Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №36 (860) | 14 ноября 2022г.
 

Принципы Плаксина

Министр строительства не обязан сочувствовать племяннику губернатора

Павел Соколов

3 ноября министр строительства Самарской обл. Николай ПЛАКСИН лично уведомил Областной аналитический еженедельник (ОАЕ) «Хронограф», что забота о судьбе ООО «Самарская жилищная компания» с ИНН 6316276750 (СЖК) выходит за рамки полномочий министерства. Владельцем СЖК выступает Павел АЗАРОВ — племянник губернатора Самарской обл. Дмитрия АЗАРОВА. Регламент взаимодействия чиновников с подобными организациями строительного комплекса был утвержден еще предшественником дяди в кресле губернатора (2007-2012 гг.) Владимиром АРТЯКОВЫМ. Несмотря на это, Плаксин показал, что для него все участники равны.

Обращение ОАЕ «Хронограф» к Николаю Плаксину последовало на фоне резонансной политической новости. С 7 октября т.г. племянник действующего губернатора Дмитрия Азарова Павел Азаров решил попробовать себя в жилищном строительстве, войдя в капитал СЖК. Новый бизнес был организован, невзирая на летнее падение спроса на квартиры в регионе на 66%. Делался прогноз, что Павел Азаров с учетом присутствия дяди добьется гарантии получения госзаказа даже при почти полном отсутствии спроса на жилье (см. «Хронограф» №34 (858) от 31.10.22).

С целью прощупать перспективы СЖК ОАЕ «Хронограф» задал Николаю Плаксину несколько вопросов. Для начала министру было предложено оценить положение нового игрока строительного рынка с поправкой на перенасыщенность Самары высотными зданиями, продажи квартир и нежилых помещений в которых двигаются крайне медленно. Также от Плаксина требовалось спрогнозировать, в реализации каких крупных инфраструктурных проектов, финансируемых в т.ч. за счет бюджетных средств, могла бы поучаствовать СЖК. Как вариант, за какой госзаказ компания губернаторского племянника могла бы побороться в первую очередь.

Будь на месте Плаксина другой персонаж, он бы уже наверняка озаботился созданием условий для успешного внедрения родственной непосредственному начальнику

компании на высококонкурентный и бюджетоемкий строительный рынок Самарской обл. Более того, не дожидаясь запроса от ОАЕ «Хронограф», поспешил бы отчитаться за выполненную работу. Однако Плаксин оказался не таков. Его беспристрастная реакция лишь подтвердила правильность согласования кандидатуры министра в сентябре 2021 г. на самом высоком уровне. Документ о согласовании подписал лично министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин. Плаксин намекнул, что опека СЖК выходит за рамки полномочий министерства, которые были определены еще в первые дни нахождения у власти такого губернатора Самарской обл. (2007-2012 гг.), как Владимир Артяков (см. комментарий). Тем самым министр дал понять, что исповедует принцип равенства всех строительных организаций в их взаимодействии с госорганами и с точки зрения справедливости в его трактовке создавать для кого-либо особенного необоснованные преференции как минимум некорректно.

Любопытно, что жесткая позиция Плаксина относительно кажущейся фаворитом будущих госзаказов СЖК идет вразрез с тезисами из того самого постановления от 31.10.2007 г. №225 о полномочиях Минстроя, подписанного лично Владимиром Артяковым. К примеру, Минстрой, согласно постановлению, выполняет функции главного распорядителя бюджетных средств и является заказчиком-застройщиком объектов, финансирование строительства которых ведется за счет облбюджета, в частности метрополитена, гидротехнических сооружений и объектов берегоукрепления. Также Минстрой осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками для строительства, выдает разрешения на строительство и осуществляет контроль над целевым использованием застройщиком денежных средств, уплачиваемых дольщиками. Минстрой вправе от имени Самарской обл. заключать контракты на выполнение застройщиками работ для государственных нужд, выбирать инвесторов для реализации инвестиционных проектов, в т.ч. заключать с ними концессионные соглашения. И многое другое.

Логично, что Артяков, издавая такое постановление, исходил из предпочтений своего ставленника на посту министра строительства (2007-2012 гг.) Павла Донского. Донской, в свою очередь, мог распределять бюджетные средства среди фаворитов строительной отрасли эпохи Артякова: таковым, например, являлся стокхолдер ныне обанкроченной ГК «Уран» Владимир Купцов. При губернаторе (2012-2017 гг.) Николае Меркушкине подход к освоению бюджета через лояльных его окружению строителей мало изменился. Изменились лица. Место Купцова у кормушки Минстроя при реализации самых бюджетоемких проектов заняли президент ИФГ «БизнесСфера» Николай Чудаев, глава ГК «Амонд» Ростислав Хугаев и прочие «ваятели» жилого фонда.

При губернаторе Азарове линия раздвоилась. С одной стороны, заказами интенсивнее принялись накачивать Группу «ВТС» Вячеслава Сонина, чьим лоббистом принято считать старшего брата губернатора – Олега Азарова (см. «Хронограф» №30 (854) от 03.10.22). С другой — наметилась тенденция передачи крупных госзаказов в строительном секторе в пользу инорегиональных контрагентов. Для Плаксина, похоже, нет разницы, откуда взялся подрядчик и кто за ним стоит. Главное — опыт и компетенции. Отсюда расположения министерства СЖК, как новичку, пусть даже со связями в коридорах власти, очевидно, ждать не стоит.

Комментарии

Николай ПЛАКСИН, министр строительства Самарской обл.

- Рассмотрев обращение о деятельности ООО «Самарская жилищная компания», министерство строительства сообщает, что поставленные вопросы выходят за рамки полномочий министерства, установленных постановлением правительства Самарской обл. от 31 октября 2007 г. №225 «Об утверждении Положения о министерстве строительства Самарской обл.».