Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №19 (184) | 21 мая 2007г.
 

Вячеслав Дубровин:

В «России» все земли засеяны

Елена Богданова

Арест действующего мэра Тольятти Николая УТКИНА неожиданно отодвинул на задний план один из самых обсуждаемых споров хозяйствующих субъектов — так называемое «земельное дело». Сторонние наблюдатели гадают, насколько выгодна эта ситуация может быть оппоненту мэрии — СХ ЗАО «Россия». О планах акционерного общества по развитию производства и перспективах «земельного дела» корреспонденту «Хронографа» рассказал председатель совета директоров СХ ЗАО «Россия» Вячеслав ДУБРОВИН.

- Вячеслав Михайлович, всем известно, что у мэрии г. Тольятти и СХ ЗАО -«Россия» достаточно напряженные отношения, несмотря на то что, по логике, и мэрия, и общество должны быть заинтересованы друг в друге. Каких изменений вы ожидаете для СХ ЗАО после ареста мэра?

- Относительно ареста мэра я ни­чего не могу прокомментировать. Существуют следственные органы, существует суд. Как в деле о взятке, так и в «земельном деле». Надо на­браться терпения и подождать. Да­вайте продолжим разговор на совер­шенно иную тему. Сложно предста­вить, но у СХ ЗАО «Россия» есть гораздо более значимые дела, чем интересоваться деталями этого про­исшествия. У нас, представьте себе, завершилась посевная.

К сожалению, из-за судебных разбирательств между прокурату­рой и муниципалитетом, а также ак­ционерным обществом и муниципа­литетом никто не воспринимает СХ ЗАО «Россия» именно как сельско­хозяйственное акционерное общест­во. Не будем лукавить: земли СХ ЗАО, которые входят в уставный ка­питал, на самом деле являются доро­гим ресурсом. И доходы от продажи и аренды земли для общества все же существенны. Но это отнюдь не зна­чит, что общество не намерено эф­фективно использовать другие про­изводственные ресурсы.

- Вам не кажется, что это очень неперспективно — заниматься сельским хозяйством на тех территориях, которые не сегодня-завтра уйдут под застройку? Хорошо, сейчас у СХ ЗАО достаточно земли, чтобы хозяйство было рентабельным. Однако постепенно ее будет все меньше и меньше. Соответственно, этот бизнес будет явно нерентабельным. Зачем в таком случае им заниматься вообще?

- Если говорить о том, что часть земель, принадлежащих СХ ЗАО «Россия», является перспективной для жилищной застройки и входит в сферу стратегических интересов го­рода, то здесь следует отметить, что акционерное общество не делает ставку на продажу тех ресурсов, ко­торые ему принадлежат. Наоборот, нами предпринимаются попытки восстановить то имущество, которо­го общество лишилось по тем или иным причинам. В частности, мы приобрели у колхоза «Дружба» 1,5 тыс. га земли для ведения сельского хозяйства. Эти земли находятся до­статочно далеко от города, и Тольят­ти в них заинтересован не будет по крайней мере очень длительное вре­мя. Зато общество сможет занимать­ся тем, для чего оно непосредствен­но существует: производством сель-скохозяиственнои продукции. В этой покупке нас поддержало прави­тельство Самарской обл., т.к. кол­хоз «Дружба» не имеет никаких перспектив ни для ведения сельско­го хозяйства, ни для строительства.Кроме того, в начале 90-х гг. по непонятным причинам несколько коровников, принадлежавших СХ ЗАО, оказались проданы. Мы, ко­нечно, предпринимали попытки ос­порить эти сделки, но исковая дав­ность прошла, а кроме того, при чем тут добросовестный покупатель этих помещений? Наверное, будем стро­ить новые, если возникнет необхо­димость.

Также СХ ЗАО приобретается сельскохозяйственная техника. Все это необходимо для того, чтобы об­щество могло заниматься своей ос­новной деятельностью.

- Существует устойчивое мнение, что производство сельскохозяйственной продукции априори не может быть прибыльным. В силу разных причин. Отчасти потому, что у производителя нет прямой дороги к покупателю, а оптовые закупочные цены производителя не удовлетворяют. Кроме того, Самарская обл. считается зоной рискованного земледелия. Между тему общества имеется ликвидный и дорогой актив -земля. Неужели не проще идти по пути постепенной продажи земель, тем более что они востребованы.

- Действительно, Самарская обл. входит в зону так называемого рискованного земледелия. Поэтому все сельхозпредприятия предприни­мают меры по уменьшению этих ри­сков. Сюда, в частности, входит государственное страхование ущерба. Возможно также и частное страхова­ние. Однако, на мой взгляд, гораздоэффективнее правильно организо­вать производство, для того чтобы минимизировать риски. Это касается своевременного проведения всего комплекса агротехнических меро­приятий, проведения севооборота, внесения удобрений, приобретения и наладки сельскохозяйственной техники, приобретения семенного фонда. В общем, мы получаем около 30 центнеров зерна с гектара. Для нашего района это нормальный по­казатель. Особенно если учесть, что у СХ ЗАО «Россия» нет орошаемых участков. Всего у «России» 3,5 тыс.га пахотных земель, остальное засе­яно многолетними травами. Т.е. яв­ляются пастбищами.

