Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №13 (837) | 18 апреля 2022г.
 

Секреты тольяттинской культуры

Должны быть известны заместителю министра Тонковидовой

ИА «Центр-Инфо»

11 апреля администрация г.о. Тольятти в подробностях расписала свою позиционную защиту МАУ «КЦ «Автоград», которое было проверено Контрольно-счетной палатой г.о. Тольятти (КСП). Ранее КСП установила множество сомнительных фактов трат бюджетных средств, с упоминанием КЦ «Автоград», директором которого записан Дмитрий ЛОСКУТОВ, и департамента культуры администрации г.о. Тольятти, возглавляемого Мариной КОЗЛОВОЙ. Отдельно стоит подчеркнуть, что помощь в трудоустройстве Лоскутова и Козловой на указанные должности приписывают сегодняшнему заместителю министра культуры Самарской обл. Наталье ТОНКОВИДОВОЙ (на фото).

Разоблачение «Автограда»

24 февраля 2022 г. датирован отчет КСП «по результатам проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств, средств, полученных от приносящей доход деятельности, и соблюдения установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом» МАУ «КЦ «Автоград». Независимым муниципальным контрольным органом был проверен период деятельности учреждения за 2019-2020 гг. Проверка проводилась на основании решения думы г.о. Тольятти (ТГД) №1053 от 22 сентября 2021 г. в соответствии с утвержденным планом работы КСП в IV кв. 2021 г. Другими словами, не было никаких оснований усомниться в непредвзятости контрольного мероприятия.

Профильная комиссия ТГД рассмотрела отчет спустя месяц — 22 марта. При этом обсуждение отчета не было вынесено на предстоящее плановое пленарное заседание думы. Детали отчета в ходе заседания комиссии не разглашались, т.к. было принято решение сразу перейти к вопросам. Указанные обстоятельства привлекают особое внимание, поскольку в отчете КСП представлен солидный перечень нарушении, по версии КСП, и сомнительных операций с бюджетными субсидиями. Отдельно описаны эпизоды неэффективного использования средств, полученных КЦ «Автоград» в рамках национального проекта «Культура».

Согласно раскрытым данным, КЦ «Автоград» ежегодно получает бюджетные субсидии в размере нескольких десятков миллионов рублей на выполнение муниципального задания на оказание муниципальных услуг, в т.ч. на организацию культурно-досуговых мероприятий. В 2019 г. КЦ «Автоград» было утверждено муниципальное задание на сумму без малого 64 млн р. В 2020 г. этот показатель вырос на 3 млн р., бюджет КЦ «Автоград» на выполнение муниципального задания составил почти 67 млн р.

Один из пунктов отчета КСП затрагивает вопрос относительно организации культурно-досуговой деятельности населения. Контрольный орган отмечает, что подготовка к проведению мероприятий осуществляется способом проведения закупок в соответствии с федеральным законодательством. Также, по версии КСП, предусматривается «финансирование путем представления субсидий из бюджета г.о. Тольятти созданных им автономных учреждений, которые своими силами и средствами оказывают услуги».

В итоговом документе представители КСП подчеркнули: «В ходе проверки установлено, что мероприятия МАУ КЦ «Автоград» самостоятельно не проводились, Учреждение фактически являлось посредником в оплате услуг за предоставленное ЧУК «Арена», ООО «Позитив Трейд» в аренду светового, звукового и сценического оборудования на указанные мероприятия». КСП абсолютно четко указала: «Учреждение не вправе привлекать для проведения культурно-массовых мероприятий третьих лиц за счет средств субсидии на выполнение муниципального задания (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 мая 2017 г. №17АП-4127/2017-АК по делу №А50-9657/2016)». Указанные обстоятельства могут свидетельствовать о том, что средства субсидии были переадресованы третьим лицам, скорее всего, в обход федерального законодательства о контрактной системе.

Массовая дисфункция

Примечательно, что претензии КСП по данной ситуации направлены в сторону департамента культуры администрации Тольятти. КСП настаивает на необходимости «обеспечить выполнение функций по организации культурно-массовых мероприятий на территории г.о. Тольятти с соблюдением норм законодательства о контрактной системе и защите конкуренции».

В 2020 г. КЦ «Автоград» получил субсидию на создание выставочно-экспозиционных комплексов в общей сумме 20,4 млн р. Финансирование осуществлялось по государственной программе Самарской обл. «Развитие культуры в Самарской обл. на период до 2024 г.» и национальному проекту «Культура». Средства КЦ «Автоград» израсходовал на оборудование, которое было размещено в выставочном зале 50-летия АВТОВАЗа.

При этом, как сообщает КСП, были нарушены основные условия предоставления субсидии. Получатель должен был представить справку «о проведении работ по капитальному ремонту либо о завершении ремонта зданий муниципальных учреждений культуры, которые планируется оснастить специализированным оборудованием». В итоге КСП пришла к выводам: «Расходование средств областного бюджета и бюджета г.о. Тольятти в размере 19 622 тыс. р. произведено без достижения требуемого (заявленного) результата» и «В нарушение ст. 34, 158 Бюджетного кодекса РФ департаментом культуры не обеспечен принцип эффективности (результативности) расходования бюджетных средств в общей сумме 19 622 тыс. р.».

