Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №11 (835) | 4 апреля 2022г.
 

Прокурорский импульс

Заставляет ООО «Кедр-1» дорожить работой по содержанию дорог в Самаре

Георгий Кизельгур

6 апреля в Одиннадцатом арбитражном апелляционном суде ООО «Кедр-1» продолжит попытки взыскать с департамента городского хозяйства и экологии г.о. Самара (ДГХиЭ, департамент) 7,94 млн р. за якобы вывезенный сверх нормы снег. ООО «Кедр-1» считается одним из ключевых получателей муниципальных заказов на содержание дорог в Самаре. Несмотря на пристальное внимание к деятельности ООО «Кедр-1» со стороны прокуратуры, компания чувствует себя неуязвимой. В Самаре сферу городского хозяйства курирует первый заместитель главы Владимир ВАСИЛЕНКО (на фото).

Так был ли снег?

30 июля 2021 г. ООО «Кедр-1» подало исковое заявление в Арбитражный суд Самарской обл. к ДГХиЭ о взыскании 7,94 млн р. Из материалов дела №А55-21858/2021 можно узнать, что между ООО «Кедр-1» и департаментом был заключен муниципальный контракт №27-МЗ/20 на выполнение работ «по обеспечению эксплуатационного состояния и ремонту автомобильных дорог, пешеходных зон и элементов их обустройства на территории Кировского р-на г.о. Самара». Цена контракта составляла 139,8 млн р. Условиями договора был предусмотрен перечень работ с указанием объема и стоимости за единицу.

Согласно расчетам ДГХиЭ, с территории Кировского р-на Самары до 31 декабря (!) 2020 г. нужно было вывезти 9,4 тыс. т снега. «По мнению истца (ООО «Кедр-1». – Прим. ред.), заложенная в контракте кратность выполнения работ не соответствовала ни нормативной, ни фактической потребности и составила 40-45% от минимально необходимого для надлежащего содержания улично-дорожной сети объема», — указывается в материалах дела. По заявлению ООО «Кедр-1», количество осадков превысило планируемые показатели, им якобы пришлось за свой счет сверх нормы вывезти 19,05 тыс. т на сумму 7,94 млн р.

Для простоты понимания масштабов якобы перевезенного важно произвести конвертацию тонн снега в объем. 1 т воды занимает 1 куб. м. Снег, лед и прочие замерзшие формы воды значительно легче. Значит, и объем больше. Однако даже если за основу расчетов взять формулу «1т равно 1 куб. м», то 19 тыс. т равноценны 317 железнодорожным цистернам емкостью по 60 куб. м. Если перевести воду в снег, то это как минимум 400 цистерн. Кто-нибудь из жителей Кировского р-на Самары наблюдал, чтобы до 31 декабря (неважно какого года) с территории их района вывезли 400 цистерн снега? В переводе на привычные всем 10-тонные КамАЗы получается еще более внушительная цифра — 2,4 тыс. грузовиков! Более того, уже стало традицией, когда горожане, ожидая наступления Нового года, гадают, наступит ли к 31 декабря по-настоящему снежная зима. Тем не менее в материалах арбитражного дела №А55-21858/2021, сформированного по заявлению ООО «Кедр-1», отмечено: «Истец утверждает, что работы выполнялись в условиях, при которых всякое промедление могло причинить существенный вред жизни и здоровью населения».

Чтобы покрыть свои расходы, ООО «Кедр-1» направило в департамент документы о представлении субсидий. В департаменте отказали, сославшись на предостережение от УФАС России по Самарской обл. Рассмотрев дело, суд отказал в требованиях ООО «Кедр-1»: «Реестр самосвальной техники по вывозу снежных масс не является надлежащим доказательством, поскольку он никем не подписан, а сведения в нем (по объему вывоза снега на полигон) документально не подтверждены, равно как и доводы истца об исчерпании объемов по вывозу снега... Копии путевых листов не могут подтверждать объемы вывозимого снега.

Истец, являясь профессиональным участником правоотношений в сфере оказания услуг по обслуживанию территорий, не мог не знать, в частности, о занижении нормативов по уборке снега, тем не менее подписав контракт без каких-либо разногласий... Таким образом, истцом не представлено доказательств факта возникновения убытков». На данный момент дело рассматривается в апелляционной инстанции. Надо понимать, что ООО «Кедр-1» продолжило работы и после 31 декабря. Качество могут наблюдать все без исключения.

