Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №26 (850) | 5 сентября 2022г.
 

Таможенная бдительность

Способна нарушить планы строителей моста через Волгу

Илья Ширтанов

В сентябре 2022 г. продолжатся судебные разбирательства между тольяттинским ООО «АБЗ №1», которое можно увязать с бизнесом братьев Ростислава и Ирбега ХУГАЕВЫХ и таможенными органами. ООО «АБЗ №1» является поставщиком конструкций для строителей обхода Тольятти в составе международного транспортного маршрута Европа — Западный Китай и реализаторов другого мегапроекта — строительства скоростной магистрали М12 «Москва — Казань». По версии представителей ООО «АБЗ №1», действия таможенников выливаются в угрозу ликвидации компании. Конкурентам ООО «АБЗ №1» подобное развитие событий, наверное, было бы на руку.

Есть что скрывать

5 июля 2022 г. Арбитражный суд Самарской обл. оформил три аналогичных определения по ходатайствам ООО «АБЗ №1» о применении обеспечительных мер в виде приостановления действия таможенных актов. Ходатайства были заявлены в рамках дел о признании недействительными правовых актов Самарской таможни Приволжского таможенного управления.

Во всех трех эпизодах в качестве обоснования обеспечения заявления указывается: «В настоящий момент общество выполняет изготовление и ряд поставок оборудования для компаний, а именно: балки пролетного строения для ООО «Самаратрансстрой» (договор №3-2 Ш от 16 марта 2021 г.), сваи для ООО «АВТОБАН-МОСТ» (договор №СТР-56-КПСтройМат-02.21 от 28 января 2021 г.), балки пролетного строения ООО «Автодорога» (договор №2_21-Б от 10 марта 2021 г.), балки пролетного строения для ООО «Мосты Республики Татарстан» (договор №05-05 от 5 мая 2022 г.)».

Все указанные юрлица являются крупными операторами дорожного строительства, представляющими различные регионы РФ. Однозначно идентифицировать фирмы не представилось возможным. На момент подготовки публикации ответа на запрос Областного аналитического еженедельника «Хронограф» от директора ООО «АБЗ №1» Алексея Петрова не последовало. И. о. начальника Самарской таможни Вячеслав Капустин отказался представлять какую-либо информацию, сославшись на «ограниченный доступ».

В ходатайстве ООО «АБЗ №1», скорее всего, идет речь об ООО « Самаратрансстрой», бенефициаром которого иногда называют действующего депутата Самарской губернской думы Андрея Мурзова (см. «Хронограф» №2 (826) от 24.01.22). Что касается ООО «Автодорога», вероятно, подразумевается пензенское юрлицо, отчитывающееся о миллиардных оборотах. В ЕГРЮЛ отыскалась единственная организация с наименованием ООО «Мосты Республики Татарстан». Данная организация также демонстрирует впечатляющие показатели по выручке, достигающие 2 млрд р. в год.

Автобан из Сибири

ООО «АВТОБАН-МОСТ» входит в строительно-инвестиционный холдинг «Автобан», создателем и бенефициаром которого является Алексей Андреев. Уроженец Москвы Андреев строил политическую карьеру в Южной Сибири, был депутатом всех шести созывов думы Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. В качестве управленца принимал участие в строительстве дорог на Самотлорском, Мегионском, Аганском, Покачаевском и других месторождениях. Был задействован в реализации других дорожных проектов на территории присутствия крупных нефтяных компаний.

ООО «АВТОБАН-МОСТ» в 2021 г. отчиталось о падении выручки до 3,8 млрд р. (в 2020 г. выручка составила 7,1 млрд р). При этом на официальном сайте компании avtobanmost.ru анонсируются грандиозные планы. В частности, сообщается о том, что «12 мостов планируется построить на четвертом участке скоростной трассы «Москва — Казань». Кроме того, портал публикует информацию «о создании и эксплуатации платной автомобильной дороги «Строительство обхода г. Тольятти с мостовым переходом через р. Волгу в составе международного транспортного маршрута «Европа — Западный Китай» категории I Б, протяженностью 99,3 км».

«В 2019-2020 гг. проведен весь комплекс проектно-изыскательских работ и получены положительные заключения государственной экспертизы. В 2019 г. начались строительно-монтажные работы по строительству автомобильной дороги и уникального моста через р. Волгу протяженностью 3670 м. Строительство планируется завершить в 2023 г.», — информируют читателей представители холдинга «Автобан». Также на ресурсе можно ознакомиться со сведениями о ходе работ по строительству объектов Центральной кольцевой автомобильной дороги на территории Московской обл.

Единственным участником ООО «АВТОБАН-МОСТ» в ЕГРЮЛ записано АО «ДСК «АВТОБАН». Последнее в должности генерального директора возглавляет Алексей Андреев. По итогам 2021 г. выручка АО «ДСК «АВТОБАН» превысила 76 млрд р.