Стоит также отметить, что оборудование, приобретенное в рамках реализации нацпроекта «Культура», по свидетельству специалистов контрольного органа, не использовалось по своему назначению. В отчете КСП зафиксировано: «МАУ КЦ «Автоград» свободного доступа в здание выставочного зала (без согласования с МБУ «Зеленстрой») не имеет. Соответственно, МАУ КЦ «Автоград» оборудование в своей уставной деятельности (проведение выставок, мероприятий), а также в целях, предусмотренных государственной программой, не использует, что является неэффективным использованием муниципального имущества (приобретенного оборудования)».

Помимо указанных инцидентов в отчете КСП описан эпизод создания выгодных условий аренды помещений КЦ «Автоград» определенным лицам. За 2019-2020 гг. «Автоградом» недополучен доход от оказания платных услуг в сумме 738 тыс. р., т.к. стоимость услуг в договоре с контрагентами была занижена от прайс-листа учреждения.

Отдельные же действия директора КЦ «Автоград» Дмитрия Лоскутова при внимательном изучении органами следствия и вовсе могли бы потянуть на ст. 292 УК РФ «Подлог». КСП получила документы от КЦ «Автоград», исходя из которых учреждение предоставляет ООО «Д.А.П.О. и К» в пользование 5735 кв. м эстакады якобы под автостоянку. Это имущество закреплено за КЦ «Автоград» на праве оперативного управления.

С 2020 г. договор аренды отсутствует, а плата, которая поступает в кассу КЦ «Автоград», весьма символична — 345,7 тыс. р. в год. Это 28,7 тыс. р. в месяц за 5 700 кв. м, расположенных на центральной улице Автозаводского р-на. Руководство КЦ «Автоград» заверяет всех, что ООО «Д.А.П.О. и К» использует площадку под автостоянку. Между тем любой прохожий может визуально убедиться, что на площадке «Автограда» организована коммерческая деятельность, которую сложно отличить от торговли подержанными автомобилями. В сети Интернет эта «автостоянка» позиционируется как «автосалон».

При этом, как отмечено КСП, арендатор продолжает занимать имущество без согласия собственника и без действующего договора аренды. Очевидно, что руководством КЦ «Автоград» могли быть созданы предпосылки для возникновения уникально выгодных условий для развития бизнеса ООО «Д.А.П.О. и К».

Тонковидова и Ко

Приведенные примеры — лишь небольшая часть обширного перечня своеобразного распоряжения муниципальным имуществом и бюджетными средствами. В ответе на официальный запрос Областного аналитического еженедельника (ОАЕ) «Хронограф», адресованный администрации города, чиновники признали, что в случае с ООО «Д.А.П.О. и К» сотрудничество вышло за рамки нормальных хозяйственных отношений.

Из письма горадминистрации следует, что с указанным юрлицом был заключен договор аренды, срок действия которого истек еще весной 2020 г. «По истечении срока действия договора арендатор не возвратил имущество», — сообщаются подробности в ответе на запрос. Далее идет ссылка на информацию, представленную КЦ «Автоград», о проведении претензионной работы по освобождению и возврату части эстакады. Что, судя по всему, не сильно мешает продолжению коммерческой деятельности бывшего официального арендатора.

По другим пунктам отчета КСП в письме администрации было заявлено буквально следующее: «Вывод КСП «о нецелевом использовании бюджетных средств» является необоснованным». Также необоснованным представители администрации назвали «вывод КСП «о нарушении ФЗ №135 от 26 июля 2006 г. «О защите конкуренции»».

Что касается простаивания оборудования, закупленного в рамках нацпроекта, чиновники категорически отказались признавать претензию КСП. По версии администрации Тольятти, оборудование якобы активно применялось в культмассовых мероприятиях, проведенных в течение 2021 г. На вопрос ОАЕ «Хронограф», почему администрация г.о. Тольятти до сих пор не оспорила отчет КСП по итогам проверки КЦ «Автоград», однозначно было заявлено: «Отчет КСП носит рекомендательный характер и не требует обжалования».

Нюансы деятельности МАУ «КЦ «Автоград» под управлением Дмитрия Лоскутава, вскрытые КСП, могут послужить поводом для проведения проверок других компетентных органов, например прокуратуры.

Относительно реакции руководства Самарской обл. вопрос открытый. Дело в том, что с мая 2020 г. на должности заместителя регионального министра культуры трудится выходец из администрации Тольятти Наталья Тонковидова. С октября 2002 г. Тонковидова была руководителем комитета по делам молодежи мэрии Тольятти (КДМ). В 2010 г. Наталью Тонковидову повысили до заместителя руководителя департамента — руководителя управления образования, культуры и искусства департамента культуры мэрии г.о. Тольятти. В том же 2010 г. должность руководителя КДМ перешла к Марине Козловой.

В июне 2017 г. Тонковидова заняла пост руководителя департамента культуры тольяттинской администрации. Следом, в июле 2017 г., Дмитрий Лоскутов был трудоустроен директором КЦ «Автоград». С уходом Тонковидовой в министерство в 2020 г. ее место в департаменте культуры заняла Козлова. По сути, может просматриваться вертикально-интегрированная неофициальная цепь с ответственным лицом в региональном центре и непосредственным исполнителем уровня муниципального учреждения. При таких обстоятельствах надеяться на адекватную реакцию минкульта по результатам проверки КЦ «Автоград» было бы наивно. Остается ожидать объективной оценки со стороны прокуратуры.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.