №8 (127) | 13 марта 2006г.
 

Мэр возьмет свое

Николай Уткин перестраивает систему управления финансами

Павел Соколов

На прошлой неделе, вернувшись из загранкомандировок, мэр г. Тольятти Николай УТКИН и его первый заместитель Николай РЕНЦ обсудили проект создания на базе МУ «ДЭ,ЖКХиС» акционерного общества. Один из вариантов подразумевает перевод расчетно-кассового центра (РКЦ) департамента в создаваемое муниципальное учреждение с рабочим названием «Городской информационный центр» (ГИЦ). Помимо этого, в новое МУ предполагается ввести основные информационные ресурсы, на базе которых мэрия осуществляет управление финансовыми потоками. Более того, Николай Уткин уже сообщил «Хронографу» о переизбытке в мэрии персонала и необходимости создания единой управленческой структуры, которая будет монопольно жестко контролировать все входящие и исходящие финпотоки мэрии.

База данных ЖКХ

Глобальность начавшихся в мэрии преобразований, истинный смысл которых предполагалось держать в тайне максимально долго, демаскировала жилищно-коммунальная отрасль. 10 февраля на закрытом совещании при мэре главам структурных подразделений было дано задание в срок до 1 марта подготовить проект создания на базе акционерного общества с наделением его функциями управляющей компании (УК). Другое зафиксированное в протоколе задание требовало разработать вариант создания нового МУ «ГИЦ» с учетом участия в нем РКЦ ДЭ,ЖКХиС. По информации «Хронографа», к 26 февраля проект решений был подготовлен и поступил к Николаю Ренцу. Однако 1 марта мэр и вице-мэр не встретились. Ренц был вынужден уехать в командировку, в то время как Уткин еще не успел вернуться из Бразилии.

РКЦ — это глобальная общегородская база данных, позволяющая производить расчет и начисление квартплат, пересчет в случае неоказания коммунальных услуг, вести учет неплательщиков и начислять пени на их счета. В Тольятти более 250 тыс. квартир. Ежемесячный объем собираемых с них средств приближается к 400 млн. р. В год это почти 4,8 млрд. р. — по сути, второй городской бюджет. То есть информационный ресурс под названием РКЦ позволяет контролировать финансовый поток, соизмеримый с городским бюджетом.

Но в то же время работа УК по обслуживанию жилфонда без собственного РКЦ — это все равно что принцип: работу выполняет один, а оплату собирает другой. Именно поэтому судьба муниципального РКЦ сейчас является основным предметом дискуссий между главой ДЭ,ЖКХиС Виктором Поповым и идеологами создания МУ «ГИЦ». Хотя сам Попов отметил, что РКЦ только начисляет деньги по данным бухгалтерии, распределением собранных средств занимаются другие службы и что по закону с 1 июля 2006 г. все УК смогут создавать собственные РКЦ. Таким образом, муниципальный информационный ресурс, базирующийся на РКЦ ДЭ,ЖКХиС, рискует остаться без миллиардных потоков, формируемых квартиросъемщиками. Но у мэрии все же имеется рычаг, с помощью которого, забрав у Попова РКЦ, можно привязать к себе все УК. Есть такой документ, который называется Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства. Занимаются этим должностные лица организаций в соответствии с перечнем, который определен этими же правилами. Случалось, когда ТСЖ передавались функции паспортных столов, но находились причины, по которым данные учета безвозвратно терялись. Хотя эта информация должна дублироваться в базе данных мэрии, например, в рамках программы «Народонаселение». Это основной банк персональных данных о человеке, в том числе и по регистрации. Еще одним рычагом, который поможет мэрии удержать контакт с ТСЖ и УК, может стать взаимовыгодный обмен информацией. ТСЖ и УК нужна информация о льготах, то есть доступ к регистру льготников.

И от УК, и от ТСЖ, для того чтобы иметь основания возместить им деньги по льготам, будут требовать определенной формы отчет. «Форма отчета разработана программистами по заказу министерства гуманитарного и социального развития Самарской области главным образом для удобства работы соответствующей программы учета, но она не совсем понятна бухгалтерам, сидящим в ТСЖ и УК. У них может возникнуть масса сложностей, чтобы ее заполнить», — пояснил «Хронографу» источник в тольяттинской мэрии на условиях анонимности.

Три ресурса

МУ «ГИЦ» создается для эффективного управления информационными ресурсами, а следовательно, и финансовыми потоками, так как финансовые потоки формируются на основе информационных ресурсов. РКЦ ДЭ, ЖКХиС должен стать лишь одним из информационных ресурсов, на базе которых произойдет формирование нового МУ «ГИЦ», хотя на первом этапе самым существенным.

