Заседание Тольяттинской городской думы (ТГД), на котором был отложен вопрос о надбавках в тарифы для потребителей коммунальных услуг Автозаводского р-на, показало, что местные власти пока не определились, финансировать или нет инвестиционную программу (ИП) ОАО «ТЕВИС». Между тем время идет и проблем в энергоснабжении не становится меньше. О том, что задержка с установлением параметров финансирования так или иначе ведет к невыполнению программы, корреспонденту «Хронографа» рассказал технический директор ОАО «ТЕВИС» Андрей ЧИГИНЕВ.
- Андрей Викторович, можно ли сейчас говорить о том, что существуют реальные предпосылки эффективной реализации ИП ОАО «ТЕВИС»? - Основной целью инвестиционной программы ОАО «ТЕВИС» является развитие системы коммунальной инфраструктуры Автозаводского р-на Тольятти. Она была разработана в соответствии с Федеральным законом №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Градостроительным, Налоговым кодексами РФ, а также решениями ТГД «О технических заданиях на разработку инвестиционных программ ОАО «ТЕВИС», МУП «ПО КХ», ОАО «Электросеть», ОАО «АВТОВАЗ» и другими документами. Этой программой предусмотрено развитие системы инженерной инфраструктуры самого большого района Тольятти. Она была утверждена решением ТГД в октябре прошлого года, но только в части перечня мероприятий, которые необходимо выполнить. Мероприятия — это список того, что мы обязаны построить и модернизировать. Они утверждались с той целью, чтобы, во-первых, в течение ближайших трех лет не усугублялись и были в основном разрешены существующие проблемы тепло- и водоснабжения потребителей района, и, во-вторых, чтобы были обеспечены водой и теплом все объекты нового строительства. Так, например, в числе существующих сегодня проблем — нехватка напора для водоснабжения 20, 21 кварталов района. Имеются сложности в теплоснабжении 6, 8 и 11 кварталов, где ведется интенсивное жилищное строительство, а тепловые магистральные сети остаются теми же, что и 20 лет назад. Именно для решения этих и других проблем и разрабатывалась программа. Она состоит из множества задач. Это не только модернизация существующих сетей и объектов энергоснабжения, но и строительство новых, которые обеспечат теплом и водой новые микрорайоны «Калина», «Лесное», «Треугольник» и другие. Инвестиционная программа также предусматривает внедрение передовых технологий, позволяющих оптимизировать процессы энергоснабжения, развивать энергосбережение и снижать экологическую нагрузку на окружающую среду. - Какие источники финансирования предусматривает ИП и началось ли это финансирование вообще? - В соответствии с ФЗ-210 у инвестиционной программы три источника. Первый — это надбавка к тарифу. Тариф для ОАО «ТЕВИС», как и для других подобных организаций — естественных монополистов в коммунальной области, — устанавливается государственными регулирующими органами. В нем предусматриваются средства лишь для восстановления тех основных фондов, которые будут изношены и амортизированы в текущем отчетном периоде (году). Надбавка к тарифу — это небольшая в нашем случае по отношению к тарифу величина (по закону в сумме она должна соответствовать критерию доступности для потребителя), которая определяется исключительно на цели реализации мероприятий ИП. Ее нельзя истратить на иные цели, и в соответствии с законом мы обязаны отчитаться перед регулирующим органом, на что и как она была истрачена. | | Вторая часть мероприятий инвестиционной программы финансируется за счет платы за подключение к системам энергоснабжения. Когда строится новый объект или модернизируется существующий, дополнительная нагрузка, подключаемая к сетям, оплачивается по утвержденному тарифу. В этой части мы также обязаны отчитываться перед регулирующими органами о направлении полученных средств только на утвержденные мероприятия ИП. Третий источник финансирования инвестиционной программы, согласно ФЗ-210, — бюджет. Он должен использоваться в том случае, вали необходимо покрыть разницу между потребностью в финансировании мероприятия программы и уровнем финансирования, который могут обеспечить надбавка к тарифу и плата за подключение, оставаясь при этом доступными для потребителей. - Можно ли в настоящий момент говорить о том, что хотя бы часть мероприятий ИП уже начала реализовываться? - Начиная с декабря прошлого года мы заключили с подрядчиками несколько договоров, направленных на исполнение мероприятий ИП. В том числе на строительство насосной станции питьевой воды ВНС-03, т. к. считаем проблему водоснабжения 20 и 21 кварталов сегодня самой актуальной. Это строительство, согласно программе, должно финансироваться за счет надбавки к тарифу. Сегодня же нам установлена только плата за подключение. Все застройщики теперь обязаны оплачивать подключение новых объектов. Конечно, не все довольны этим, но закон был опубликован еще в 2004 г., а 1 января 2006 г. вступил в действие. Некоторым из них, можно сказать, повезло в том, что оплату за подключение в Тольятти ввели только с 1 января 2007 г. А сегодня есть закон и его надо соблюдать. - Что касается надбавки к тарифу, то она не утверждена ни по одному виду энергоносителей. Т. е. те мероприятия, которые должны финансироваться за счет этого, не будут выполнены? - Скажем так, сегодня они не могут исполняться в связи с отсутствием финансирования. В дальнейшем, если надбавка будет установлена, могут быть выполнены частично, т.