28 мая на пленарном заседании Самарской губернской думы (СГД) были приняты поправки в бюджет, согласно которым исключается финансирование строительства транспортной развязки на пересечении Обводной дороги г. Тольятти и Южного шоссе. Вместе с тем представителям Тольяттинской городской думы (ТГД) удалось добиться предоставления бюджетных гарантий на получение кредита на ремонт и реконструкцию дорожной сети Тольятти. О целесообразности выделения кредита и перспективах строительства транспортной развязки корреспонденту «Хронографа» рассказал директор МП «Департамент ЖКХ» Виктор ПОПОВ.
- Виктор Иванович, как известно, средства, отпущенные из бюджета области на строительство дорожной развязки на так называемом "Треугольнике", были отозваны и перераспределены потому, что в настоящий момент между СХ ЗАО «Россиян и мэрией г. Тольятти существует арбитражный спор именно по этим территориям. Соответственно, областные чиновники решили заморозить это строительство до разрешения конфликтной ситуации. Разве нет других вариантов выхода из создавшегося положения? - Ситуация выглядит не совсем так, как вы говорите. Она достаточно острая, т.к. есть споры по земле. Расположение развязки ранее согласовывалось с собственниками близко находящихся объектов, сегодня ведутся переговоры с СХ ЗАО «Россия». Вопросы решаемы, но потребуют коррективов в проект. После этого выйдем с предложением в СГД по продолжению работ по развязке и по возврату средств, предусмотренных на это. В этом году в любом случае необходимо завершить уже начатые работы по выносу сетей в районе развязки. На сегодняшний день там незакрытые котлованы, и в таком виде в зиму уходить нельзя. Первостепенная задача муниципалитета — урегулировать все вопросы с собственником по земле. Опыт последних событий показывает, что представители СХ ЗАО «Россия» готовы идти на определенные переговоры с муниципальными властями. Подумайте сами: сейчас часть земель СХ ЗАО «Россия» включена в реализацию нацпроекта «Доступное жилье». Это касается территорий за ул. Льва Толстого, а также мкрн «Треугольник». Что касается «Треугольника», то эта территория ждет своего инвестора. Все понимают, что без развития дорожной инфраструктуры застройка «Треугольника» будет невозможна. Соответственно, я не думаю, что руководство этого акционерного общества сознательно будет чинить какие-то препятствия строительству дорожной развязки. Я думаю, что определенных договоренностей в рамках правового поля с СХ ЗАО мы достигнем. - Однако представителям ТГД вместе со своими коллегами из областного парламента удалось договориться о предоставлении бюджетных гарантий по кредиту на ремонт и реконструкцию тольяттинских дорог. Понятие «кредит»- до сих пор вызывает неоднозначную реакцию. Проценты, которые приходится выплачивать по кредиту , ассоциируются с перерасходом средств, а освоение денег, полученных по кредиту, представляется непрозрачным. - Простите, о чем мы говорим? О том, что частное лицо Виктор Попов берет сомнительный кредит в сомнительном банке, или об исполнении областного бюджета? Хочу заметить, что на 2007г. в нем средства на реконструкцию тольяттинских дорог заложены. Заложена субвенция на ремонт и реконструкцию дорожного полотна в размере 119 млн. р. Данные деньги уже освоены, запланированный ремонт произведен и сегодня все могут оценить результаты. Это улица Коммунистическая и зеленая зона. В зеленой зоне помимо ремонта было заложено нижнее основание, которое позволит в этом году реализовать проект по ее расширению до 10,5 м. И, по моим сведениям, данные 119 млн. р. будут скомпенсированы федеральным бюджетом. Поэтому мы уже сегодня готовим конкурсную документацию по их освоению. Тема дорог усиливается и на федеральном уровне. Предусмотрено выделение по 1 млрд. р. на города- миллионники. А на города типа Тольятти предусмотрено 500-600 млн. р. Надеемся, что в следующем году это будет реализовано. |  | Кроме того, в связи с текущим положением дорог необходимо ежегодно вкладывать 700-800 млн. р. А для этого необходимо брать кредит, чтобы в течение года вести масштабные работы, а впоследствии с помощью бюджетных денег закрывать кредит. Рассчитываем на то, что в следующем году будет выделено больше денег. У нас больше нет возможности вести ямочный ремонт. Такой подход оставит город и без денег, и без дорог. И кредит в 200 млн. р. позволит частично решить данный вопрос. Сегодня готовится титул дорожных работ и проектная документация будет утверждаться. Освоение этих средств не начнется без ведома нашей городской думы. Соответственно, нам придется отчитаться по окончании освоения. О ходе выполняемых работ МП еженедельно отчитывается на аппаратном совещании в мэрии. По освоению средств нам необходимо будет отчитаться в министерстве управления финансами правительства области. Так о какой непрозрачности здесь может идти речь? Ряд депутатов задавали вопрос, как будут распределяться ресурсы: по конкурсу или без. Мы готовы к любым условиям, как решит дума. Однако надо учитывать временной фактор. Ведь сезон дорожных работ продолжается с июня по август. Только в этот период можно качественно укладывать бетонные смеси, что позволяет предоставлять гарантию на дороги 6 лет. Это уже не первый кредит за этот год. Весь мир живет кредитуясь. Это абсолютно нормальная практика. Сейчас цены на технику, материалы, смеси растут настолько быстрыми темпами, что превращают буквально в ничто и без того скудные отпускаемые нам