Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №22 (846) | 4 июля 2022г.
 

Нацпроект «Здравоохранение» забуксовал

Из-за закупочной политики областного Минздрава

Андрей Неретин

6 июня комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской обл. (УФАС) аннулировала результаты электронного аукциона по закупке аппаратов ультразвукового сканирования на сумму 33,2 млн р. Заказчиком выступало ГКУ СО «Самарафармация». Данный случай не единичен. В текущем году подведомственные министерству здравоохранения Самарской обл. учреждения провалили сотни торгов, которые были отменены либо по решению антимонопольного органа, либо самими заказчиками. Большинство закупок осуществлялось в целях реализации нацпроекта «Здравоохранение».

Фактор дополнительных характеристик

ГКУ СО «Самарафармация» (директор – Алевтина Игнатова) не смогло закупить три аппарата ультразвукового сканирования стоимостью 33,2 млн р. Определение поставщика было заблокировано по результатам внеплановой проверки контролирующего органа.

Извещение о проведении электронного аукциона было опубликовано 20 мая (аукцион №0142200001322011329). Итоги торгов были подведены 2 июня. Победителем было признано ООО «ДМ-Групп». Однако контракт так и не был подписан. От ООО «Апекс» поступила жалоба в Самарское УФАС. «Апекс» указал, что заказчик не применил код позиции каталога товаров, работ, услуг (КТРУ), что, по мнению заявителя, является нарушением ч. 6 ст. 23 ФЗ «О контрактной системе». В заявлении также было указано, что заказчиком были нарушены положения вышеназванного закона в части включения в описание объекта закупки дополнительных характеристик. В жалобе сказано: «Заказчиком в техническом задании установлен ряд дополнительных характеристик, не предусмотренных позицией каталога... Включение дополнительных характеристик запрещено в соответствии с п. 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Таким образом, включение в описание объекта закупки ряда характеристик, не предусмотренных имеющейся в каталоге позицией, ограничивает участие в закупке и приводит к нарушению положений ч. 6 ст. 23 Федерального закона №44-ФЗ».

В жалобе также было отмечено, что заказчик в извещении о проведении электронного аукциона установил ограничение на допуск радио-электронной продукции, происходящей из иностранных государств. Поэтому при описании объекта закупки должны быть указаны характеристики российского товара, в т.ч. содержащиеся в КТРУ, для обеспечения государственных и муниципальных нужд. «Однако совокупности характеристик, содержащихся в техническом задании, соответствует товар единственного производителя — PHILIPS EPIQ 7 производства «Филипс Ультрасаунд, Инк.», Соединенные Штаты Америки. Таким образом, установленные заказчиком в нарушение п. 5 Правил использования КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. №145) дополнительные характеристики, не предусмотренные позициями КТРУ, привели к невозможности предложить к поставке товар российского производства, что является нарушением положений ч. 1.1 ст. 33 Федерального Закона № 44-ФЗ», — говорится в жалобе.

6 июня комиссия Самарского УФАС вынесла решение по жалобе ООО «Апекс». Антимонопольный орган согласился с доводом о том, что включение дополнительных характеристик необоснованно ограничило возможность подать заявку заявителю.

Между тем довод о том, что тех-задание было сформировано под единственного производителя, комиссию не убедил. В решении комиссии УФАС сказано: «В своей жалобе заявитель указывает на то, что совокупности характеристик, содержащихся в техническом задании, соответствует товар единственного производителя — Philips EPIQ 7 производства «Филипс Ультрасаунд, Инк.», Соединенные Штаты Америки. Вместе с тем комиссией Самарского УФАС России установлено, что в результате запроса ценовых предложений получены 3 коммерческих предложения на оборудование, отличное от оборудования, которое указывал заявитель в своей жалобе. На основании вышеизложенного довод о соответствии описания закупки товару только одного производителя не нашел своего подтверждения». По решению комиссии жалоба ООО «Апекс» была признана частично обоснованной. Материалы жалобы были переданы должностному лицу УФАС для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ. Тем же днем, 6 июня, комиссия Самарского УФАС выдала ГКУ СО «Самарафармация» предписание: контракт по итогам проведения закупки не заключать, определение поставщика аннулировать и провести закупку заново.

