Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №18 (842) | 6 июня 2022г.
 

Чемезовская недальновидность

Коммерсанты продолжают раскупать земли некогда секретного предприятия

ИА «Центр-Инфо»

12 мая конкурсный управляющий ОАО «Конструкторское бюро автоматических систем» (КБАС) разместил сообщение о результатах торгов, по итогам которых было распродано 17,5 га земли доведенного до банкротства уникального оборонного предприятия. На одном из них — место стоянки воздушных судов, на котором, возможно, когда-то стояла летающая лаборатория с секретной лазерной пушкой на борту. Однако глава ГК «Ростех» Сергей ЧЕМЕЗОВ, похоже, не оценил перспективы доставшихся в наследство передовых советских технологий и позволил отправить уникальное предприятие в утиль.

Конкурсный управляющий КБАС Виктор Юдаков продолжает распродавать остатки активов бывшего секретного военного предприятия. Оно было настолько секретным, что даже дело о банкротстве в суде сделали закрытым. В декабре 2021 г. было реализовано 5 га земельных участков КБАС в пос. Зубчаниновка г.о. Самара (см. «Хронограф» №42 (823) от 20.12.21). Теперь Юдаков обнародовал результаты торгов, предметом которых была часть недвижимого имущества банкрота. Были определены победители по четырем лотам, которые выкупили земельные участки общей площадью 17,5 га. Так, земельный участок пл. 3,4 га (кадастровый номер (КН) 63:01:0253003:687) выкупило ООО «МигСтрой», где генеральным директором и единоличным учредителем является Мгер Калтахчян. Договор купли-продажи подписан 28 апреля. Цена имущества определена в 11,5 млн р.

Земельные участки пл. 5,7 га (КН 63:01:0253003:688) и 4,9 га (КН 63:01:0253003:689) выкупили ООО «Титан-С» и ООО «Титан» соответственно. Оба юрлица возглавляет Дмитрий Тычкин. Сделки заключены 11 мая. Совокупная цена продажи — 26,5 млн р.

Еще один земельный участок пл. 5 га (КН 63:01:0253004:521) выкупил Юрий Загудалов, который на основании агентского договора от 6 мая 2022 г. действует в интересах Сергея Мельянца 1987 г.р. Объект интересен тем, что на нем находится бетонная площадка для стоянки самолетов. На спутниковых картах хорошо видно, что там до сих пор простаивает воздушное судно. Договор купли-продажи подписан 22 мая. Земельный участок продан за 9,7 млн р.

КБАС было основано в начале 70-х гг. XX в. доктором физико-математических наук Игорем Бережным. В советские годы это было одно из самых передовых высокотехнологичных оборонных предприятий. КБАС впервые в мире разработало лазерную систему посадки самолетов, получившую название «Глиссада». Система позволяет экипажу осуществлять посадку воздушного судна в условиях максимально плохой видимости. С конца 70-х годов «Глиссада» успешно используется в отечественных и зарубежных аэропортах. В 2004 г. усилиями Международного аэропорта Курумоч, ЗАО «Глиссада» и ЗАО «Кантегир» система была модернизирована и получила название «Глиссада-М». В 2011 г. на Международном салоне инноваций и изобретений проект «Глиссада-М» получил золотую медаль. Вскоре после этого КБАС ушло под полный контроль Ростеха Чемезова.

КБАС также вело ряд секретных разработок. Конструкторское бюро занималось разработкой и производством опытных образцов ряда видов вооружения, основанных на новых физических принципах действия. Так, еще с 70-х гг. в КБАС создавали лазерное оружие авиационного и космического базирования. Известно, что под руководством конструктора Валентина Сафронова разрабатывалась лазерная пушка с ядерной подкачкой космического базирования для нейтрализации вражеских спутников. По одной из версий, лазерным оружием планировалось оснастить космический корабль «Буран». До сих пор живут легенды о том, как жители пос. Зубчаниновка могли наблюдать в небе воздушное судно, переоборудованное под летающую лабораторию, которое из опытного маломощного образца лазерной пушки сбивало летающие мишени.

В 2013 г. секретное высокотехнологичное КБАС было преобразовано в акционерное общество, его передали госкорпорации «Ростех» Сергея Чемезова. Вскоре после этого Ростех позволил отправить уникальное предприятие на банкротство. 30 марта 2017 г. Арбитражный суд Самарской обл. признал КБАС банкротом.

Похоже, топ-менеджмент Ростеха так и не осознавал, насколько уникальное предприятие попало к ним в руки. Хотя возможно и другое.

Недалекие специалисты не своего дела могли элементарно не понимать, как на этом заработать и распилить бюджет. То ли дело доставшийся за так ОАО «АВТОВАЗ» с оборотами на сотни миллиардов. Хотя за три года чемезовцы умудрились вогнать в предбанкротное состояние и его.

Научно-технологический потенциал КБАС вполне мог быть использован для дальнейших разработок и производства оружия на новых физических принципах, к каковым относится лазерное вооружение. Здесь важно напомнить, что способность российских оружейников производить образцы вооружения, основанные на новых физических принципах, является предметом особой гордости для президента РФ Владимира Путина. Очевиден вопрос: зачем Чемезову могло понадобиться лишать Путина возможности гордиться наработками КБАС?

Для поисков ответа на этот вопрос надо понимать, что любому менеджеру в данном случае необходимо обладать соответствующим уровнем компетенций и профессионализма, поскольку речь идет не о танках и гаубицах, принцип действия которых уже более 100 лет известен всем, а о передовой технологии. Все-таки лазерное оружие -это не обычная механика, а нечто из области квантовой физики. Нужны определенные познания, чтобы иметь понимание о векторе развития производства. Менее всего хочется верить, что у чемезовских менеджеров интеллекта хватило лишь на то, чтобы советское наследие обанкротить, а его активы — распродать.

Вполне возможно, если бы руководящее звено Ростеха обладало реальными компетенциями, а самое главное, государственным мышлением, то сегодня они докладывали бы главе государства о том, как разработанное в Самаре лазерное оружие уничтожает вражеские беспилотники, не позволяя им отслеживать передвижения устаревшей военной техники и фиксировать ее координаты. Даже если бы Ростех за неимением собственных ресурсов, как на АВТОВАЗе, вовлек бы в процесс иностранного инвестора, то сегодня в условиях санкций и контрсанкций можно было бы поступить аналогичным образом — национализировать завод и вновь начать тянуть субсидии из госбюджета. Впрочем, команда Чемезова оказалась не столь дальновидной.