Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №21 (186) | 4 июня 2007г.
 

Виктор Попов:

Дороги должны ремонтироваться

Борис Кротов

28 мая на пленарном заседании Самарской губернской думы (СГД) были приняты поправки в бюджет, согласно которым исключается финансирование строительства транспортной развязки на пересечении Обводной дороги г. Тольятти и Южного шоссе. Вместе с тем представителям Тольяттинской городской думы (ТГД) удалось добиться предоставления бюджетных гарантий на получение кредита на ремонт и реконструкцию дорожной сети Тольятти. О целесообразности выделения кредита и перспективах строительства транспортной развязки корреспонденту «Хронографа» рассказал директор МП «Департамент ЖКХ» Виктор ПОПОВ.

- Виктор Иванович, как известно, средства, отпущенные из бюджета области на строительство дорожной развязки на так называемом "Треугольнике", были отозваны и перераспределены потому, что в настоящий момент между СХ ЗАО «Россиян и мэрией г. Тольятти существует арбитражный спор именно по этим территориям. Соответственно, областные чиновники решили заморозить это строительство до разрешения конфликтной ситуации. Разве нет других вариантов выхода из создавшегося положения?

- Ситуация выглядит не совсем так, как вы говорите. Она достаточ­но острая, т.к. есть споры по земле. Расположение развязки ранее согла­совывалось с собственниками близко находящихся объектов, сегодня ве­дутся переговоры с СХ ЗАО «Рос­сия». Вопросы решаемы, но потре­буют коррективов в проект. После этого выйдем с предложением в СГД по продолжению работ по развязке и по возврату средств, предусмотрен­ных на это. В этом году в любом слу­чае необходимо завершить уже нача­тые работы по выносу сетей в районе развязки. На сегодняшний день там незакрытые котлованы, и в таком ви­де в зиму уходить нельзя. Первосте­пенная задача муниципалитета — уре­гулировать все вопросы с собствен­ником по земле. Опыт последних со­бытий показывает, что представите­ли СХ ЗАО «Россия» готовы идти на определенные переговоры с муници­пальными властями. Подумайте са­ми: сейчас часть земель СХ ЗАО «Россия» включена в реализацию нацпроекта «Доступное жилье». Это касается территорий за ул. Льва Толстого, а также мкрн «Треугольник». Что касается «Треугольника», то эта территория ждет своего инвес­тора. Все понимают, что без разви­тия дорожной инфраструктуры заст­ройка «Треугольника» будет невоз­можна. Соответственно, я не думаю, что руководство этого акционерного общества сознательно будет чинить какие-то препятствия строительству дорожной развязки. Я думаю, что определенных договоренностей в рамках правового поля с СХ ЗАО мы достигнем.

- Однако представителям ТГД вместе со своими коллегами из областного парламента удалось договориться о предоставлении бюджетных гарантий по кредиту на ремонт и реконструкцию тольяттинских дорог. Понятие «кредит»- до сих пор вызывает неоднозначную реакцию. Проценты, которые приходится выплачивать по кредиту , ассоциируются с перерасходом средств, а освоение денег, полученных по кредиту, представляется непрозрачным.

- Простите, о чем мы говорим? О том, что частное лицо Виктор Попов берет сомнительный кредит в со­мнительном банке, или об исполне­нии областного бюджета? Хочу за­метить, что на 2007г. в нем средства на реконструкцию тольяттинских дорог заложены. Заложена субвен­ция на ремонт и реконструкцию до­рожного полотна в размере 119 млн. р. Данные деньги уже освоены, запланированный ремонт произведен и сегодня все могут оценить резуль­таты. Это улица Коммунистическая и зеленая зона. В зеленой зоне поми­мо ремонта было заложено нижнее основание, которое позволит в этом году реализовать проект по ее рас­ширению до 10,5 м. И, по моим све­дениям, данные 119 млн. р. будут скомпенсированы федеральным бю­джетом. Поэтому мы уже сегодня готовим конкурсную документацию по их освоению. Тема дорог усиливает­ся и на федеральном уровне. Преду­смотрено выделение по 1 млрд. р. на города- миллионники. А на города типа Тольятти предусмотрено 500-600 млн. р. Надеемся, что в следую­щем году это будет реализовано.

Кроме того, в связи с текущим положением дорог необходимо еже­годно вкладывать 700-800 млн. р. А для этого необходимо брать кредит, чтобы в течение года вести масштаб­ные работы, а впоследствии с помо­щью бюджетных денег закрывать кредит. Рассчитываем на то, что в следующем году будет выделено больше денег. У нас больше нет воз­можности вести ямочный ремонт. Такой подход оставит город и без де­нег, и без дорог. И кредит в 200 млн. р. позволит частично решить дан­ный вопрос.

Сегодня готовится титул дорож­ных работ и проектная документа­ция будет утверждаться. Освоение этих средств не начнется без ведома нашей городской думы. Соответст­венно, нам придется отчитаться по окончании освоения. О ходе выпол­няемых работ МП еженедельно от­читывается на аппаратном совеща­нии в мэрии. По освоению средств нам необходимо будет отчитаться в министерстве управления финанса­ми правительства области. Так о ка­кой непрозрачности здесь может ид­ти речь?