ресурсы. Кредит, которое МП может получить, дает нам возможность маневра. Динамика роста цен на расходные материалы составляет почти 30%. Проценты по кредиту составляют порядка 12,5% годовых. Простейшая арифметика. Легко подсчитать, что выгоднее: выполнить на 30% меньше от запланированного или переплатить 12,5%. Поэтому у нас практически нет выбора: прокредитоваться и выполнить необходимый объем работ или не прокредитоваться и не выполнить ничего. В любом случае дороги должны ремонтироваться! - По-прежнему много критики высказывается по поводу реорганизации МУ в МП. В качестве основных аргументов приводятся доводы о том, что подобная форма неэффективна, а распределение денежных средств непрозрачно. В частности, представители депутатской группы "Декабрь" ратуют за скорейшую реорганизацию МП обратно в МУ. - Что касается МП, то я всегда подчеркивал, что основное преимущество в этой организационно-правовой форме заключается в том, что предприятие способно кредитоваться. Нетрудно догадаться, что у МП нет собственных оборотных средств, которые позволили бы ему оперативно принимать решения, например, в случае аварийных ситуаций. Департамент никогда не получал прибыли от выполнения своих функций. Когда департамент имел организационно-правовую форму МУ, то выполнял только функцию заказчика. А преобразования позволили расширить круг полномочии. Теперь мы можем не только заказывать исполнение работ, мы владеем технологиями и специалистами, что позволяет выполнять работы самостоятельно. В конкурсах на выполнение работ мы участвуем на общих основаниях. |  | Кроме того, мы сейчас говорим исключительно о дорогах. Но ведь у МП помимо дорог масса направлений основной деятельности. Это, например, текущий ремонт жилищного фонда, поддержание коммунальных сетей в рабочем состоянии. На все это требуются средства. С одной стороны, мы просто не имеем права снимать средства с одного направления деятельности и перебрасывать их на ремонт дорожного полотна, т. к. у нас смета утверждена и бюджет расписан. В коммунальном хозяйстве все вопросы важные, любые долги, которые возникают, ведут за собой штрафные санкции и меры по отключению. Собственных оборотных средств, которые бы нам давали возможность для маневра, нет. Поэтому кредитные ресурсы помогают предприятию оперативно выполнять взятые на себя обязательства, касается ли это жилого фонда, ремонта дорог или чего-нибудь другого. - Поясните, пожалуйста, за счет каких средств и в каких объемах будет проводиться ремонт и реконструкция дорожной сети в Тольятти в этом году? - Мы просили в этом году, чтобы нам предоставили муниципальные гарантии на получение кредита в 200 млн. р. 119 млн. р. выделит областной бюджет. Это тот минимум, который в этом году необходимо вложить. А по-хорошему надо вкладывать в 2-4 раза больше. Кроме того, насколько мне известно, область сейчас ведет работу по дополнительному привлечению федеральных бюджетных средств на финансирование этого направления. Называются суммы порядка 18 млрд. р. Губернатор уже направил соответствующее обращение на имя президента. И, насколько мне известно, уже получена положительная резолюция президента. - Какие основные работы вы планируете выполнить за счет этих средств? - Мы хотим сделать дороги, которые будут связующими между районами. Ул. Баныкина, Южное шоссе. Посмотреть, что необходимо сделать на ул. Мира. Т.е. в центре нашего внимания дороги, связующие районы, там, где нагрузка на дорожное полотно максимальна. Как со стороны общественного транспорта, так и со стороны личного транспорта. Хотя бы эти дороги мы должны в этом году сделать. Не ямочным ремонтом, а именно полноценными участками — от переулка до переулка. Из 200 млн. р. кредита 35 уйдет на внутриквартальные дороги. Нам необходимо их отремонтировать — сейчас там ситуация такая, что двум машинам просто невозможно разъехаться. - Учитывается ли при этом перспективное увеличение транспортного потока? - В строительство новых дорог и в реконструкцию старых уже заложено постепенное увеличение транспортного потока, и как следствие -нагрузки на дорожную сеть. Нам проще: у нас разработана соответствующая дорожная программа, которая учитывает увеличение нагрузок на дороги до 15 лет. Это опять-таки позволит нам строить дороги и развязки с прицелом на будущее. Разработаны соответствующие паспорта дорог. Что они из себя представляют? В паспорте указаны основные технические характеристики, например, основание, ширина, а также своеобразная «история» дороги: делался ли ремонт, когда делался и какие работы проводились. Такая база данных позволяет нам сформировать первоочередные задачи: где нужен текущий ремонт, где капитальный. Мы предлагаем программу по развитию дорожной сети города, одной из целей которой является ликвидация существующих пробок. Расставляются приоритеты по степени важности ремонтных работ, где строить развязки и вести расширение дорог, и другие мероприятия, реализация которых позволит убрать пробки. Нет смысла сегодня ремонтировать те дороги, которые завтра попадут под расширение. Кроме того, закладывается применение новых битумных эмульсий, чтобы защитить дороги Тольятти от микротрещин, трещин и проникновения влаги в нижнее основание дорог. К сожалению, у нас в Тольятти сейчас нет лаборатории, которая бы позволяла оперативно делать необходимые замеры и определять качество дорожного покрытия. Я думаю, что такая лаборатория будет в следующем году. Обсудить на форуме |