Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №14 (179) | 16 апреля 2007г.
 

В Тольятти «оборотней» нет

Прокуратура не дала ход материалам, разоблачающим коррупционные связи силовиков

Вячеслав Николаев

12 апреля начальник ГУВД по Самарской области генерал-майор милиции Александр РЕЙМЕР в своем интервью «Хронографу» крайне негативно оценил работу тольяттинского Управления собственной безопасности (УСБ). Высказывание главного милиционера губернии косвенно подтверждает информацию о том, что в ближайшее время свой пост покинет руководитель 4-го отдела УСБ ГУВД Самарской обл. подполковник милиции Андрей СИНЕНКОВ. Между тем начальник Управления федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (УФСКН) Самарской обл. по городу Тольятти Станислав ЖИВОТКОВ подтвердил информацию о том, что в прокуратуру области были переданы материалы, обличающие высокопоставленных правоохранителей в коррупционных связях с организованным преступным сообществом (ОПС) Судакова-Старостина.

С минимальными потерями

На прошлой неделе появилась информация о том, что областное ГУВД не собирается продлевать служебный контракт с руководителем 4-го отдела УСБ ГУВД Самарской обл. по Тольятти Андреем Синенковым, который руководил данным подразделением практически на протяжении последнего десятилетия. Сотрудники этой милицейской структуры должны следить за чистотой рядов тольяттинских правоохранителей.

Однако в отличие от многих регионов России, где борьба с «оборотнями» в погонах шла полным ходом, Тольятти такими показателями не отличался.

Руководитель тольяттинского УСБ вообще в некоторых вопросах занимал странную позицию. Например, в интервью интернет-порталу www.lenta.ru он заявил, что «часть представителей отдела милиции по ВАЗу переведена в другие городские отделы. И тут обозначилась интересная тенденция. Имелись несколько сотрудников вазовской милиции, к работе которых у руководства возникли претензии: ходили слухи, что они связаны с преступниками и участвуют в вывозе автодеталей. После перевода в Автозаводское РУВД к их службе вообще не стало претензий. Более того, ранее неблагополучные сотрудники сейчас настолько хорошо себя зарекомендовали, что руководство их назначает на более высокие должности. Некоторые из них стали начальниками отделений и отделов». По логике Синенкова, получается, что наилучший и эффективный способ борьбы с коррупцией в милицейских рядах — перевод нечистых на руку силовиков в другие подразделения, а вовсе не привлечение их к ответственности и увольнение из органов внутренних дел. В отставку один за другим милицейские руководители начали уходить лишь после того, как результаты их работы более детально начал изучать новый начальник ГУВД Самарской обл. Александр Реймер. Однако для некоторых из них такой поворот событий стал наиболее мягким расставанием с милицейскими погонами. Ведь на тот момент в руках УСБ и прокуратуры оказались факты, которые позволили бы привлечь некоторых силовиков к уголовной ответственности.

Когда нечего терять

Факты коррупционной связи некоторых правоохранителей в различных структурах и управлениях тольяттинской милиции были выявлены в ходе расследования нашумевшего уголовного дела в отношении ОПС Судакова-Старостина.

Ликвидация одной из самых могущественных группировок, которая контролировала, по некоторым данным, около 70% поставок и распространения наркотических средств на территории Тольятти на протяжении последних 10 лет, была завершена 1,5 года назад. По оценкам экспертов, чистая прибыль группировки в месяц составляла от 1,5 до 3 млн. р.

В ходе работы следственной группы Госнаркоконтроля России удалось доказать отмывание более 50 млн. р., полученных преступным путем. Денежные средства вкладывались в строительство объектов недвижимости, покупку квартир и автомобилей для членов ОПС, а также материальное обеспечение семей тех, кто находился в местах лишения свободы.

На скамье подсудимых оказались 39 членов группировки, еще в отношении 49 материалы выделены в отдельное производство. Лидер группировки Сергей Судаков находится в федеральном розыске. По неофициальным данным, он совместно со своими помощниками готовил пути отхода в одну из скандинавских стран.

В ходе расследования данного уголовного дела, которое пока является уникальным для России, один из лидеров ОПС дал следователям весьма любопытную информацию.

Он подробно рассказал о том, в каком объеме, кому именно из руководителей милицейских подразделений, через каких лиц и каким образом передавались денежные средства. За определенное денежное вознаграждение уголовные дела на членов группировки, пойманных с наркотическими средствами, либо прекращались, либо переквалифицировались с более тяжкой статьи «распространение» на «незаконное хранение», по которой можно получить условную меру наказания.

Данные материалы были выделены из уголовного дела и направлены по подследственности для проведения проверки и принятия решения в Самарскую областную прокуратуру.

Причем согласно российскому законодательству прокуратура могла возбудить уголовное дело на основании вышеуказанных данных не в отношении указанных в них силовиков, но и по факту, т.е. уже в процессе расследования фактов коррупции привлекать к ответственности определенных лиц.

«С одной стороны, при данном варианте развития событий факты коррупционных связей после возбуждения дела стали бы известны общественности и произвели эффект точечного удара иракских террористов, — заявил «Хронографу» на условиях анонимности один из силовиков в Тольяттинском УВД. -С другой — Синенков, который просто не мог не знать о данном материале, мог дать ход этому делу и таким образом не только закрепиться на своей должности с приходом руководства из Оренбурга, но и впоследствии рассчитывать на продвижение по карьерной лестнице».

Кто компетентен?

Как пояснил «Хронографу» начальник УФСКН Самарской обл. по городу Тольятти полковник полиции Станислав Животков, вышеуказанные материалы были переданы в прокуратуру области еще во время расследования уголовного дела деятельности ОПС Судакова-Старостина (почти год назад). «Согласно нормам Уголовно-процессуального кодекса материалы допроса были выделены в отдельное производство и переданы по подследственности в областную прокуратуру. Какое решение было принято, нам неизвестно. Это не входит в нашу компетенцию», — заявил Животков.

По большому счету, сотрудники УФКН смогли не только обезвредить одну из самых могущественных наркоторговых группировок, но и преподнести на блюдечке еще одно потенциальное громкое коррупционное дело. Почему ему не дали ход? Пока так и остается загадкой. Хотя можно предположить, что причина здесь в одном из двух: либо в личной заинтересованности определенных представителей правоохранительной структуры, либо в их элементарной профессиональной некомпетентности.

В интервью «Хронографу» начальник ГУВД Александр Реймер заявил, что ему вообще неизвестно о существовании данных материалов. Это наводит на мысль, что компрометирующие материалы сумели очень хорошо скрыть.

В свою очередь в Самарской областной прокуратуре заявили, что материалы, переданные следственной группой, были перенаправлены по территориальности в Тольятти. Правда, в какую именно из прокуратур города — Центральную или Автозаводскую — затруднились ответить. По информации, полученной «Хронографом» из конфиденциальных источников, некоторые силовики, чьи фамилии фигурировали в разоблачительных показаниях, уже не работают в системе МВД.

«Удивителен тот факт, что в течение последнего времени некоторые коммерческие структуры стали достаточно динамично развиваться. При этом у них не просматривалось наличие четких источников инвестирования, — пояснил один из тольяттинских бизнесменов. — Неизвестно, откуда они смогли привлекать денежные средства. На мой взгляд, интересно здесь и то, что спустя определенное время высокие должности в этих компаниях, например, директора по безопасности, вдруг начинают занимать еще вчерашние руководители какого-нибудь милицейского подразделения Тольятти».

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Обсудить на форуме