Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №11 (176) | 26 марта 2007г.
 

Николай Свешников:

Мы создадим авиационно-космический кластер

Павел Соколов

Правительство Самарской обл. выступило с инициативой создания вертикально-интегрированного холдинга на базе самарской группы авиационно-космических предприятий. 6 марта губернатор Самарской обл. Константин ТИТОВ встречался по этому поводу с первым вице-премьером РФ Сергеем ИВАНОВЫМ. Предполагается, что головной компанией должно будет стать ФГУП ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс». Объединение компаний будет способствовать скорейшему созданию нового ракетоносителя «Союз-2-3» для вывода на орбиту кораблей многоразового использования. Если проект буден одобрен, то его финансирование за счет федеральных средств может быть перенесено на более ранний срок. В ходе развития самарского авиационно-космического кластера может быть задействовано более 30 тыс. рабочих мест, а годовая выручка холдинга превысит 16 млрд. р. Об особенностях проекта в интервью «Хронографу» рассказал министр промышленности и энергетики Самарской обл. Николай СВЕШНИКОВ.

- Николай Всеволодович, что ожидает самарские авиационно-космические компании в обозримом будущем?

- В Самаре находится целая группа предприятий, занятых в авиационно-космических разработках и производстве. Их присутствие здесь сложилось исторически. Сегодня они готовы приступить к разработке и созданию в рамках федеральной целевой программы ракетоносителя нового поколения. Это может стать серьезным импульсом к развитию отрасли. Роскосмос объявил конкурс на создание нового ракетоносителя для вывода на орбиту космических аппаратов многоразового использования. У наших предприятий есть ряд отличных преимуществ. Безусловно, их нужно использовать. В организационном плане очень весомым преимуществом может стать объединение компаний в единый вертикально-интегрированный холдинг.

Группе самарских предприятий ракетно-космической отрасли во главе с ФГУП Государственный научно-производственный ракетно-космический центр (ГНПРКЦ) «ЦСКБ-Прогресс» предлагается к реализации проект создания ракетоносителя (РН) «Союз-2-3» с использованием двигателей НК-33. Эти двигатели разработаны ОАО «Самарский научно-технический комплекс им. Н.Д. Кузнецова» (СНТК им. Кузнецова). По заключению головных институтов отрасли, РН «Союз-2-3» может быть разработан в срок от 3 до 3,5 лет и с минимальными затратами финансовых средств (затраты на опытно-конструкторские работы без летных испытаний -4,3 млрд. р.). «Союз-2-3» позволит выводить на околоземную орбиту полезные грузы массой от 11 до 15 т, а также пилотируемые космические корабли нового поколения.

- Благодаря чему самарские предприятия могут рассчитывать на победу в конкурсе на разработку и производство нового ракетоносителя помимо своей территориальной близости друг к другу?

- ОАО «СНТК им. Кузнецова» имеет в наличии 53 ракетных двигателя НК-33. Они могут быть использованы для создания нового ракетоносителя. Это серьезное преимущество, которого нет у других. Оно позволит существенно сократить время работы и сэкономить средства. При прогнозируемом количестве запусков РН «Союз-2-3» (4-5 в год) имеющегося в наличии запаса двигателей достаточно на 10 лет. При необходимости за счет прибыли, полученной в результате запусков по российским программам, и в целях обеспечения выполнения обязательств России по международным космическим программам можно в кратчайшие сроки возобновить серийное производство двигателей НК-33 на самарских предприятиях.

Причем географическая близость основных предприятий, задействованных в проекте создания нового ракетоносителя, создает предпосылки для их объединения в единую вертикально-интегрированную структуру. Централизованное управление будет способствовать сокращению сроков реализации проекта. Это позволит начать летно-конструкторские испытания ракетоносителя уже к концу 2010 г. Что, в свою очередь, обеспечит скорейшее развертывание с российских космодромов группировки космических аппаратов в интересах Министерства обороны РФ и гражданских технологий.

От всего этого положительный эффект получат и сами самарские предприятия авиационно-космической отрасли. Если в течение 2007 -2010 гг. они будут активно участвовать в работе по созданию РН «Союз-2-3», это позволит сохранить производственный и научно-технический потенциал предприятий Самарской обл.

- В чем именно заключаются предпосылки для создания такой вертикально-интегрированной структуры?

- Выходя с таким предложением, правительство Самарской обл. руководствовалось основными положениями федеральной целевой программы «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса». Разумеется, учтено и мнение руководителей предприятий и организаций, дислоцированных на территории губернии.

В первую очередь наше предложение обосновано развитой внутрирегиональной кооперацией самарских предприятий по созданию и производству ракетоносителей, самолетов, ракетных и авиационных двигателей и других компонентов авиационно-космической техники военного и гражданского назначения. Предпосылки для возникновения этой кооперации были заложены на территории Самары еще в годы Великой Отечественной войны, в ходе переброски сюда машиностроительных заводов и конструкторских бюро. В последующий период они развивались и укреплялись.