Прокурорское реагирование

Пока ООО «Кедр-1» добивается в судебных инстанциях возмещения якобы имевших место убытков, к его деятельности законный интерес проявляют надзорные органы. 25 марта пресс-служба прокуратуры Самарской обл. раскрыла информацию о внесении представления в адрес ООО «Кедр-1»: «В ходе проверки, проведенной совместно с ОГИБДД УМВД России по г. Самаре были выявлены многочисленные нарушения требований, предъявляемых к эксплуатационному состоянию дорог». Были зафиксированы повреждения покрытия дорожного полотна по адресам: ул. Магистральная (от Зубчаниновского ш. к Ракитовскому ш.), Зубчаниновское ш., Аэропортовское ш., Конный проезд. В адрес ООО «Кедр-1» прокуратура Кировского р-на внесла представления. Всего же, по информации прокуратуры, в период с января по февраль 2022 г. директору ООО «Кедр-1» уже внесено 5 представлений, 13 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности. «Прокуратурой района материалы проверки направлены в ОГИБДД России по г. Самаре для решения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 КоАП РФ», — говорится в официальном сообщении прокуратуры (ttps:// ерр. genproc. go v. ru/ web/ proc_63/ search? article= 72605487).

11 февраля 2022 г. пресс-служба прокуратуры сообщала: «Несмотря на регулярное привлечение прокуратурой города виновных должностных лиц к дисциплинарной и административной ответственности, должных мер к уборке снега и его вывозу не принимается». Размер штрафов, наложенных Госавтоинспекцией на МП «Благоустройство», составил более 15 млн р., на ООО «Кедр-1» -более 1,5 млн р. «На неспособность ООО «Кедр-1» и МП «Благоустройство» имеющимися материально-техническими ресурсами обеспечить допустимый уровень содержания автомобильных дорог неоднократно указывалось на межведомственных совещаниях при прокуроре города», — сообщает прокуратура. «В связи с непринятием должных организационных мер, в т.ч. для ограничения допуска к участию в торгах организаций, не имеющих достаточного количества специализированной техники и дорожных работников, прокуратурой города в отношении первого заместителя главы г. Самары возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ», — пишет надзорный орган (https://epp. genproc.gov.ru/ web/ proc_63/ search? article= 71700618).

Не возникает сомнений в том, что первый заместитель главы г.о. Самара Владимир Василенко понимает, о чем идет речь, ведь именно в сфере его компетенций вопросы управления городским хозяйством. Как, впрочем, и знание секретов аномальной устойчивости ООО «Кедр-1».

«Кедр-1» был, есть и будет

Несмотря на разногласия с заказчиком, ООО «Кедр-1» регулярно получает контракты на содержание дорог в Самаре. В общей сложности ООО «Кедр-1» становилось поставщиком в 78 контрактах на сумму 2,60 млрд р. С ДГХиЭ Самары было заключено 13 контрактов на сумму 1,31 млрд р. Согласно финансовой отчетности за 2020 г., выручка ООО «Кедр-1» составила 862,08 млн р., а вот прибыль ООО «Кедр-1» показывает скромную — 25,67 млн р. (данные об итогах 2021 г. пока не раскрыты). Примечательно, что к большинству муниципальных контрактов между ООО «Кедр-1» и заказчиком заключаются допсоглашения на увеличение стоимости работ.

В июле 2021 г. ДГХиЭ в Единой информационной системе в сфере закупок разместил условия контракта «Выполнение работ по обеспечению эксплуатационного состояния автомобильных дорог, пешеходных зон и элементов их обустройства на территории Кировского внутригородского р-на г.о. Самара». На аукцион была подана лишь одна заявка — от ООО «Кедр-1», — с которым и был заключен контракт. Изначально цена была установлена в размере 102,03 млн р. 20 августа между сторонами было заключено допсоглашение, и цена контракта была увеличена до 109,36 млн р. Больше денег потребовалось на работы по озеленению (см. «Хронограф» №31 (812) от 27.09.21).

10 января 2022 г. был заключен контракт по объекту закупки «Выполнение работ по обеспечению эксплуатационного состояния автомобильных дорог, пешеходных зон и элементов их обустройства на территории Кировского внутригородского р-на г.о. Самара». Начальная цена контракта была определена в 231,86 млн р. Согласно контракту, оплата будет производиться двумя траншами: в 2022 г. — 131,86 млн р., в 2023 г. — 100 млн р. При этом в разделе «Сроки выполнения работ» указано: «Работы по настоящему контракту выполняются в один этап с момента заключения контракта по 30 июня 2022 г.».

24 февраля 2022 г. между ООО «Кедр-1» и ДГХиЭ Самары было подписано дополнительное соглашение, по которому цена этого контракта была увеличена до 234,85 млн р. В этом нет ничего противоестественного, все вполне логично. Прокуратура своими проверками заставляет ООО «Кедр-1» быть в тонусе, то, в свою очередь, не устает подсчитывать объемы вывезенного снега. Рассчитывается за все это налогоплательщик, который явно не признается, что наблюдал перед наступлением 31 декабря вереницу из 400 цистерн (или 2,4 тыс. самосвалов), вывозящих снег.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.