Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №30 (854) | 3 октября 2022г.
 

Кошелек Азарова

Пополнит Сонин освоением миллиардных заказов на тольяттинской набережной

ИА «Центр-Инфо»

10 октября заканчивается прием заявок на участие в открытом конкурсе по отбору подрядчика на освоение очередного транша на строительстве набережной Автозаводского р-на в г.о. Тольятти. В начале лета 2022 г. контракт ценой более 1,4 млрд р. на выполнение работ на указанном объекте был передан компании АО «Волгатрансстрой-9» (ВТС-9), входящей в Группу «ВТС» Вячеслава СОНИНА. Лоббистом ВТС принято считать Олега АЗАРОВА (на фото), брата губернатора Самарской обл. Дмитрия АЗАРОВА. Есть основания полагать, что забота о семейных ценностях позволила сохранить бизнес Сонина у бюджетной ренты.

Бескрайняя набережная

23 сентября 2022 г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki. gov.ru была размещена информация об объявлении закупки на «Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: Проектирование и реконструкция набережной Автозаводского р-на г.о. Тольятти» II и III этапы. 1 очередь». Начальная цена контракта составляет 993 млн р. Из опубликованных документов известно, что срок действия контракта ограничен 31 декабря 2023 г. «Окончание срока действия контракта не освобождает стороны от выполнения обязательств, предусмотренных контрактом, а также от ответственности за нарушение условий контракта», — дополняется в проекте госконтракта.

Еще на этапе обсуждения планов по строительству новой набережной в Тольятти озвучивались десятизначные суммы, которые потребуются на финансирование проекта. Анонсировалось, что одна из немногих городских достопримечательностей обойдется бюджету в 4,7 млрд р. Интрига разрешилась в конце декабря 2020 г., когда был объявлен победитель аукциона на «выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Проектирование и реконструкция набережной Автозаводского р-на г.о. Тольятти». Контракт ценой 743,9 млн р., фигурирующий на сайте zakupki. gov.ru, был передан на исполнение ВТС-9.

Губернатор Дмитрий Азаров охарактеризовал стройку как один «из ключевых проектов, которые реализуются на территории региона». Безусловно, оценка главы региона справедлива, особенно в части объема денежных затрат на реализацию мероприятия. ВТС-9 прочно закрепился в Тольятти на перспективном объекте с гарантированным государственным финансированием.

Бизнес Сонина процветал в регионе задолго до того, как Дмитрия Азарова продвинули еще только на пост главы г.о. Самара, который он занимал с 2010 по 2014 гг. (см. «Хронограф» №33 (198) от 24.09.07). Группа «ВТС» получала госзаказы при губернаторе Самарской обл. (2007-2012 гг.) Владимире Артякове, уверенно пережила период, когда во главе региона с 2012 по 2017 гг. стоял губернатор-созидатель Николай Меркушкин. В 2017 г. Сонину пришло время выстраивать отношения с губернатором-технократом Дмитрием Азаровым, делегированным 6 лет назад, 25 сентября 2017 г., на должность врио губернатора Самарской обл. (2017-2018 гг.) Администрацией Президента РФ.

Семейные узы

Необходимо отметить, что годом ранее, в 2016 г., удалось замять историю с растратой бюджетных средств ГБУ Самарской обл. «Научно-исследовательский институт садоводства и лекарственных растений «Жигулевские сады». Данное учреждение в должности директора возглавлял брат сегодняшнего губернатора Олег Азаров. В 2016 г. Дмитрий Азаров еще обретался в статусе члена Совета Федерации от Самарской обл., в связи с чем выдвигалась гипотеза о возможной причастности власть имущего родственника к решению вопроса об уголовном преследовании (см. «Хронограф» №7 (577) от 9.03.16).

После того как Дмитрий Азаров был наделен полномочиями главы региона, его старший брат Олег Азаров всплыл в качестве уполномоченного представителя АО «БСК-Санкт-Петербург» (БСК-СПБ, ИНН 7826021399) в градостроительном совете при губернаторе Самарской обл. В 2019 г. Сонин отрицал аффилированные связи БСК-СПБ с группой ВТС. Комментарии Сонина сводились к тому, что БСК-СПБ является исключительно девелоперской компанией, реализующей проекты в г. Санкт-Петербурге и г. Москве.

