Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №12 (177) | 2 апреля 2007г.
 

Дмитрий Рыбкин:

Наша цель – формирование новых точек роста бизнеса

Павел Соколов

20 марта состоялось торжественное открытие СП ООО «Куйбышевазот Инженерные Пластики (Шанхай)» в КНР. Организовав новое производство, ОАО «КуйбышевАзот» реализует стратегию выпуска продуктов с более высокой добавленной стоимостью. Кроме того, завод инженерных пластиков в Шанхае обеспечивает непосредственное присутствие компании в Юго-Восточной Азии, что усиливает позиции предприятия в ключевом регионе сбыта. Об особенностях рынка полиамида и о перспективах работы китайского СП в интервью «Хронографу» рассказал директор по маркетингу и стратегическому планированию ОАО «КуйбышевАзот», председатель совета директоров СП «Куйбышевазот Инженерные Пластики (Шанхай)» Дмитрий РЫБКИН.

- Дмитрий Васильевич, известно, что создание производственной площадки в Китае, предназначенной для более глубокой переработки полиамида, позволяет КуйбышевАзоту не только расширить рынок сбыта своей продукции, но также существенно оптимизировать такие затратные составляющие, как логистика, таможенные пошлины и прочее. Насколько выгодно в этом плане создание данного СП для КуйбышевАзота?

- Да, действительно, в данном случае происходит определенная оптимизация коммерческих издержек, т.к. формируются устойчивые и долгосрочные каналы сбыта основной продукции компании. Это очевидное преимущество, позволяющее компании, с одной стороны, увеличивать продажи, а с другой стороны — минимизировать удельные издержки по доставке и реализации продукции потребителю.

Но главная наша цель создания производственной площадки в Китае — это формирование новых точек роста бизнеса компании (помимо аммиака и удобрений, капролактама и полиамида), получение дополнительных конкурентных преимуществ на стратегических рынках сбыта. В данном случае в Китае (в России подобного профиля СП — ООО ПП «Волга-пласт» — действует с 2003 г.).

Увеличение стадий цепочки ценности (бензол — циклогексан — цикло- гексанон — циклогексаноноксим — капролактам — полиамид — инженерные пластики или полиамидные волокнакордные ткани), т.е. более глубокая вертикальная интеграция в рамках одной компании (корпорации), позволяет более равномерно загружать действующие и вводимые производственные мощности, обеспечивает стабильность бизнеса, снижает деловые риски и зависимость от конъюнктуры сырьевых рынков (углеводородное сырье — природный газ, нефть).

- Будут ли маркетинговые службы КуйбышевАзота заниматься сбытом продукции этого СП? Каким образом будет выстраиваться эта работа? Какие наработки (например, по заключенным или готовящимся контрактам) уже имеются?

- Сбытом продукции будут заниматься сотрудники СП. На основе проведенного анализа и оценки рыночной ситуации разработан план вывода продукции на рынок, где определены целевые регионы сбыта (Восточный и Южный Китай), целевые группы потребителей (производители электроинструментов и др.), ассортимент, объемы продаж, ценообразование и условия поставок продукции.

На сегодняшний день разработана серия марок стеклонаполненного ПА-6 (полиамид-6. — Прим. авт.) на основе собственного сырья, проведены комплексные испытания, завершается работа по получению UL сертификата (дающего права на поставку материала предприятиям-экспортерам). Силами уже сформированной НИ группы проводятся разработка-освоение шести основных видов продукции: стеклонаполненный, ударопрочный, эластифицированный, гибридонаполненный, трудногорючий, литьевой полиамид. Ассортимент по каждому виду — до 10 марок, различных по свойствам и назначению.

- В официальном пресс-релизе КуйбышевАзота по случаю открытия СП сказано, что для изучения требований потребителей продукции СП в Китае предварительно реализовывались компаунды, произведенные на аналогичной установке ООО «Волгапласт», расположенного на производственной площадке завода в г. Тольятти. Каких результатов удалось достичь ООО «Волгапласт»?

- В 2006 г. на Волгапласте нарабатывалась опытная партия, которая позволила предварительно определить основные требования потребителей в КНР по качеству, свойствам, назначению продукции, уровню цен, видам упаковки и др.

Эта работа будет продолжена в мае текущего года на Волгапласте, с участием наших партнеров — ОК «Полипластик-Технопол» (г.Москва). Планируется наработка очередной опытной партии с использованием китайского стекла и фирменной упаковки СП, предварительно закупленной для этих целей.

- Охарактеризуйте, пожалуйста, в общих чертах сегодняшнюю конъюнктуру мирового и внутрироссийского рынка полиамида и продукции его переработки. Каким основным тенденциям был подвержен рынок в течение последних 3-4 лет? И как КуйбышевАзот сумел вписаться в эти изменения со своим проектом в Китае?

- Мировое потребление ПА-6 в 2006 г. оценивается на уровне 3,8 млн. т, к 2015 г. ожидается среднегодовой рост 2,1-2,5%. Доля инженерных пластиков на основе ПА-6 составляет 30-35%, прогноз роста к 2015 г. по этой группе — 4% в год. Доля волокон на основе ПА-6 — 70-65%, рост к 2015 г. -1,2% в год. Таким образом, доля пластиков в потреблении ПА-6 вырастет до 35-40% к 2015 г. В Китае рост потребления ПА-6 в секторе пластиков составляет от 15 до 20% в год. По оценкам специалистов, к 2015 г. тенденция роста, опережающего мировые темпы, сохранится.

Рынок ПА-6 в последние 3-4 года характеризуется высокими темпами роста производственных мощностей, в первую очередь это Китай и Тайвань. Там уже введено и планируется ввести в 2007 г. новые мощности -около 650 тыс. т и 200 тыс.т соответственно. Не отстает и Европа (Германия, Польша, Голландия и др. — около 150-200 тыс. т), СНГ (РФ, Беларусь — около 90 тыс. т, 55 тыс. т вводит Украина в 2008 г.).

В основном строятся крупные установки — от 100-200 т/сутки и даже 300 т/сутки на Тайване! Безусловно, все это сопровождается обострением конкуренции на региональных рынках между производителями, следовательно, снижением прибыльности производства и вытеснением с рынка слабых игроков. Определяющими факторами в этой нелегкой борьбе за место под солнцем будут качество и себестоимость продукции, масштаб и энергоемкость производства, степень и глубина вертикальной интеграции производителей (сырье — капролактам, производные продукты — пластики и волокна), высокий сервис поставок и взвешенная маркетинговая политика участников рынка.

Обсудить на форуме