В регионе дислоцированы предприятия, выпускающие конечную продукцию ФГУП ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» — ракетоносители среднего класса и космические аппараты, а также группа предприятий авиационного и ракетного двигателестроения. Это разработчик авиационных и ракетных двигателей ОАО «СНТК им. Кузнецова» и серийные заводы по их производству ОАО «Моторостроитель» и ОАО «Металлист-Самара». В 1960-70-х гг. эта группа предприятий совместно работала над проектом лунной ракеты Н-1, а затем над ракето -космическим комплексом «Энергия-Буран». Сложившаяся за десятилетия кооперация, созданный научно-производственный и кадровый потенциал, подкрепляемый Самарским государственным аэрокосмическим университетом им. академика С.П. Королева и группой отраслевых научных центров, дают возможность сейчас и в перспективе разрабатывать и эксплуатировать космические и авиационные комплексы любой сложности. Работа по созданию ракетоносителя «Союз-2-3» может стать ярким примером больших возможностей самарских предприятий. Объединив эти возможности, можно в короткие сроки, с минимальными финансовыми вложениями, используя основные компоненты, производимые предприятиями области, создавать, по существу, носитель нового поколения.

- Какую конфигурацию планируется получить в ходе объединения?

- В какой-то степени процесс объединения начал президент РФ Владимир Путин. Согласно его указу №1142 от 12.10.06, в настоящее время проводится реорганизация ФГУП ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» в форме присоединения к нему зеленоградского ФГУП «Научно-производственное предприятие «Оптико-электронные комплексы и системы» (НПП «ОПТЭКС»). Выстраивается вертикальная структура, охватывающая основные компетенции в области разработки и производства космических аппаратов дистанционного зондирования земли.

Вместе с тем вызывал озабоченность тот факт, что интегрированной структуры по разработке и изготовлению ракетоносителей типа « Союз» на сегодняшний день не сложилось. Для обеспечения потребностей государственных заказчиков в ракетоносителях типа «Союз», выполнения межгосударственных обязательств РФ по выведению в космос полезных нагрузок иностранных заказчиков (в том числе с космодрома в Куру), создания перспективных средств выведения (РН «Союз-2-3», блоки выведения, авиационно-ракетные комплексы выведения) предлагается создать интегрированную структуру в составе следующих предприятий: ФГУП ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» (г. Самара) — головное предприятие, изготовитель финишной продукции: ОАО «Моторостроитель» (г. Самара) — изготовитель двигателей для 1-й и 2-й ступеней РН типа «Союз»: ОАО «СНТК им. Кузнецова» (г. Самара) — разработчик двигателей для 1-й и 2-й ступеней перспективных РН типа «Союз-2-3»; ОАО «Металлист-Самара» (г. Самара) -изготовитель комплектующих изделий для двигательных установок перспективных РН типа «Союз»: ОАО «КБ Химавтоматика» (г. Воронеж) — разработчик и изготовитель двигательных установок 3-й ступени РН типа «Союз»; ЗАО ВКБ «Энергия» (г. Самара) — разработчик документации на блоки РН типа «Союз-2-3»; ФГУП ОКБ «Спектр» (г. Рязань) — разработчик документации на стартовые пульты контроля подготовки к запуску РН типа «Союз-2», «Союз-2-3».

- Как относятся к идее объединения руководители предприятий?

- На уровне директоров этих предприятий есть полное желание к объединению усилий. На уровне правительства области, начиная от нас и до губернатора, тоже есть полное понимание и желание продвижения этого вопроса. После того как проект был рассмотрен на региональном уровне, возникла необходимость вывести его на уровень федеральный. 6 марта губернатор Самарской обл. Константин Титов встречался по этому вопросу с первым вице-премьером правительства РФ Сергеем Ивановым. Он нас услышал. Отметил, что это разумно. Но решение этого вопроса — дело не из легких. Т. е. пока предложенный нами проект находится в Москве на стадии обсуждения.

- На какой эффект может рассчитывать область от реализации этого проекта?

- Мы создадим авиационно-космический кластер. Создание предлагаемой структуры, по нашему мнению, будет содействовать не только обеспечению потребностей РФ и иностранных заказчиков в РН типа «Союз», но и приведет к образованию экономически и финансово устойчивой корпоративной структуры с численностью более 30 тыс. работающих. Ее годовой оборот может достигнуть 16-18 млрд. р. (по показателям 2007 г.).

Но также хочу отметить, что создание вертикально-интегрированной структуры позволит существенно упростить процесс управления проектом в целом. Если предприятия будут находиться в едином холдинге, то все вопросы с получением средств будут решаться более оперативно. Финансирование будет осуществляться по государственному заказу в одном месте. Цепочка прохождения денег будет укорачиваться и упрощаться. Государство будет перечислять деньги в «ЦСКБ-Прогресс» и, соответственно, спрашивать уже готовый ракетоноситель. А не то что сегодня: «Где ракета?» — «А у меня нет двигателя с «Моторостроителя» — «Где двигатель?» — «А у меня нет лопаток с «Металлиста». И так по кругу. Найти крайнего в такой ситуации очень сложно. На это порой уходит масса времени и средств. Т.е. государство в таких случаях начинает исполнять роль диспетчера. В предлагаемом нами варианте все это уходит на уровень корпорации, в ведение головной компании «ЦСКБ-Прогресс». Дали деньги — получили ракету. А как там уж вы разбираетесь внутри себя -это уже ваша забота. Хотя помимо космического госзаказа предприятия холдинга сохранят способность решать вопросы самостоятельного изготовления оборудования для нефтегазового, топливно-энергетического комплексов, железнодорожного транспорта и в интересах других отраслей народного хозяйства.

Обсудить на форуме