Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №17 (182) | 2 мая 2007г.
 

Курс на рентабельность

Акционеры ОАО «Порт Тольятти» подвели итоги 2006г.

Борис Кротов

26 апреля состоялось очередное собрание акционеров ОАО «Порт Тольятти». По традиции это событие приурочено к открытию сезона навигации. В отчетном году, несмотря на различные сложности, тольяттинскому порту удалось вплотную приблизиться к порогу рентабельности. Выполнение же ряда запланированных на 2007 г. объемов работ позволит предприятию стабильно приносить прибыль.

В президиум собрания вошли генеральный директор ОАО «Куйбышев Азот» Виктор Герасименко, председатель совета директоров ОАО «Порт Тольятти» Юрий Шульженко и исполнительный директор — начальник ОАО «Порт Тольятти» Игорь Орехов. Напомним, что ОАО «КуйбышевАзот» является основным акционером ОАО «Порт Тольятти», поэтому присутствующий на собрании Виктор Герасименко по традиции предоставил акционерам «Порт Тольятти» информацию об итогах деятельности КуАЗа за 2006 г. и перспективах сотрудничества в 2007 г.

По всем вопросам повестки дня акционерами были приняты положительные решения. Следует отметить, что в этом году незначительно изменился состав совета директоров. Вместо заместителя начальника порта по эксплуатации и производству Владимира Полушкина в него вошел начальник грузового района Анатолий Жирнов. Помимо Герасименко, Шульженко, Орехова свои места в совете директоров сохранили начальник управления корпоративных отношений ОАО «КуйбышевАзот» Сергей Бобровский, директор по транспорту КуАЗа Дмитрий Кульбицкий, капитан-наставник ОАО «Порт Тольятти» Николай Селюков. Председателем совета директоров остался Юрий Шульженко.

В 2006 г. ОАО «Порт Тольятти» продемонстрировало практически по всем видам деятельности более высокие производственные показатели, чем в 2005 г. Исполнительный директор — начальник порта Игорь Орехов сообщил собравшимся о положительной тенденции, которая наметилась в деятельности предприятия в последние годы. Речь идет о постепенном сокращении соотношения производственных затрат и полученных доходов. С учетом полученной прибыли и производственных расходов затраты на 1 р. доходов составили 1,01 р., что соответствует запланированному уровню. Игорь Орехов привел для сравнения следующие цифры: в 2004 г. это соотношение было равно 1,06 р., в 2005-м — 1,04 р. Подобная тенденция, по его словам, говорит о том, что предприятие постепенно выходит на уровень рентабельности. Если говорить о коммерческой деятельности порта, то его руководством проводятся подготовка и внедрение маркетингового плана услуг порта. Этот план поможет обеспечить рентабельность производства не ниже 7-10%.

Несмотря на ряд сложностей, в целом ОАО «Порт Тольятти» практически по всем видам деятельности показало более высокие производственные показатели, чем в предыдущем году. По основному виду деятельности порта — добыче песка -порт превысил показатели 2005 г. на 151,1%. В 2006 г. добыча, перевозка и реализация песка составили 40,5% от общего объема реализации. Продолжается освоение карт намыва в Федоровке, на Копылово, в Морквашах. В настоящий момент, по словам Игоря Орехова, перед руководством порта стоит задача: расширять рынок сбыта песка за пределы г. Тольятти.

Другой доходной статьей предприятия является перегрузка минеральных удобрений. Она составила в 2006 г. 20,7% от общего объема реализации. Всего силами порта в 2006 г. переработано 3 млн. 382 тыс. грузов, что составляет 105% от запланированного. При этом отгружено 290 тыс. т минеральных удобрений.

Социально значимым направлением деятельности порта является перевозка пассажиров. В этом году было перевезено 268,4 тыс. чел., что составило 102% к плану 2005 г. При этом по данному виду деятельности ОАО «Порт Тольятти» недополучено доходов в размере 804,7 тыс. р. Однако на текущий год руководством речного порта запланировано увеличить объем пассажирских перевозок на 2,3%, выполнить ремонт речного вокзала, а также освоить новое направление коммерческой деятельности — продажу туристических путевок на транзитный флот. Вообще, следует отметить, что в 2006 г. дополнительно к плану было получено доходов от целого ряда направлений деятельности порта. Так, например, от перегрузки камня было получено 971 тыс. р. От сдачи флота в аренду — 1 млн. 94 тыс. р., от сдачи в аренду помещений — 558 тыс. р.

Что касается финансовых показателей работы ОАО «Порт Тольятти», всего от всех видов деятельности было получено 141 млн. 521 тыс. р. При этом расходная часть составила 140 млн. 615 тыс. р. По итогам финансового года после уплаты налогов предприятие осталось в убытке на 284 тыс. р., что не позволило выплатить дивиденды ни по одному виду акций.

По словам Игоря Орехова, убыточность предприятия можно объяснить двумя факторами: конъюнктурой рынка и изношенностью оборудования в самом порту, что заставляет предприятие проводить дорогостоящие ремонтные работы. Что характерно, дотации не покрывают затрат речного порта на перевозку пассажиров. Поэтому в текущем году наряду с увеличением объемов коммерческой деятельности порта будут оптимизироваться расходы и ужесточаться контроль за ними. В частности, запланировано достичь экономии дизельного топлива, моторных масел на 5-7%.

За отчетный год была проведена экспертиза промышленной безопасности по кранам, отслужившим нормативный срок службы. Выполненные мероприятия позволят продлить срок эксплуатации 7 портальных кранов и 100-тонного крана «Деррик». Вообще на все мероприятия по охране труда и повышению безопасности работников предприятия в 2006 г. было израсходовано 1 млн. 753 тыс. р.

ОАО «Порт Тольятти» запланировало на 2007 г. увеличить финансовые показатели практически по всем направлениям своей деятельности. В частности, планируется увеличение объемов добычи песка на 200 тыс. т за пределами гг. Тольятти и Жигулевск. Кроме того, планируется ввод в промышленную эксплуатацию системы удаленного мониторинга для судов приписного флота и средств механизации.

Планируемые доходы на 2007 г., по оценкам руководства, должны составить 146 млн. 483 тыс. р., из которых предполагается 19,09 млн. р. получить дополнительно к плану. Эти средства могут быть получены за счет переработки не менее 4 тыс. контейнеров, добычи и продажи не менее 200 тыс. т песка, продажи товарного бетона.

Однако, по словам председателя совета директоров Юрия Шульженко, эти результаты возможны при двух условиях — слаженной работе всех подразделений порта и режиме экономии.

Что касается вопросов реконструкции и модернизации, то, по словам Виктора Герасименко: «Как самый крупный акционер мы, естественно, получили бы большую часть полагающихся дивидендов, если была бы получена прибыль в связи с отсутствием расходов на ремонт оборудования. Однако такого вопроса мы не ставим. Мы по-прежнему будем участвовать в приобретении техники при уверенности, что она поможет порту заработать больше средств, и будем предоставлять работу», — прокомментировал Герасименко.

Обсудить на форуме