Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №28 (809) | 6 сентября 2021г.
 

Юрист-могильщик

Михаилу Смирнову предстоит общение с СВГК и «Самарагазом»

Егор Кошеров

С 1 сентября генеральным директором ООО «Газпром межрегионгаз Самара» (ГМС) и ООО «Газпром газораспределение Самара» (ГГС) назначен сугубо корпоративный член команды ПАО «Газпром» из Санкт-Петербурга Михаил СМИРНОВ (на фото). В этих должностях он сменил Виталия КОРОТКИХ. С назначением Смирнова жизнь старейших газораспределительных организаций (ГРО) Самарской обл. — ОАО «Самарагаз» и ООО «Средневолжская газовая компания» (СВГК) — может существенно измениться.

В течение лета ГМС под руководством прежнего генерального директора (2019-2021 гг.) Виталия Коротких продолжало активно препятствовать платежам за транспортировку ресурса до потребителей. Транспортировщики, в лице СВГК и «Самарагаза», пытались делать все возможное, чтобы клиенты из категории «население» не чувствовали дискомфорта. Зачастую приходилось жертвовать расходами на содержание органов управления и прибегать к кредитованию кассовых разрывов.

Так, в июне 2021 г. годовое общее собрание акционеров (ГОСА) «Самарагаза» вынуждено было констатировать, что общество по-прежнему испытывает нехватку оборотных средств, ранее обозначенных как выручка за 2020 г. На фоне неплатежей со стороны ГМС «Самарагаз» попробовал сгенерировать денежный поток за счет других внешних источников (к примеру, банковских кредитов). Получалось с натугой, поскольку «Самарагаз», по его собственному признанию, «не отвечал требованиям банков о необходимом размере поступлений выручки на расчетный счет, а также не мог гарантировать возврат кредитных средств, не имея источника для оплаты процентов за пользование кредитом» (см. «Хронограф» №19 (800) от 31.05.21).

Из-за позиции Виталия Коротких поступления от ГМС в адрес «Самарагаза» после «голодного» 2020  г. оказались отрезанными и в 2021  г. Поведение контрагента-поставщика все больше стало напоминать выход за пределы обычаев делового оборота. Чинимые препоны выглядели особенно неприятно, учитывая социальную направленность деятельности «Самарагаза»: свыше 529 млн куб. м, или 90,81% от общего объема транспортированного в 2020 г. газа, пришлось на категорию «население». На бесперебойное снабжение абонентов «Самарагаз» ориентируется и в 2021 г.

В отчетном году с этой целью были проведены работы по текущему и капитальному ремонту объектов газового хозяйства на общую сумму более 38 млн р., в т.ч. 16,2 млн р. (42,5%) ушло на окраску надземных газопроводов. Однако поставщик ГМС на правах монополиста, похоже, не против того, чтобы полностью подорвать экономику социально ответственной ГРО.

«Самарагаз» и СВГК пока держатся. Во многом благодаря оптимальным управленческим решениям. Ради безопасной и безаварийной транспортировки газа населению и предприятиям Самарской обл. топ-менеджеры компаний отказываются от положенных за их квалификацию премиальных. В частности, по итогам ГОСА членам совета директоров и ревизионной комиссии «Самарагаза» в очередной раз было утверждено вознаграждение в размере всего по 20 тыс. р. каждому. А генеральный директор общества Александр Сапрыкин, переизбранный до июня 2023 г., за безграничное служение газовому хозяйству будет получать всего по 345 тыс. р. в месяц до вычета НДФЛ.

На фоне страданий транспортировщиков удивляет «беззубость» УФАС по Самарской обл. под руководством Леонида Пака, куда тот же «Самарагаз» неоднократно жаловался. Антимонопольный орган ограничился формальным решением и предписанием прекратить нарушения, а также копеечным для такого гиганта, как ГМС, штрафом (см. «Хронограф» №26 (807) от 19.07.21). Неумение УФАС призвать монополиста к порядку в виде исполнения своих обязательств перед ГРО настолько раззадорило ГМС, что оно теперь яростно обжалует все вынесенные не в его пользу нормативные и судебные акты (см. «Хронограф» №23 (804) от 28.06.21). Параллельно поставщик неуклонно наращивает задолженность перед ГРО. За январь-февраль 2021 г. ГМС, если верить арбитражным делам № А55-14131/2021

и № А55-14852/2021, задолжал СВГК 227,5 млн р., а «Самарагазу» — 223 млн р. За март-апрель 2021 г., согласно делам № А55-20741/2021 и № А55-22602/2021, ГМС должен перечислить СВГК 144,3 млн р., а «Самарагазу» — 139,6 млн р. За май 2021 г. СВГК по делу №А55-24701/2021 недосчиталась 14,74 млн р. от ГМС. Дальнейшие неплатежи в адрес ГРО могут заставить транспортировщиков перекрыть вентиль.

Несмотря на это, в «Газпроме», будто издеваясь над испытывающими финансовые затруднения оппонентами, сделали ход конем. 1 сентября создавший волну неплатежей Виталий Коротких был заменен на еще более безжалостного руководителя. Заместитель генерального директора ООО «Газпром межрегионгаз» Юрий Пахомовский представил коллективу ГМС Михаила Смирнова. Одновременно Смирнов возглавил ГГС. Судя по всему, в Санкт-Петербурге решили централизовать процессы управления своими самарскими активами.

Карьерный путь Смирнова практически не оставляет сомнений в том, ради чего он появился в Самаре и чем его пришествие грозит. К работе в структуре крупнейшей газовой корпорации Смирнов приступил в 2004 г. сразу после окончания юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. За минувшие годы Смирнову удалось побывать главным юрисконсультом, начальником корпоративно-правового отдела, руководителем департамента нормативно-правового обеспечения, директором юридического департамента. Специалисты такого уровня обычно готовят и сопровождают сделки слияния-поглощения на благодатной почве. В особенности когда присоединяемое лицо теряет способность вести самостоятельную игру из-за искусственно созданной нехватки денежных средств. В применении к нашему региону «Газпром», похоже, выходит на финишную прямую в понуждении конечных бенефициаров СВГК и «Самарагаза» сдать их бизнес за бесценок наперекор рыночной конъюнктуре.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.