Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №12 (836) | 11 апреля 2022г.
 

Киевская доля

Активы Швидака могут обратить в пользу Украины

ИА «Центр-Инфо»

1 апреля Верховная рада Украины приняла закон о национализации имущества россиян. Очевидно, будут конфискованы активы ООО «Торговый дом СПЗ-Групп» (ТОВ «Торговли Д1М СПЗ-Груп») — украинское юрлицо обанкротившегося ОАО «Самарский подшипниковый завод» (СПЗ). Недавно украинская «дочка» СПЗ была выставлена на торги и оценена почти в 20 млн р. Согласно официальным документам, конечным бенефициаром актива является бывший глава холдинга SPZ-Group, самарский бизнесмен с сомнительной репутацией Александр ШВИДАК (на фото).

Между Киевом и Мариуполем

Верховная рада Украины одобрила законопроект о национализации имущества россиян. Портал RBC сообщает, что законопроект распространяется на граждан России, лиц, тесно связанных с Россией, и компании, которые работают на Украине и бенефициаром которых является Россия. «Все национализированное имущество не просто направят в пользу Украины, а в счет будущей репарации», — так прокомментировала инициативу глава украинской правящей партии «Слуга народа» Елена Шуляк.

Накануне, 24 марта, конкурсный управляющий ОАО «СПЗ» Алексей Пономарев объявил о проведении открытого аукциона по продаже зарубежных активов банкрота СПЗ (см. «Хронограф» №13 (541) от 13.04.15), в т.ч. и на Украине. Отдельными лотами продаются 100% в ООО «Торговый дом СПЗ-Групп» (18,318 млн р.) и 65% в уставном капитале китайского юрлица «Чжанцзяган Сы Бэй Жуй» (18 млн р.). Аукцион проводится на повышение. Шаг аукциона 5%. Заявки на участие в торгах принимаются по 4 мая. Проведение аукциона намечено на 12 мая.

ООО «Торговый дом СПЗ-Групп» с уставным капиталом 800 тыс. гривен было основано 14 февраля 2013 г. Место регистрации: г. Киев, пр-т Воссоединения, 19. По данному адресу располагается бизнес-центр New Gene. Он находится в Днепровском р-не Киева, рядом с жилым комплексом «Комфорт Таун». По данным украинского агентства бизнес-разведки Nomis, директором ООО «Торговый дом СПЗ-Групп» является Эдуард Касперук. Ранее он возглавлял ООО «Проминдустрия-ФТК» (г. Киев), которое существовало в период с 2007 по 2009 гг. В социальной сети «ВКонтакте» есть его персональная страница, где в качестве места проживания указан г. Мариуполь (https://vk.com/idl26956232).

Подшипники для Донбасса

Украинский актив самарского банкрота описан в документе под названием «Заключение №2020.07-052-2 о рыночной стоимости доли в размере 100% в ТОВ «Торговий дiм СПЗ-Груп» от 9 сентября 2020 г.». В документе указано: «Владелец: ОАО «Самарский подшипниковый завод. Конечный бенефициар Владелец (Контроллер) — Швидак Александр Игоревич, Российская Федерация, г. Самара». Согласно заключению, численность персонала указанной организации составляла 10-19 сотрудников. По состоянию на 31 декабря 2018 г. активы украинской «дочки» банкрота составляли 30-35 млн гривен, запасы — 15-20 млн гривен, дебиторская задолженность — 10-15 млн гривен. Нераспределенная прибыль -6-7 млн гривен. Всех текущих обязательств — 25-30 млн гривен. По итогам 2018 г. выручка составила 60-65 млн гривен.

Чистая прибыль — 1-2 млн гривен. Стоимость чистых активов указана в размере 7,45 млн гривен (20,3 млн р. по курсу на дату оценки).

У ООО «Торговый дом СПЗ-Групп» ранее функционировал официальный сайт (spzgroup.ua). В настоящее время он отключен за неуплату. Однако специализированные ресурсы позволяют ознакомиться с архивной версией сайта, где раскрываются некоторые вехи истории организации. В пресс-релизе под названием «Осваиваем рынок Украины» сказано: «В феврале 2013 г. в Киеве было создано ООО «Торговый дом «СПЗ-Групп», которое возглавил Эдуард Анатольевич Касперук, специалист в области сбыта нашей продукции на рынке Украины, имеющий многолетний опыт работы с СПЗ, руководивший на протяжении десяти лет ООО «ТК-ПромИндустрия», официальным дистрибьютором СПЗ».