Массовость нарушений

Следует отметить, что в текущем году ГКУ СО «Самарафармация» провалило далеко не одну закупку. Согласно реестру жалоб единой информационной системы закупок, Самарским УФАС были признаны обоснованными жалобы по целому ряду закупок. Так, по решению Самарского УФАС от 20 апреля была признана частично обоснованной жалоба по закупке генератора электрохирургической системы (аукцион №0142200001322007290). В действиях ГКУ «Самарафамация» признано нарушение ч. 4 ст. 33 Закона о контрактной системе, возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

По решению УФАС от 18 мая также была признана частично обоснованной жалоба на действия заказчика при проведении другого аукциона — на поставку аппаратов ультразвукового сканирования (аукцион №0142200001322010000). В действиях ГКУ СО «Самарафамация» признано нарушение ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе, возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.

По решению УФАС от 30 мая была признана обоснованной жалоба по очередной закупке аппаратов ультразвукового сканирования (аукцион №0142200001322010757). В действиях ГКУ СО «Самарафармация» признано нарушение постановления правительства РФ №145. Было возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ. Выдано предписание об отмене аукциона.

Между тем особую пикантность ситуации придает то, что в извещениях о проведении указанных аукционов отмечалось, что медицинское оборудование закупается в целях реализации национального проекта «Здравоохранение».

При этом нарушения, допущенные ГКУ СО «Самарафармация» при проведении лишь вышеназванных аукционов, касались закупок на общую сумму 85,5 млн р. Принимая во внимание то обстоятельство, что многие аукционы были отменены по предписанию антимонопольного органа в связи нарушениями при составлении технических заданий, необходимо признать риски срыва реализации национального проекта в указанной части.

Помимо ГКУ СО «Самарафармация» большим количеством удовлетворенных жалоб по закупкам отличается и ГБУЗ СО «СОКБ им. В.Д. Середавина», где главврачом является Сергей Пушкин. В частности, фиаско потерпели четыре запроса котировок на поставку шовного материала. Стоимость каждой закупки составляла без малого 1 млн р. (№ 0342200006522000057, 034220000 6522000065, 0342200006522000083 и 034220000 6522000084). Во всех случаях комиссия УФАС нашла нарушения п/п. «а» п. 1 ч. 3 ст. 50 Закона о контрактной системе.

Системная проблема

Примечательно, что в период с 1 января по 8 июня 2022 г. тендеры отменялись не только по решению Самарского УФАС. Порядка 300 закупок отменили сами учреждения здравоохранения Самарской обл. Закупочные процедуры отменялись заказчиками, как правило, в ответ на поступившие от участников закупок запросы по предоставлению разъяснений, в которых указывалось на допущенные заказчиками нарушения при составлении технических заданий, а также на другие нарушения законодательства. Так, например, ГКУ СО «Самарафармация», являющееся государственным заказчиком при реализации нацпроекта «Здравоохранение», в текущем году по собственному решению отменило порядка 10 аукционов, по итогам которых предполагалось закупить две маммографические рентгеновские стационарные системы, два гастроскопа, аппарат искусственной вентиляции легких, медицинские изделия, лекарственные препараты и т.п. Кроме того, в 2022 г. ГБУЗ «СОКБ им. В.Д. Середавина» отменило несколько десятков аукционов, ГБУЗ «СОККД им. В.П. Полякова» — 7 аукционов, а ГБУЗ «СОКОД» — 6 аукционов.

Таким образом, в 2022 г. при осуществлении государственных закупок подведомственными областному Минздраву учреждениями наблюдается значительное ухудшение качества организации закупок, выражающееся в увеличении количества жалоб участников торгов, количества отмененных закупок органами контроля и самими заказчиками, конфликтности работы в этой области. Массовая отмена закупок из-за многочисленных нарушений неизбежно влечет за собой задержки в поставках медицинского оборудования в учреждения здравоохранения, порождает риски срыва выполнения государственных программ. По мнению наблюдателей, происходящие процессы, возможно, связаны со сменой закупочной политики, к чему участники рынка оказались не готовы. Впрочем, участники рынка смогут благополучно реализовать свои складские остатки в другие, менее «прогрессивные» регионы. Ситуация в Самарской обл. в результате рискует принять форму бесперспективной. Между тем принятие подобных решений находится на уровне компетенций замминистра.