к. часть времени уже упущена. На предпоследнем заседании ТГД речь шла о надбавке к тарифам по водоснабжению и водоотведению. Для реализации мероприятий утвержденная ИП надбавка по воде должна составлять 1,96 р. за 1 куб. м воды. Сегодня это очень много -примерно 30% от существующего тарифа. Но рост тарифов из года в год ограничивается индексом предельного роста, устанавливаемым государством. В текущем году он составил 10,2%. В то же время рост тарифов ОАО «ТЕВИС» в текущем году, по сравнению с 2006-м, составил 8,2% по водоснабжению и 6,9% по водоотведению. Следовательно, до разрешенного уровня сегодня имеется возможность установить надбавку по воде в размере 0,12 р. за куб. м питьевой воды и 0,2 р. за куб. м стоков. Это соответствует приблизительно 6% от необходимого финансирования инвестиционной программы по водоснабжению и 66,7% по водоотведению. Но даже эти величины сегодня не установлены. | | - Нужно понимать, что рост тарифов — мера чрезвычайно непопулярная, и политики будут делать все возможное, чтобы этого не допустить. Насколько это целесообразно — вопрос другой. Но основным аргументом всегда было, есть и будет нежелание власти доводить ситуацию до социальной напряженности... - Скажите мне, а за что в конечном итоге не платит потребитель? Где и на что в последние годы благодаря усилиям политиков снижались или просто не росли цены? И что вызовет большую социальную напряженность — рост цен в пределах, официально разрешенных правительством РФ и Самарской обл., или отсутствие воды и отопления? Да, я понимаю, это непопулярная мера, и политики чрезвычайно не любят к ней прибегать. Но в конечном итоге подобная псевдозабота о кошельке потребителя приносит неизмеримо больше проблем, чем пользы тому же потребителю. Согласно расчетам, мероприятия ИП, финансируемые за счет надбавок к тарифу, приведут в среднем к росту коммунальных платежей не более чем на 6%. Представьте себе жителей, у которых в часы пиковых нагрузок пропадает вода. Я не думаю, что они скажут: нет, мы лучше будем сидеть без воды, но роста платы за коммунальные услуги на 6% не допустим! Зато, оплачивая тариф и надбавку, и они, и местная власть вправе требовать полного снабжения всеми коммунальными услугами. Точно так же рост себестоимости нового жилья за счет платы за подключение составит около 850 р. за 1 кв. м, причем эта величина зафиксирована законом РФ на три года. Дорого это или нет? За последние три года рост рыночных цен за 1 кв. м жилья в десятки раз превышает названную величину, причем без внятного объяснения причин, кроме одной: все дорожает. Любой человек, покупающий себе квартиру, должен быть уверен, что в кране у него постоянно будет вода, а батареи будут согревать квартиру зимой. Готов ли он за это платить? Я думаю, что готов. Конечно, лучше бы не заплатить, а вода и отопление, авось, будут. Только вот всегда ли сбывается надежда на этот самый «авось»? Вообще сейчас мы оказались в довольно странной ситуации. Депутаты утвердили нам перечень мероприятий ИП, т. е. расходную часть. А источники финансирования, т. е. доходную часть, по разным причинам не рассматривают. Представьте себе городской бюджет, в котором утверждена только расходная часть, доходная отсутствует, а исполнение контролируется... Очевидно, расходная часть без доходной — это нонсенс. Обсудить на форуме Справка:Финансовые параметры инвестиционной программы ОАО «ТЕВИС» на 2007-2009 гг. Финансирование за счет надбавок в тарифы для населения....всего 386 млн. р. Из них за счет надбавки в тариф по теплоснабжению....114 млн. р. За счет надбавки в тариф по водоснабжению....217 млн. р. За счет надбавки в тариф по водооотведению....54 млн. р. Финансирование за счет платы за подключение....всего 615 млн. р. Из них за счет платы за подключение к теплоносителям....329 млн. р. За счет подключения к водоснабжению....153 млн. р. За счет подключения к системе водоотведения....132 млн. р. Тариф на подключение нагрузки к системе теплоснабжения....3,6 млн.р./Гкал/ч Тариф на подключение нагрузки к системе водоснабжения....4,7 тыс.р./куб.м/сутки Тариф на подключение нагрузки к системе водоотведения....3,7 тыс.р./ куб.м/сутки Рост тарифов за счет надбавки в среднем составит.....не более 6% Рост стоимости жилья за счет платы за присоединение....850 р. /кв.м (около 3,5%) |