Сведения из ЕГРЮЛ говорят о том, что контрагент «АВТОБАН-МОСТа» — ООО «АБЗ №1» — с марта 2022 г. на 100% принадлежит Алексею Петрову, которому в мае 2022 г. также перешла должность директора организации. ООО «АБЗ №1» зарегистрировано в г. о. Тольятти, на Приморском б-ре, 19. Согласно данным выписки из ЕГРЮЛ, 8 июня 2022 г. в реестр ФНС была внесена запись о реорганизации ООО «АБЗ №1». Компания присоединяется к ООО «Авто-Волгастрой» (ИНН 6324056090), которое продолжит деятельность по окончании реорганизационных процессов. Вероятно, ООО «АБЗ №1» будет ликвидировано.

Этот же источник сообщает, что с декабря 2021 г. должность генерального директора ООО «АвтоВолгастрой» занимает Петров. С января 2022 г. Петров является единственным собственником ООО «АвтоВолгастрой». До этого указанное юрлицо принадлежало Игорю Разному, которого, так же как и Петрова, можно причислить к когорте менеджеров, работавших в связке с Ислямом Еникеевым (см. «Хронограф» №33(814)от 11.10.21). Еникеева без труда можно ассоциировать с бизнесом, созданным братьями Хугаевыми (см. «Хронограф» №20 (590) от 27.06.16). По итогам 2021 г. «АвтоВолгастрою» удалось нарастить объем выручки до 5,21 млрд р. В предыдущий период — 2020 г. — обороты компании находились на уровне 4,54 млрд р.

Не менее успешным 2021 г. был и для ООО «АБЗ №1». За указанный период выручка ООО «АБЗ №1» выросла почти на миллиард — с 2,35 млрд р. до 3,22 млрд р. Компания до ноября 2021 г. принадлежала Елене Разной. Осенью прошлого года единственным собственником ООО «АБЗ №1» был записан Игорь Разный, после чего компания отошла Петрову.

Кризис АБЗ

Сейчас ООО «АБЗ №1» пытается посредством судебных разбирательств выкрутиться из непростой ситуации, созданной таможенниками. «Непринятие обеспечительных мер значительно затруднит ведение хозяйственной деятельности, выполнение контрактных обязательств и, соответственно, приведет к огромным штрафным санкциям, финансовым потерям и, как следствие, угрозе ликвидации компании, что, в свою очередь, не позволит оплатить доначисленные налоги и пени. При указанных обстоятельствах невыполнение договорных обязательств отразится на репутации и дальнейшей деятельности общества. Бесспорное списание денежных средств таможней поставит под угрозу исполнение обществом своих обязательств перед своими работниками по трудовым договорам, что может повлечь причинение значительного ущерба обществу», — такие катастрофические последствия исполнения решений таможенного органа описали в ходатайствах представители ООО «АБЗ №1».

В свою очередь суд счел доводы ООО «АБЗ №1» неубедительными. «Заявитель не привел достаточных доводов, свидетельствующих о том, что непринятие истребуемых обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта по данному делу либо что данные меры направлены на предотвращение причинения значительного ущерба заявителю в связи с рассматриваемым предметом спора», — такое однотипное резюме было положено на ходатайства, заявленные в рамках дел №А55-18748/2022, №А55-18746/2022, №А55-18745/2022. Всего с начала июня 2022 г. в реестре дел Арбитражного суда Самарской обл. было зарегистрировано 5 заявлений ООО «АБЗ №1» к Самарской таможне.

Из раскрытых документов известно, что в заявлениях ООО «АБЗ №1» идет речь об оспаривании таможенных актов «о взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней за счет денежного залога». Также будет уместно отметить, что год назад, в июле 2021 г., по инициативе ООО «АБЗ №1» в том же суде рассматривались дела об оспаривании постановлений Самарской таможни о привлечении общества к административной ответственности.

В трех процессах (дела №№ А55-21678/2021, А55-21677/2021, А55-21676/2021) суд встал на сторону таможенников и признал обоснованными решения о назначении ООО «АБЗ №1» административных наказаний. Тогда ООО «АБЗ №1» отделалось незначительными штрафами, в каждом случае по 20 тыс. р. ООО «АБЗ №1» даже не предпринимало попыток оспорить судебные решения в апелляции. Сегодня, судя по заявлениям представителей ООО «АБЗ №1», ситуация гораздо серьезней. С учетом крайне напряженной ситуации на рынке распределения госзаказов проблемы ООО «АБЗ №1» могут открывать перед конкурентами новые перспективы (см. «Хронограф» №16 (840) от 23.05.22).

Комментарии

Вячеслав КАПУСТИН, и. о. начальника Самарской таможни

- Самарская таможня в пределах своей компетенции не вправе предоставлять вам информацию ограниченного доступа, в т. ч. о сумме задолженности участника внешнеэкономической деятельности ООО «АБЗ №1».

Самарская таможня не уполномочена давать оценку реалистичности сценариев последствий исполнения актов таможни, решению проведения реорганизации ООО «АБЗ №1» и иным событиям, обстоятельствам, которые не входят в компетенцию таможенного органа.