Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №12 (177) | 2 апреля 2007г.
 

Двойная выгода Аветисяна

Зачем ТГК-7 стремится в объединенную теплотранспортную компанию

Павел Андреев, Павел Соколов

В распоряжении редакции «Хронографа» оказалось письмо за подписью генерального директора ОАО «Волжская ТГК» (ОАО «ТГК-7») Василия НИКОНОВА, направленное мэру г. Тольятти Николаю УТКИНУ. В документе идет речь об участии ВоТГК в создании теплотранспортной компании. Аналогичное письмо было направлено в адрес руководства ОАО «АВТОВАЗ». В свете последних событий и заявления управляющего директора бизнес-единицы №2 РАО «ЕЭС России» Владимира АВЕТИСЯНА (на фото) можно предположить, что истинным смыслом войн за сети является не захват локального рынка, а существенный рост капитализации ТГК-7, первый импульс к которому должен произойти после размещения допэмиссии.

Опоздавший акционер

Понимая, что получить в свое распоряжение тепловые сети в Тольятти по первоначальному варианту не удастся (см. «Хронограф» №44 (163) от 18.12.06), ОАО «ВоТГК» 6 февраля направило в мэрию и на ОАО «АВТОВАЗ» письма с предложением принять участие в учреждении новой теплотранспортной компании. В письмах говорится: «Предлагаем внести в уставный капитал совместного открытого акционерного общества от ОАО «АВТОВАЗ» тепловые сети ОАО «ТЕВИС», от мэрии — муниципальные тепловые сети и котельные Центрального и Комсомольского р-нов г. Тольятти (ст.25ФЗРФ «0 приватизации государственного и муниципального имущества» №178-ФЗ от 21.12.01). ОАО «Волжская ТГК» готово внести в уставный капитал создаваемой компании магистральные сети и денежные средства.

При принятии положительного решения по данному вопросу Вам необходимо будет провести мероприятия по оформлению и регистрации прав муниципального образования на вышеуказанное имущество, подготовить и утвердить соответствующие изменения и дополнения в прогнозный план приватизации муниципального имущества, произвести оценку приватизируемого имущества в соответствии с требованиями ФЗ РФ «Об акционерных обществах» и «Оценочной деятельности в Российской Федерации», подготовить и принять соответствующий нормативный акт о приватизации муниципального имущества.

Для оценки величины вкладов каждого из участников в уставный капитал теплотранспортной компании предлагаем выбрать единого оценщика».

При внимательном рассмотрении ситуации становится ясно, что данная мирная инициатива совсем не является стремлением ТГК-7 вскочить на подножку уходящего поезда. Сразу же следует обратить внимание на затягивание процесса. Если соблюдать описанные в письме процедуры, то на оформление и регистрацию прав собственности муниципалитета на инженерную инфраструктуру может уйти до года. После чего социально важный объект следует включить в план приватизации на будущий год. Таким образом, имущественный пай муниципалитета будет полностью оформлен в лучшем случае к концу 2008 г. Как отметил генеральный директор МУП «ПО КХ г.Тольятти» Александр Дружинин, с учетом сроков инициатива была бы вполне логичной, если бы она появилась, например, летом 2006 г. Однако, судя по всему, в то время в ОАО «СМУЭК» вынашивали другие планы.

Своевременная приватизация

Все представляется гораздо более логичным, если обратить внимание, как процедура создания единой энергетической компании наклады-вается на график вывода акций ОАО «ТГК-7» на российский фондовый рынок. Размещение допэмиссии ТГК-7 планируется осуществить до конца 2007 г. После этого, как сообщил корреспонденту «Хронографа» начальник управления по связям с общественностью и СМИ ОАО «ВоТГК» Владимир Громов: «Прохождение процедуры листинга и включение акций общества в котировальный список «Б» на биржах ОАО «ФБ РТС», ОАО «ФБ ММВБ» — I кв. 2008 г. Перевод акций общества в котировальный список «А» (уровень А1, А2) на биржах ОАО «ФБ РТС», ОФО «ФБ ММВБ» — П-Ш кв. 2008 г.».

Таким образом, именно на конец будущего года акции ТГК-7, по замыслу подконтрольных Владимиру Аветисяну топ-менеджеров ТГК-7, должны будут достигнуть своего первого ценового максимума.

Однако после этого в запасе у руководства ТГК-7 останется еще один рычаг для создания второго скачка котировок акций ТГК-7 к новым максимумам. К этому моменту ТГК-7 должна стать акционером теплотранспортной компании в Тольятти. Если учесть, что в Самаре процесс приватизации сетевого хозяйства подконтролен бывшему генеральному директору ООО «СВГК» (аффилировано с Владимиром Аветисяном), первому вице-мэру Дмитрию Азарову, можно предположить, что момент приватизации там тоже наступит своевременно. Аналогичная ситуация может сложиться в Саратове, в Ульяновске и во всех остальных городах соответствующих областей, где сети еще в начале реализации реформы были переданы в аренду ОАО «Саратовэнерго» и ОАО «Ульяновскэнерго» соответственно. На мысль о совпадении графиков проведения перечисленных мероприятий наводит еще и то, что ТГК-7 осталась единственной генерирующей компанией РФ, по которой до сих пор затягивается процесс вывода акций на биржевые площадки. 27 марта на классическом и биржевом рынках РТС начались торги по акциям ТГК-13.