Созданию «дочки» на Украине поспособствовал Александр Селяев, который при Александре Швидаке возглавлял ОАО «СПЗ». «В августе 2012 г. генеральный директор ОАО «СПЗ» А.А. Селяев во время деловой поездки по предприятиям Украины, потребителям наших подшипников, встретился с руководителями крупнейших украинских металлургических комбинатов. В совместной беседе обсуждались проблемы в оперативном обеспечении подшипниками, а также пожелание работать с аффилированными структурами производителя на условиях предприятий-потребителей. Итогом беседы стало принятое советом директоров ОАО «СПЗ» решение о создании Торгового дома «СПЗ-Групп», являющегося дочерним предприятием «СПЗ», на Украине», — сказано в пресс-релизе (https:// web. Archive.org/ web/ 20170422114537/ http: //spzgroup. ua/ novosti/ osvaivaem- n- nok- ukraini). Далее в информационном сообщении говорится о поставках таким крупным предприятиям, как ПАО «ММК им. Ильича» (г. Мариуполь), ПАО «Енакиевский МЗ» (г. Енакиево) и металлургический комбинат «Азовсталь» (г. Мариуполь). Нетрудно заметить, что основной рынок сбыта находился на Донбассе.

Теперь, по всей видимости, украинский (зарегистрированный в Киеве) актив самарского бизнесмена ждет национализация. Нетрудно догадаться, на какие цели Украина может направить конфискованные средства. Действующий режим своей первостепенной задачей видит укрепление собственных вооруженных сил.

Курс на Китай

Следует несколько слов сказать и про 65% в компании «Чжанцзяган Сы Бэй Жуй». Китайский актив описан в документе под названием «№2020.07-052-1 о рыночной стоимости доли в размере 65% в иностранной организации «Чжанцзяган Сы Бэй Жуй» от 9 сентября 2020 г.».

Согласно заключению, предприятие было создано 14 июля 2005 г. Место регистрации: городской уезд Чжаныцзяган, р-н Ченьянь, ул. Хуоученг, 5, г. Цзиньган. Сфера деятельности: «Производство плотно прилегающих подшипников для двигателей». Уставный капитал составляет $2,5 млн (2,657 млрд р. по курсу на дату оценки). Совладельцем остальных 35% выступает «Чжанцзяган AAA» (Zhangjiagang AAA Bearing Co, Ltd). Количество сотрудников — менее 50 чел. Состав руководства выглядит следующим образом: председатель правления Александр Швидак, заместитель председателя правления Цзи Фу Бин, генеральный директор Цзынь Вэнь Цзюнь, членами правления являются Андрей Грачев, Сергей Орлинко, Чен Вэй и Ци Динцзюнь.

В ходе анализа оценщиком было установлено, что у компании «Чжанцзяган Сы Бэй Жуй» есть сумма обязательств, выраженных в залоге имущества на 519,8 млн юаней (5,779 млрд р. по курсу на дату оценки). Кроме того, на организацию наложены ограничительные меры на пользование денежными средствами. Оценщик в своем заключении обозначил следующий вывод: «В отсутствие развернутых данных об активах организации, учитывая, что сумма собственного капитала общества не покрывает текущих предъявленных обязательств, а также учитывая многочисленные риски (судебные разбирательства), оценщик пришел к выводу, что стоимость иностранной организации «Чжанцзяган Сы Бэй Жуй» близка к 0, в рамках данной работы принята в условном размере 1 р.».

В целом, на торги выставлены достаточно проблемные активы. Учитывая текущую ситуацию на Украине, можно предположить, что сейчас вряд ли кто-то из российских резидентов пожелает выкупить за 18 млн р. зарегистрированную там «дочку» банкрота с чистыми активами на сумму более 20 млн р. Тем более к настоящему времени данных активов может уже и не быть. Что касается компании «Чжанцзяган Сы Бэй Жуй», то она обременена чрезмерными обязательствами. Впрочем, раскрытая документация позволяет сделать вывод о том, что китайский актив обанкротившегося завода представляет собой производственное предприятие, которое, вероятно, на данный момент законсервировано. Однако следует отметить его выгодное расположение. Городской уезд Чжанцзяган расположен на берегу р. Янцзы, недалеко от ее впадения в Восточно-Китайское море. В 70 км находится г. Шанхай, где проживает 25 млн чел. Чжанцзяган является крупным речным портом, важным зерновым логистическим центром и центром масложировой промышленности. Также в уезде базируются автобусный завод Mudan Automobile Group и сталелитейная компания Shagang Group. Таким образом, если инвестору удастся реанимировать предприятие, то он получит огромный и перспективный рынок сбыта в удачном месте с точки зрения логистики.