Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №18 (842) | 6 июня 2022г.
 

Приплыли

«Волготранс» рискует утонуть в убытках

Георгий Кизельгур

2 июня миновал год, как ООО «Волготранс» с ИНН 6317079434 опубликовало последнюю новость о себе на официальном сайте. Ожидается, что активное существование некогда одной из крупнейших судоходных компаний России вскоре может завершиться. Причина кроется не только в экономических санкциях, введенных в отношении сектора грузоперевозок водным транспортом. Похоже, прошли времена, когда бенефициары «Волготранса» во главе с генеральным директором Родионом СВЕТЛИЧНОВЫМ (на фото справа) могли рассчитывать на поддержку региональных властей.

Финансовые результаты возглавляемого Родионом Светличновым ООО «Волготранс» за 2021 г. должны заинтересовать налоговые органы. Выручка компании, конечными бенефициарами которой считают скрывающегося в ОАЭ президента бывшей Группы «СОК» Юрия Качмазова и бывшего заместителя министра транспорта РФ Виктора Олерского, составила 1,3 млрд р. против 1,25 млрд р. по итогам 2020 г. При этом второй год подряд «Волготранс» демонстрирует значительные убытки. Чистый убыток общества за 2020 г. составил 352 млн р. За 2021 г. — 160 млн р.

Ожидается, что 2022 г. может стать последним в истории активного существования «Волготранса». Во многом по причине экономических санкций, введенных в отношении РФ. Так, 11 марта 2022 г. Международная ассоциация классификационных обществ исключила Российский морской регистр судоходства, куда входит «Волготранс» и аффилированная ему судоверфь ЗАО «Нефтефлот», из своего состава. 5 апреля т. г. российским судам и операторам было запрещено заходить в порты стран Евросоюза. Таким образом, «Волготранс», эксплуатирующий суда исключительно под российским флагом, рискует потерять большую часть оборотов. Учитывая, что основная часть судов находится в лизинге, бремя лизинговых платежей грозит затянуть «Волготранс» в процедуру банкротства.

Расчет на поддержку со стороны государства вряд ли оправдается. 7 апреля через ИАА «ПортНьюс» устами номинального держателя 99% в капитале «Волготранса», вице-президента «Ассоциации полярников Санкт-Петербурга» Сергея Фофанова была выражена надежда на участие федеральных и региональных институтов развития и отечественных банков в инвестиционном проекте перевооружения самарской верфи. Оператором проекта заявлено ЗАО «Нефтефлот». Судя по последовавшим ироничным комментариям в телеграм-каналах, в поддержке со стороны ОАО «Корпорация развития Самарской обл.» и регионального правительства, похоже, было отказано полностью.

Причиной тому может быть потеря лоббистов в профильных министерствах, ведомствах, а также среди депутатского корпуса. Так, в забвении пребывает бывший министр экономического развития Самарской обл. (2004-2011 гг.), бывший депутат

Самарской губернской думы (2016-2021 гг.), бывший ректор ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет» (2011-2019 гг.) Габибулла Хасаев (на фото слева), в мае 2016 г. вручивший Светличнову членский билет Российского географического общества. Попытка Светличнова восполнить дефицит лоббистов путем личного избрания в состав регионального заксобрания осенью 2021 г. провалилась. Светличнов баллотировался в депутаты по Железнодорожному избирательному округу №3 от партии «Справедливая Россия» со слоганом «Перемен требует наша река!», но уступил в борьбе за мандат коммунисту Максиму Федорову.

Упустил Светличнов и возможность публично заявить о планах «Волготранса» по уходу от зависимости от экспорта нефти на международный рынок. В ответе на запрос Областного аналитического еженедельника «Хронограф» он предпочел сослаться на служебную и коммерческую тайну (см. комментарий). Судя по всему, компания готова испытать трудности с продвижением своих услуг на рынке внутренних перевозок при наличии ограничений на внешнем рынке. Дело не только в том, что Светличнов опасается излагать стратегию «Волготранса», чтобы ее оценили те, кто уполномочен поддерживать отрасль из бюджета. По всей вероятности, рассчитывать на многое не позволяет репутация компании, подмоченная с учетом случаев нанесения вреда акватории разливом нефтепродуктов. Примером может служить арбитражное дело №А55-24924/2021, в рамках которого 22 февраля 2022 г. с «Волготранса» в пользу Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора было взыскано свыше 800 тыс. р. в возмещение вреда, причиненного водному объекту.

Перспективы «Волготранса» на рынке речных пассажирских перевозок Самарской обл., несмотря на его емкость, также сомнительны, поскольку конкуренты работают на опережение. Зарегистрированный в июле 2021 г. дочерний оператор таких перевозок в лице ООО «Судоходная компания «Волга-Трэвэл» в мае 2022 г. сменил собственника. Теперь он принадлежит ООО «Петротранс» (г.о. Санкт-Петербург).

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Родион СВЕТЛИЧНОВ, генеральный директор ООО «Волготранс»

- В ходе изучения представленных для ответов вопросов установлено, что при ответе на некоторые из них будет разглашена служебная и коммерческая тайна, относящаяся к деятельности компании и не подлежащая раскрытию в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании.

Кроме того, ответы на ряд вопросов будут содержать персональные данные лиц, согласия которых необходимо получить в соответствии с требованиями ФЗ «О персональных данных», которые в нашей компании отсутствуют.