Сейчас много говорится о том, что потребительский рынок должен быть освобожден для местного производителя, однако местного произ­водителя как такового нет. Вместе с тем обеспечение продовольственной безопасности входит в число страте­гических задач государства. Для этого даже запущен нацпроект. Те­перь производитель продукции по­лучил реальный доступ к деньгам. Специфика данной отрасли заклю­чается в том, что срок окупаемости подобных проектов составляет ми­нимум 5 лет. Конечно, нашему акци­онерному обществу, может быть, и проще найти деньги на реализацию наших начинаний, выручив их от продажи земли или ее аренды или предложив ее в качестве залога в банке. Однако это не означает, что мы готовы распродать все наши ре­сурсы. Просто акционерное общест­во придерживается взвешенной по­зиции. Поэтому для нас не проще пойти по пути наименьшего сопро­тивления и пользоваться ситуацией с востребованностью наших земель.

- Вы не опасаетесь, что при такой позиции вас в очередной раз обвинят в том, что вы ставите интересы своего акционерного общества выше интересов города, выше его перспективного развития?

- Не следует думать, что ради развития нашего основного произ­водства мы обнесем территории колючей проволокой и никому ничего не дадим строить. Те территории, которые город представляет в каче­стве перспективных, он в конечном итоге получит. Мы уже обращались в Общественную палату РФ с пред­ложением, чтобы земли СХ ЗАО, находящиеся между ул. Льва Тол­стого и с. Тимофеевка, включили в нацпроект «Доступное и комфорт­ное жилье — гражданам России». По ряду причин рассмотрение нашей заявки отложено (см. «Хронограф» №17 (128) от 02.05.07). Подумайте сами. Сейчас в собственности «Россий» находится порядка 4 тыс. га земли. Такой объем Тольятти заст­роить явно не сможет по одной про­стой причине: нет такой потребнос­ти. И если у нас есть возможность заниматься производством без ущерба для остальных, то почему нет?

Территории под мкрн «Треу­гольник» большей частью пока еще используются под ведение сельского хозяйства. Но в настоящий момент выполнен проект планировки, про­ведено зонирование территории. Т.е. эта земля уже ждет своего инве­стора. Разговоры о застройке «Треу­гольника» ведутся уже несколько лет, но пока это только разговоры. По оценкам специалистов, застрой­ка перспективных для города терри­торий может растянуться на несколько лет. Пока будут найдены средства на выкуп земли, на подве­дение необходимой инфраструктуры, коммуникаций... И пока земля ЗАО не востребована городом под застройку, мы, естественно, не мо­жем позволить себе роскошь ее не возделывать. В «России» все земли засеяны!

- Вячеслав Михайлович, производство сельскохозяйственной продукции, безусловно, вещь актуальная и с точки зрения конъюнктуры даже модная. Кроме того, за долгие годы, в течение которых тянется «земельное дело», у ЗАО появился, условно говоря, антиимидж. Вы не опасаетесь, что упорное стремление ЗАО заниматься производством продукции может быть превратно истолковано, в том числе не в лучшую для ЗАО сторону?

- Вы же прекрасно понимаете, общество не намерено каким-либо образом ввязываться в политику. Простите, скажу очень банальную вещь: мы коммерческая структура и заинтересованы в том, чтобы извле­кать прибыль. И если нам на роду написано заниматься сельским хо­зяйством, то прибыль мы намерены извлекать именно из этого. Произ­водство сельхозпродукции тоже бизнес. А бизнес должен функцио­нировать в обычном режиме. Не от­влекаясь на бесконечные суды, бес­конечные объяснения, почему мы приняли то или иное решение, а тем более не опровергая те факты, кото­рые, на наш взгляд, соответствуют действительности.

- 14 апреля на аппаратном заседании мэрии Тольятти была озвучена информация о том, что вы по каким-то причинам не хотите со своей стороны утверждать проектную документацию пожарного депо, которое будет обслуживать некоторые кварталы Автозаводского р-на, а также мкрн -«Северный» и сам «Треугольник». Между тем ранее распространялась информация о том, что вы и муниципалитет достигли определенного согласия. Что изменилось?

- Я повторюсь, разговоры о заст­ройке «Треугольника» ведутся не первый год. Первое совещание в мэ­рии, которое было посвящено этой теме, состоялось в 2004г. Я на нем присутствовал, там было согласова­но место размещения пожарного де­по. В начале апреля 2007г. проведе­но очередное совещание, на котором я также присутствовал. Там мне пре­доставили «Проект планировки пла­нировочного района «Треуголь­ник». Но на этом проекте пожарное депо находится почему-то в другом месте. Мы, естественно, пошли на­встречу и согласились с новым вы­бором расположения.

Также договорились, что до 11-13 апреля нам должны были предо­ставить акт выбора земельного уча­стка, проект пожарного депо, расче­ты площади, определение кадастро­вой стоимости. Часть из этих доку­ментов поступила аж через месяц, 14 мая, а кадастровой оценки участка земли нам и вовсе не было предо­ставлено. В очередной раз нас хотят представить обществу этаким тормозом.

У нас есть протокол совещания в мэрии по изготовлению схем функ­ционального зонирования и крас­ных линий планировочного района «Треугольник» от 13 октября 2004г. При этом проект планировки, кото­рый нам представили в 2007г., фак­тически противоречит этому прото­колу. Я не знаю, на какой момент со­здана эта проектная документация и какой момент она отражает. Из-за этих неточностей, я думаю, строи­тельство может быть отложено на неопределенный срок. И создается впечатление, что нас просто не хотят видеть в партнерах.

Обсудить на форуме