4 октября 2022 г. размещен проект контракта на выполнение за 131,5 млн р. работ, связанных с проектированием V очереди набережной р. Волги в г. о. Самара. Как и прогнозировалось, победителем конкурса стало ООО «Волгатрансстрой-Проект» (ВТС-П), входящее в Группу «ВТС» Вячеслава СОНИНА (на фото). Стоимость же строительства самой V очереди оценивается в 3,84 млрд р., которые, похоже, тоже будет осваивать Сонин. По мере приближения выборов губернатора портфель заказов Группы «ВТС» стабильно растет. Это объясняют близостью интересов семьи губернатора Дмитрия АЗАРОВА и стокхолдеров Группы «ВТС».
Историческое решениеЗамысел построить еще одну набережную в Самаре принадлежит лично губернатору Самарской обл. Дмитрию Азарову. В своем ежегодном послании Самарской губернской думе 18 мая 2021 г. он заявил о необходимости сделать проект прибрежной территории, которая соединила бы старую и новую набережные р. Волги в Самаре. Учитывая, что предыдущие четыре очереди были построены в советский период (IV очередь была открыта в 1986 г.). решение построить V очередь можно назвать для Самары историческим. По поводу финансирования работ в послании Азарова деликатно умалчивалось. Хотя специалисты понимали, что речь будет идти о миллиардных суммах. 7 сентября 2022 г. в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) были опубликованы условия открытого конкурса по объекту закупки «Выполнение проектных и изыскательских работ по объекту «Строительство V очереди набережной р. Волги в границах ул. Вилоновской и II очереди набережной». Начальная цена контракта составляла 168,65 млн р. В качестве заказчика указан департамент градостроительства г. о. Самара. Заявки принимались до 23 сентября. Работа конкурсной комиссии заняла почти неделю. К участию в конкурсе были допущены две заявки. 30 сентября в ЕИС появился протокол подведения итогов, из которого стало известно, что победителем стало ООО «ВТС-П», снизившее цену до 131,5 млн р. Имя второго участника конкурса раскрыто не было. 4 октября в ЕИС был размещен проект контракта, из которого можно узнать, что работы ООО «ВТС-П» должно успеть выполнить в течение 14 месяцев. ООО «ВТС-П» имеет мотив исполнить проектирование V очереди набережной досрочно. Этому есть серьезное основание. | | Главное — не продешевитьВ пакет технической документации к заданию на проектирование V очереди набережной включен документ «Задание на выполнение проектных и изыскательских работ по объекту «Строительство V очереди набережной р. Волги в границах ул. Вилоновской и II очереди набережной». В нем, в п. 15, указано: «Предполагаемая (предельная) стоимость строительства объекта -3 840 000,00 тыс. р.». Там же дано разъяснение, из которого следует, что проектировщик на этапе своей работы может повлиять на увеличение «предполагаемой (предельной) стоимости строительства объекта»: «Если по результатам проектно-сметной документации стоимость строительства превышает указанную в задании на проектирование предельную стоимость, подрядчик представляет заказчику откорректированный расчет предельной стоимости строительства объекта по укрупненным нормативам цены строительства или объекту — аналогу с обоснованием причин увеличения предельной стоимости. В случае отказа заказчика в согласовании новой предельной стоимости, подрядчик вносит изменения в разработанную проектно-сметную документацию в рамках утвержденной предельной стоимости». Из этого следует, что предполагаемая стоимость строительства V очереди набережной (3,84 млрд р.) стараниями ООО «ВТС-П» может быть увеличена. Дня этого есть весомый аргумент. В состав Группы «ВТС» помимо ООО «ВТС-П» входит АО «Волга-трансстрой-9» (ВТС-9). В начале лета 2022 г. ВТС-9 получил госконтракт ценой более 1,4 млрд р. на строительство и реконструкцию набережной Автозаводского р-на г. о. Тольятти (см. «Хронограф» №30 (854) от 3.10.22). 10 октября закончился прием заявок на участие в открытом конкурсе по отбору подрядчика на «выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Проектирование и реконструкция набережной Автозаводского р-на г. о. Тольятти» II и III этапы. 1 очередь». Начальная цена контракта составляет 993 млн р. Итого цена работ на набережной Автозаводского р-на уже достигла 2,4 млрд р. В данный момент эта госзакупка находится на этапе определения победителя и подготовки проекта контракта. Тем не менее в успехе ВТС-9 сомнений не возникает. Хотя бы потому, что лоббистом интересов Сонина называют Олега Азарова, родного брата губернатора Дмитрия Азарова. | | Клубок взаимных интересовПосле того как Дмитрий Азаров был наделен полномочиями главы региона, его старший брат, Олег Азаров, проявился в качестве уполномоченного представителя АО «Балтийская строительная компания — Санкт-Петербург» (БСК СПБ, ИНН 7826021399) в градостроительном совете при губернаторе Самарской обл. Уже в тот момент АО «БСК — СПБ» считалась дружественной Группе «ВТС» компанией по причине наличия общих стейкхолдеров. С 16 ноября 2016 г. по 10 июня 2019 г. Вячеслав Сонин был генеральным директором АО «БСК -СПБ» (ИНН 7826021399). В 2019 г. Сонин в переписке с Областным аналитическим еженедельником «Хронограф» пояснял, что основная задача Олега Азарова в градостроительном совете при губернаторе — это «подготовка материала для принятия решения о возможном вхождении АО «БСК — Санкт-Петербург» на самарский рынок коммерческой недвижимости с привлечением дополнительных инвестиций в регион» (см. «Хронограф» №42 (735) от 16.12.19). С 16 сентября 2021 г. АО «ВТС» является единственным акционером АО «БСК — СПБ». Сонин работает генеральным директором АО «ВТС» с 24 июля 2002 г., он же состоит в числе крупнейших его акционеров. 10 июня 2019 г. Сонина в должности генерального директора АО «БСК-СПБ» сменил Юрий Сапожников. С 19 августа 2019 г. Юрию Сапожникову принадлежит 10% в ООО «ВТС-П». Остальными учредителями ООО «ВТС-П» являются АО «ВТС» (80%) и Леонид Сергейчев (10%). С 28 февраля 2020 г. Леонид Сергейчев значится в должности генерального директора ООО «Волгатрансстрой метро» (ИНН 6316247140), единственным учредителем которого с момента создания (с 26 июля 2018 г.) является АО «ВТС» Сонина. Более того, 24 августа 2021 г. министерство строительства Самарской обл. возглавил Николай Плаксин. До назначения министром в биографии Николая Плаксина с 27 марта 2019 г. по 20 августа 2021 г. был период, когда он в статусе гендиректора возглавлял АО «ВТС-Метро» (ИНН 6316077025, зарегистрировано 16 июля 2002 г.). Это АО «ВТС-Метро» ранее имело аффилированные связи с Группой «ВТС» Вячеслава Сонина (см. «Хронограф» №37 (818) от 15.11.21). В 2023 г. у Дмитрия Азарова заканчивается пятилетний срок губернаторских полномочий. Для него и членов его семьи вполне логично было бы попытаться успеть за оставшееся время завести как можно больше крупных госзаказов на дружественные организации. |