Сейчас в мэрии существует несколько структурных подразделений, каждый из которых ведет собственный информационный ресурс. Например, управление соцзащиты работает с социальным регистром; управление по информационному обеспечению мэрии — с программой «Народонаселение»; ДЭ,ЖКХиС -с РКЦ. На начальном этапе именно их информационные ресурсы предполагается перевести под управление МУ «ГИЦ», хотя субъектов, имеющих собственный информационный ресурс, в городе намного больше: департаменты образования, здравоохранения, потребительского рынка и управления муниципальным имуществом, госструктуры, работающие в контакте с муниципалитетом. Вполне естественно, что не подконтрольные мэрии структуры не согласятся передать свои базы данных в новое МУ, но на какой-то обмен они будут вынуждены пойти. Для этого имеются соответствующие инструкции. Соединив имеющиеся информационные базы, мэрия получит новый ресурс принципиально иного уровня. Сейчас обмен информацией между структурами мэрии малоэффективен, в том числе и из-за того, что на каждом ресурсе сидит чиновник. У каждого свой пакет полномочий, свой бюджет, свои возможности привлечения средств, лоббирования интересов бизнес-структур. Где-то из-за человеческого фактора, где-то из-за технической несовместимости обмен данными затруднен. «Информация доходит не вовремя, неактуальная или не в том объеме, как хотелось бы. Когда это все будет в едином управлении, когда эти базы данных будут иметь одинаковую структуру (будут интегрированы), проблема неэффективного обмена сразу отпадет, а прозрачность финансовых потоков и контроль над ними только увеличатся», — отметил источник «Хронографа».

Статус МУ «ГИЦ» будет намного выше любого сегодняшнего департамента, а возможно, и уровня вице-мэров.

Людей должно быть меньше

Несомненно, что процесс перераспределения информационных ресурсов и соответствующих им финансовых потоков скоро затронет и внешнюю оболочку мэрии — общую структуру управления муниципальным образованием городского округа Тольятти. Николай Уткин уже высказал в коротком интервью «Хронографу» предпосылки к этому: «Людей должно быть меньше. Ведь сегодня никто не скажет: у меня работы нет. Несмотря на то что до обеда со сном борется, а после обеда и бороться перестает.

Когда-то у нас была городская администрация из 98 человек. Сегодня вместе с районами — 1200». Структуры, лишенные былых финансовых полномочий, отсекать легче и менее болезненно.

Базовые основы нынешней структуры мэрии закладывались в то время, когда мэром Тольятти был Сергей Жилкин. Она устраивала и Уткина вплоть до 2005 г. То есть до того момента, пока городской бюджет формировался почти на 100% за счет собственных источников доходов, а сами источники были более существенными. С 2005 г. в соответствии с новым Бюджетным кодексом ряд наиболее стабильно собираемых налоговых источников перешел в бюджеты высших уровней. Часть собираемых по ним средств затем спускается в муниципалитет в виде субсидий и субвенций в рамках отдельных целевых программ. И их относительная доля в бюджете города растет. В этих условиях переход к более жесткой централизации управления муниципальными финансами сверхактуален. Тем более что собираемость оставшихся статей доходов усложняется, а тенденция дефицитности бюджета год от года усиливается.

Говорить официально о будущей конфигурации структуры тольяттинской мэрии пока никто не решается. Хотя существует информация, что со временем она будет иметь подобие компактной управляющей компании, топ-менеджмент которой будет монопольно жестко контролировать все входящие и исходящие финпотоки.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Николай УТКИН, мэр Тольятти:

- Должно быть управление, которое давало бы задания, нормативные акты бы писало. Тогда это будет управляющая структура. В свое время я возражал против создания департамента строительства. Раньше я, как первый зампредседателя горисполкома, вел строительство. У меня в подчинении никого не было. Появился целый ряд структур, навязанных нам сверху. Есть и дублирующие структуры. К чему сегодня ведет объединение мэрии и районных администраций? Потребительский, архитектурный, рынки мы централизовали. Идет реформирование ГАСН...

РКЦ — я прекрасно понимаю, что это деньги. Я думаю, что со временем будет единый РКЦ: и дружининский туда перейдет, и ТСЖ. Он должен быть прозрачный. Не то, чтобы кто-то знал о том, сколько на сегодняшний день денег поступило от населения -75% от начисленного... Понятно, куда деваются эти деньги. И между ведомственными структурами это тоже понятно. Кому-то не хочется отдавать...

Николай РЕНЦ, первый вице-мэр Тольятти:

- Эта тема не может быть сейчас прокомментирована, потому что она тянет за собой целый клубок последствий, которые без понимания того, как они будут разрешены, оглашаться не должны.

- Но хотя бы общее понимание имеется?

- Понимание того, к чему надо прийти, есть, а вот как прийти, в какие сроки и каким путем... Здесь есть несколько вариантов. Решения о том, какой вариант будет выбран, еще пока нет.

- Эта работа ведется в рамках реформирования структуры управления мэрии?

- Ну это не совсем изменение структуры управления мэрии, это все-таки больше касается управления жилищным... ну даже не жилищным... попробовать попроще вам объяснить... На месте Попова, наверное, появятся несколько компаний.