Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №22 (803) | 21 июня 2021г.
 

Берижицкому пора на балет

Счетная палата выявила неэффективную трату денег в САТОБ при Филиппове

Павел Соколов, Татьяна Федорова

8 июня Счетная палата Самарской обл. (СПСО) раскрыла информацию о результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности ГБУК Самарской обл. «Самарский академический театр оперы и балета» (САТОБ) за 2019, 2020 гг. и истекший период 2021 г. С 9 сентября 2019 г. в должности генерального директора САТОБ Сергей ФИЛИППОВ, до этого курировавший деятельность театра с 2015 г. в должности министра культуры Самарской обл. Аудиторы выявили нарушения в деятельности руководства САТОБ, связанные с неэффективными тратами бюджетных денег. Свои выводы СПСО направила в адрес прокурора Самарской обл. Сергея БЕРИЖИЦКОГО.

В театре жить умеют

Аудиторы СПСО сообщили, что в театре было выявлено ежегодное «значительное завышение расчетов расходов», а также нарушения определения нормативных затрат на оказание государственных услуг и затрат на выполнение работ. «Учреждение ежегодно допускает наличие дебиторской задолженности в размере от 10 до 20 млн р., отвлекая финансовые средства т.г. на оплату фактически не оказанных услуг (услуг будущих периодов), что является неэффективным использованием бюджетных средств», — отражено в отчете СПСО (http://sp. samregion.ru/ activity/ control-action/ informatsiya- o- rezultatakh- kontrolnogo- meropriyatiya- proverka- finansovo- khozyaystvennoy- teatr/).

СПСО выявила, что в САТОБ доля вакантных ставок составляет 26%. Также аудиторам СПСО не составило труда выяснить, что т.н. экономия по фонду заработной платы САТОБ направлялась на выплаты стимулирующего характера. При этом в САТОБ заключались договоры гражданско-правового характера (ГПХ) на оказание услуг, «дублирующих функции штатных работников». «В результате неэффективные расходы составили 2,8 млн р.», -зафиксировали проверяющие.

Применение договоров ГПХ считается одной из законных форм, позволяющих руководству бюджетных организаций осуществлять на вполне законных основаниях маневры с вверенным им фондом заработной платы. Например, можно привлекать дополнительное количество исполнителей услуг, которые формально могли бы исполнять те же виды работ, что и штатные сотрудники. Наиболее безответственные и совершенно недальновидные руководители учреждений способны использовать этот прием для начисления липовых зарплат своим близким. Этот прием считается одним из самых примитивных в среде тех, кто предпочитает расхищать бюджетные деньги.

С другой стороны, договоры ГПХ позволяют «экономить» на страховых взносах. Работая с ИП или самозанятыми, заказчик не должен платить ни НДФЛ, ни взносы. В то время как по договору ГПХ с физлицами предусмотрен НДФЛ 13% и страховые взносы. Кроме того, заказчик экономит на социальном пакете. Работнику по договору ГПХ нужно оплачивать только результат. В период его отпуска, болезни или декрета никаких компенсаций платить не нужно. В переписке с Областным аналитическим еженедельником (ОАЕ) «Хронограф» генеральный директор САТОБ Сергей Филиппов пояснил причину использования договоров ГПХ в его учреждении: «Исключительные права на произведения принадлежат автору, его использование театром возможно лишь на основании отдельного соглашения с автором и при условии выплаты ему вознаграждения. При этом вознаграждение за использование произведения искусства регулируется нормами ч. 4 Гражданского кодекса РФ и не может включаться в заработную плату авторов музыкально-драматических произведений, поскольку определяется лицензионным договором в каждом конкретном случае. Также театром оплачиваются услуги приглашенных постановщиков и артистов, которые не числятся в штате учреждения. Это позволяет зрителям знакомиться с творчеством известных российских дирижеров, хореографов, режиссеров, артистов, сценографов, художников».

Далее Филиппов добавил: «Должностные оклады были увеличены водителям, фотографу и реставратору клавишных инструментов». В то время как СПСО в своем отчете пишет: «В результате завышения объемов работ по оказанным театру услугам допущено неправомерное расходование субсидии на выполнение государственного задания в сумме 3,1 млн р. В нарушение федерального законодательства учреждение приняло и оплатило невыполненные работы».

Зачем Филиппову Плукчи?