Ряд депутатов задавали вопрос, как будут распределяться ресурсы: по конкурсу или без. Мы готовы к любым условиям, как решит дума. Однако надо учитывать временной фактор. Ведь сезон дорожных работ продолжается с июня по август. Только в этот период можно качест­венно укладывать бетонные смеси, что позволяет предоставлять гаран­тию на дороги 6 лет. Это уже не первый кредит за этот год. Весь мир живет кредитуясь. Это абсолютно нормальная практика. Сейчас цены на технику, материалы, смеси растут настолько быстрыми темпами, что превращают буквально в ничто и без того скуд­ные отпускаемые нам ресурсы. Кре­дит, которое МП может получить, дает нам возможность маневра. Ди­намика роста цен на расходные ма­териалы составляет почти 30%. Про­центы по кредиту составляют поряд­ка 12,5% годовых. Простейшая арифметика. Легко подсчитать, что выгоднее: выполнить на 30% меньше от запланированного или перепла­тить 12,5%. Поэтому у нас практически нет выбора: прокредитоваться и выполнить необходимый объем ра­бот или не прокредитоваться и не выполнить ничего. В любом случае дороги должны ремонтироваться!

- По-прежнему много критики высказывается по поводу реорганизации МУ в МП. В качестве основных аргументов приводятся доводы о том, что подобная форма неэффективна, а распределение денежных средств непрозрачно. В частности, представители депутатской группы "Декабрь" ратуют за скорейшую реорганизацию МП обратно в МУ.

- Что касается МП, то я всегда подчеркивал, что основное преиму­щество в этой организационно-правовой форме заключается в том, что предприятие способно кредитоваться. Нетрудно догадаться, что у МП нет собственных оборотных средств, которые позволили бы ему опера­тивно принимать решения, напри­мер, в случае аварийных ситуаций. Департамент никогда не получал прибыли от выполнения своих функций. Когда департамент имел организационно-правовую форму МУ, то выполнял только функцию заказчика. А преобразования позволили расширить круг полномочии. Теперь мы можем не только заказы­вать исполнение работ, мы владеем технологиями и специалистами, что позволяет выполнять работы само­стоятельно. В конкурсах на выпол­нение работ мы участвуем на общих основаниях.

Кроме того, мы сейчас говорим исключительно о дорогах. Но ведь у МП помимо дорог масса направле­ний основной деятельности. Это, на­пример, текущий ремонт жилищно­го фонда, поддержание коммуналь­ных сетей в рабочем состоянии. На все это требуются средства. С одной стороны, мы просто не имеем права снимать средства с одного направле­ния деятельности и перебрасывать их на ремонт дорожного полотна, т. к. у нас смета утверждена и бюджет расписан. В коммунальном хозяйст­ве все вопросы важные, любые дол­ги, которые возникают, ведут за собой штрафные санкции и меры по отключению.

Собственных оборотных средств, которые бы нам давали воз­можность для маневра, нет. Поэтому кредитные ресурсы помогают предприятию оперативно выполнять взятые на себя обязательства, касается ли это жилого фонда, ремонта дорог или чего-нибудь другого.

- Поясните, пожалуйста, за счет каких средств и в каких объемах будет проводиться ремонт и реконструкция дорожной сети в Тольятти в этом году?

- Мы просили в этом году, чтобы нам предоставили муниципальные гарантии на получение кредита в 200 млн. р. 119 млн. р. выделит областной бюджет. Это тот минимум, который в этом году необходимо вложить. А по-хорошему надо вкладывать в 2-4 раза больше.

Кроме того, насколько мне известно, область сейчас ведет работу по дополнительному привлечению федеральных бюджетных средств на финансирование этого направления. Называются суммы порядка 18 млрд. р. Губернатор уже направил соответствующее обращение на имя президента. И, насколько мне известно, уже получена положительная резолюция президента.

- Какие основные работы вы планируете выполнить за счет этих средств?

- Мы хотим сделать дороги, которые будут связующими между районами. Ул. Баныкина, Южное шоссе. Посмотреть, что необходимо сделать на ул. Мира. Т.е. в центре нашего внимания дороги, связующие районы, там, где нагрузка на дорожное полотно максимальна. Как со стороны общественного транспорта, так и со стороны личного транспорта. Хотя бы эти дороги мы должны в этом году сделать. Не ямочным ремонтом, а именно полноценными участками — от переулка до переулка. Из 200 млн. р. кредита 35 уйдет на внутриквартальные дороги. Нам необходимо их отремонтировать — сейчас там ситуация такая, что двум машинам просто невозможно разъехаться.

- Учитывается ли при этом перспективное увеличение транспортного потока?

- В строительство новых дорог и в реконструкцию старых уже заложено постепенное увеличение транспортного потока, и как следствие -нагрузки на дорожную сеть. Нам проще: у нас разработана соответствующая дорожная программа, которая учитывает увеличение нагрузок на дороги до 15 лет. Это опять-таки позволит нам строить дороги и развязки с прицелом на будущее. Разработаны соответствующие паспорта дорог. Что они из себя представляют? В паспорте указаны основные технические характеристики, например, основание, ширина, а также своеобразная «история» дороги: делался ли ремонт, когда делался и какие работы проводились. Такая база данных позволяет нам сформировать первоочередные задачи: где нужен текущий ремонт, где капитальный. Мы предлагаем программу по развитию дорожной сети города, одной из целей которой является ликвидация существующих пробок. Расставляются приоритеты по степени важности ремонтных работ, где строить развязки и вести расширение дорог, и другие мероприятия, реализация которых позволит убрать пробки. Нет смысла сегодня ремонтировать те дороги, которые завтра попадут под расширение. Кроме того, закладывается применение новых битумных эмульсий, чтобы защитить дороги Тольятти от микротрещин, трещин и проникновения влаги в нижнее основание дорог. К сожалению, у нас в Тольятти сейчас нет лаборатории, которая бы позволяла оперативно делать необходимые замеры и определять качество дорожного покрытия. Я думаю, что такая лаборатория будет в следующем году.

Обсудить на форуме