По заявлению управляющего директора бизнес-единицы №2 РАО «ЕЭС России» Владимира Аветисяна, тепловые сети составляют в капитализации ТГК примерно 20% (см. стр. 8). Если учесть, что прогнозируемая рыночная стоимость ТГК-7 может составить порядка $4 млрд. (105 млрд. р.), то при таком прогнозе после приобретения распределительных сетей прирост цены компании может достичь $1 млрд. (26,1 млрд. р.). Для сравнения: стоимость теплосетевого хозяйства Центрального р-на, по самым смелым подсчетам, не превышает $38,5 млн. (1 млрд. р.). Становится понятно, почему ТГК-7 готова участвовать даже денежными средствами в приобретении контроля над тольяттинской теплоэнергетической инфраструктурой. Также становится очевидным, почему в предложении ТГК-7, адресованном мэрии и АВТОВАЗу, присутствует пункт о едином оценщике. Т.е. факт наличия права собственности на муниципальные сети во всех И городах, в которых работает ТГК-7, может существенно поднять рыночную капитализацию самой ТГК-7 примерно на $800 млн. Другой вопрос, когда это произойдет. Ведь до тех пор пока сети находятся у ТГК-7 в аренде, их чисто по формальному признаку можно не включать в расчет стоимости активов ТГК-7.

Скорее всего, именно так и поступит «независимый оценщик», которого назначит РАО «ЕЭС России» для определения «рыночной» стоимости акций компании в целях подготовки ТГК-7 к размещению допэмиссии.

Учитывая, что акции ТГК-7 намереваются «оберегать» от фондовых площадок практически до момента размещения дополнительного выпуска акций, складывается впечатление, что допэмиссия будет готовиться под конкретных покупателей. Обычно в таких случаях истинный мотив организаторов торгов заключается в продаже активов по минимальным котировкам при создании видимости конкурентного спроса. До недавнего времени считалось, что Владимир Аветисян имел наилучшие шансы обрести таким образом полный контроль над ТГК-7 (см. «Хронограф» №7 (172) от 26.02.07). Тот факт, что процедура проведения листинга по акциям ТГК-7 в плане компании намечена уже после размещения допэмиссии, подтверждает эту версию.

Падение доходов

Дело в том, что процедура листинга всегда осуществляется в целях привлечения внимания инвесторов к ценным бумагам эмитента. Соответственно, это дает импульс к росту ценовых котировок акций. В данной ситуации владелец контрольного пакета окажется в двойной выгоде. Помимо выкупленной ранее по значительно более низкой цене допэмиссии он получит возможность поднять стоимость своего пакета акций еще и за счет перевода теплосетевых активов в собственность ТГК-7. Тем более что к тому моменту теплосети всех городов присутствия ТГК-7 будут к этому уже подготовлены. Это станет импульсом для второго скачка роста цены на бумаги ТГК-7, после чего логично может возникнуть вопрос о продаже подорожавших активов «стратегическому инвестору». В случае удачной реализации эта комбинация может позволить заработать ее разработчику от $1 до $2 млрд. Однако в данной ситуации руководству АВТОВАЗа и мэрии Тольятти нужно понимать, что достижение второго скачка роста котировок акций ТГК-7 произойдет в том числе и за счет вхождения ТГК-7 в состав учредителей единой тольяттинской теплотранспортной компании. По оценкам специалистов, тольяттинский теплоэнергетический рынок потребляет примерно 20-25% от общего объема выработки ТГК-7.

По информации «Хронографа», мэрия г. Тольятти и ОАО «АВТОВАЗ» не поддержали данное предложение. По информации, распространенной местными СМИ, в состав акционеров ОАО «Объединенная энергетическая компания» ТГК-7 не вошла. Инициатива Александра Дружинина по передаче сетей ПО КХ структурам АВТОВАЗа не только позволила сохранить городу контроль над своей энергетикой, но и сорвала планы своевременного достижения пиковой цены на акции ТГК-7. Скорее всего, именно этим разумнее объяснять серию тарифных публикаций в газете «Площадь Свободы» (входит в состав подконтрольного Аветисяну медиахолдинга «Медиа-Самара»), направленных против ПО КХ. Хотя с учетом несанкционированного руководством ТГК-7 вывода на биржу РТС акций ОАО «Самарская ТГК» (владеет в ТГК-7 55,86% акций), случившегося 26 марта, можно предположить, что разработчик комбинации уже не сможет выжать изначально предполагаемую максимальную выгоду от перепродажи контрольного пакета ТГК-7 в конце 2008 г.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Обсудить на форуме