Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №7 (126) | 6 марта 2006г.
 

Возрождение русской акварели

Елена Петрова

2 марта открылась долгожданная выставка живописи Московской государственной специализированной школы акварели Сергея АНДРИЯКИ, признанной в России и за рубежом. В стенах Тольяттинской картинной галереи в экспозиции представлено более 100 работ, выполненных мастером, учениками и педагогами школы. Сам Андрияка приехать на выставку не смог. Выставка проходит при спонсорском участии ООО «Тольяттинский Трансформатор».

Одновременное открытие двух выставок — в Тольяттинской картинной галерее и краеведческом музее — заставило любителей, деятелей искусств и гостей побегать между разными залами: в одном — фотовыставка «Обыкновенное чудо» фотохудожника Андрея Наронского, в другом — «Мастер и ученик. Школа акварели С. Андрияки». «Разные директора, не договариваются», — улыбнулся на это директор департамента культуры г. Тольятти Владимир Колосов.

Об этом проекте Тольятти и Московская школа договорились еще год назад. Прошло 12 месяцев, и за это время передвижная выставка посетила Рязань, Рыбинск, Тулу, Белгород, Йошкар-Олу, Калугу и другие города России. Для провинциального Тольятти выставки такого уровня проходят нечасто.

Сергей Андрияка в 25 лет стал членом Союза художников СССР, в 27 — организовал свои первые персональные выставки. Причем немалая их часть успешно прошла за границей. Сергей Андрияка создал несколько тысяч акварелей, часть которых находится в музеях страны и за рубежом и в частных коллекциях.

Сергей Андрияка пишет многослойной акварелью, технику которой использовали художники XVIII-XIX вв. В наше время она была забыта. Но мастер за годы проб, ошибок и находок не только раскрыл многообразие возможностей акварели, расширил и дополнил известные, но и выработал принципиально новые приемы письма этой старинной техники.

Живописец добивается, чтобы каждое произведение имело свою гармонию, свой цвет и индивидуальное колористическое настроение. Он стремится запечатлеть окружающую жизнь в ее меняющихся состояниях.

«Уголок старой Англии», «Каналы Кембриджа», «Поля Шамбези» — помимо пейзажа, традиционного для акварели, художник много работает в жанре натюрморта. Особенно в изображении цветов: «Желтые хризантемы», «Золотые шары», «Жарки», «Флоксы». Насыщенный желтый цвет, воздушное пространство, многообразие оттенков, отсутствие теней — все это притягивает взгляд и вдохновляет.

Сергей Андрияка принципиально не использует в своих картинах белила и иные, кроме акварельных красок, материалы, поэтому удивительно, как ему удается воспроизводить оттенки белого цвета, особенно снега.

Возрождая классические традиции, Андрияка открыл в Москве в 1999 г. Школу акварели с музейно-выставочным комплексом, не имеющую аналогов ни в России, ни за рубежом. Планируется создать музей акварели XVIII и XIX вв. и Московскую академию акварели и изящных искусств.

За время выставки Школа акварели проведет мастер-классы. Летом ее педагоги примут участие в Летней творческой школе. А в следующем году Сергей Андрияка планирует организовать в Тольятти персональную выставку.

Стремление к плодотворному сотрудничеству выразили и Николай Уткин, и Владимир Колосов. Единственный, кто был из спонсоров на дне открытия, Игорь Птицын, генеральный директор ООО «Тольяттинский Трансформатор», подтвердил готовность предприятия и дальше поддерживать выставки.