Отдельно Сонин пояснял, что основная задача Олега Азарова — «подготовка материала для принятия решения о возможном вхождении АО «БСК-Санкт-Петербург» на самарский рынок коммерческой недвижимости с привлечением дополнительных инвестиций в регион» (см. «Хронограф» №42 (735) от 16.12.19). При этом стоит учитывать наличие действующего юрлица АО «БСК-СПБ» (ИНН 7841431270), которое ведет активную деловую жизнь в Самарской обл., принимая на исполнение многочисленные ресурсоемкие госконтракты. Один из примеров — недавняя командировка АО «БСК-СПБ» (ИНН 7841431270) в г.о. Жигулевск на освоение средств на ремонт межпоселковой дороги, которая в перспективе должна стать одним из элементов туристического кластера (см. «Хронограф» №21 (802) от 15.06.21). Игра однотипными названиями и отсутствием формальных взаимосвязей не может отрицать очевидного. Бизнес Сонина сохраняет квоту на рынке госзаказа в Самарской обл. Некоторая неопределенность могла возникнуть в условиях переформатирования принципов распределения контрактов. В регионе при губернаторе Азарове проросла тенденция передачи крупных заказов инорегиональным организациям (см. «Хронограф» №16 (840) от 23.05.22). Хотя, как показывает опыт Группы «ВТС», осталось место и для своих. Благо в Самаре и Тольятти имеются почти бескрайние по размерам набережные. Причем тольяттинская набережная имеет выгодную для любого подрядчика особенность. В отличие от самарской набережной, тольяттинская позволяла своим подрядчикам во все времена по итогам произведенных работ создавать о себе ощущение как о территории бесконечно продолжающихся работ.

Вот и сегодня почти никто из жителей Тольятти, побывавших на берегу р. Волги в Автозаводском р-не, не догадается, что там уже почти год ведется реконструкция набережной и уже освоен почти 1 млрд р. Все та же разруха и неустроенность, что и 30 лет назад. Единственное, что за эти годы изменилось: дикорастущие кусты превратились в непролазные джунгли. В Самаре бы такое не прошло.

Тем не менее в декабре 2020 г. ВТС-9 пришлось бороться за право освоить несколько сотен миллионов на реконструкции тольяттинской набережной. Причем не как обычно формально, чтобы замылить глаза антимонопольщикам, а в настоящем конкурентном состязании. ВТС-9 для получения контракта пришлось согласиться на дисконт в размере 13% от максимальной цены контракта. В натуральном выражении сумма скидки от ВТС-9 составила порядка 111 млн р. от начальной цены 855 млн р.

Бронь для ВТС

Несмотря на сопротивление со стороны местных элит, приезжие получатели госконтрактов наводнили Самарскую обл. Весной 2022 г. были сорваны планы министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской обл. Минтранс сформировал лот ценой 1,94 млрд р. на выполнение работ по нанесению разметки на дорогах регионального или межмуниципального значения. Жалоба ивановского ООО «Профессионал» заставила отменить закупку и разделить работы на несколько лотов (см. «Хронограф» №15 (839) от 4.05.22). В стороне оказались не менее титульные, чем Группа «ВТС», ООО «Самара-Транс-Строй» (ИНН 6376021161) Сергея Суркова и Группа «Амонд» Ростислава Хугаева.

Вследствие происходящих событий, при объявлении конкурса по отбору подрядчика на продолжение строительных работ на тольяттинской набережной, появилась перспективная версия о том, что ВТС-9 могут вытеснить с объекта. Тем более что речь шла о сумме гораздо больше той, которая выделялась на освоение в 2021 г. Претендентам предлагалось состязаться за возможность освоить 1,4 млрд р.

По версии, размещенной на портале zakupki.gov.ru, на конкурс поступила единственная заявка, признанная закупочной комиссией соответствующей установленным требованиям. Предпринималась попытка через УФАС Самарской обл. оспорить действия заказчика в лице ГКУ Самарской обл. «Управление капитального строительства». Жалобщиком выступило новороссийское ООО «Новоросинжиниринг». В итоге 6 июня 2022 г. госконтракт по максимальной цене был заключен все с тем же ООО «ВТС-9».

Произошедшие события и их итоги позволяют прогнозировать исход предстоящего определения кандидата на освоение очередного транша в размере 993 млн р. на продолжении строительства набережной Автозаводского р-на в Тольятти. Создание зеленого коридора для компаний Группы «ВТС» дают повод для разговора об административном лобби, обеспечивающем контрактами бизнес Сонина даже в условиях ограниченного доступа к бюджетным проектам. Надо полагать, что глава региона мог бы способствовать решению таких вопросов. В особенности если бы речь шла о его личной заинтересованности, транслируемой через родного брата.