При проверке аудиторы выявили необоснованное установление размеров должностных окладов, что привело к неправомерному расходованию бюджетных средств в сумме 1,0 млн р. При этом 26 марта 2021 г. на первом заседании попечительского совета (попсовет) САТОБ как раз рассматривался вопрос «о проблеме недопустимо низкой заработной платы сотрудников» (см. «Хронограф» №11 (792) от 5.04.21). На следующий день, 27 марта, официальный источник САТОБ по этому поводу сообщил: «Члены совета обсудили экономическое состояние театра, репертуарную политику и приступили к поиску решения наиболее остро стоящих перед культурным учреждением задач. Среди проблем неконкурентоспособный уровень заработной платы артистов...» (http://www.opera-samara.net/novosti/art3444.html). По итогам первого заседания попсовета САТОБ Сергей Филиппов в ответе на запрос ОАЕ «Хронограф» пояснил: «Повысить заработную плату артистов ГБУК «САТОБ» представляется возможным как за счет увеличения бюджетного субсидирования, так и за счет роста внебюджетных доходов».

Возможности САТОБ получать (или, вернее было бы сказать, не получать) внебюджетные доходы аудиторы СПСО тоже оценили по достоинству. В отчете СПСО отметили, что в помещениях САТОБ неправомерно установлены банкоматы ПАО Банк ВТБ и ПАО Банк «ФК Открытие». С 26 марта т.г. в попсовет САТОБ входит Зарина Плукчи. В марте 2017 г. она была назначена на должность управляющего филиалом в Самаре ПАО ВТБ24 (с 2018 г. — розничный бизнес ПАО Банк ВТБ). В июне 2018 г. Зарина Плукчи возглавила банковский бизнес группы «Открытие» в Самарской обл. И на эту вскрытую конфигурацию отношений у мудрого Филиппова нашелся ответ: «Банкомат ПАО Банк «ФК Открытие» был установлен в ГБУК САТОБ в рамках зарплатного проекта задолго до формирования попечительского совета. Управляющий операционным офисом «Самарский» ПАО Банк «ФК Открытие» Зарина Плукчи вошла в состав попечительского совета как представитель эанка — участника зарплатного проекта». Уместно ли после этих слов пытаться разбираться в сути притчи о том, что возникло раньше -курица или яйцо.

Изучайте Бюджетный кодекс

Аудиторами выявлены и другие недостатки в работе руководства театра. Например, факты неэффективного расходования средств субсидии на оплату аренды нежилого помещения площадью 245,7 кв. м в сумме 196,56 тыс. р., а также факты хранения в помещениях театра без документального обоснования декораций, не являющихся имуществом САТОБ.

При проверке проведения закупочной деятельности в САТОБ установлено нарушение законодательства о закупках при осуществлении государственных закупок у единственного поставщика в сумме 845,4 тыс. р.

По итогам контрольного мероприятия со стороны СПСО вынесено представление об устранении выявленных нарушений и недостатков в адрес руководства САТОБ, направлены информационные письма в министерство культуры Самарской обл., министерство имущественных отношений Самарской обл, министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской обл., а также в прокуратуру Самарской обл.

Согласно п. 3 ст. 270 Бюджетного кодекса (БК) РФ ответственность за неэффективное использование бюджетных средств законодательно не установлена. Средства, признанные проверяющими как неэффективно использованные, могут потребовать возместить в бюджет на основании предписания контролирующего органа. Проверяющие вправе обязать учреждение устранить нарушение и предпринять меры по недопущению неэффективного расходования средств.

Практика вынесения реальных наказаний по данной статье БК РФ пока в Самарской обл. не имела системного применения. У пока еще относительно нового для Самары прокурора Самарской обл. Сергея Берижицкого появился отличный повод наведаться в театр к бывшему министру.

Филиппову грех было бы упустить такого видного во всех отношениях посетителя. Окажись в попсовете САТОБ генерал-прокурор, так после этого всех оттуда в шею гнать можно.

И бывших губернаторов, и банкирш с их банкоматами. Не говоря уже о всяких там «Васильевых» любителях искусства балерин. Денег от них мало, одни расходы на посиделки. То ли дело генерал-прокурор. Окажись такой в должности главного попечителя САТОБ, так очередь из меценатов не уместит даже пл. Куйбышева, признанная по неизвестной причине самой большой в Европе.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Сергей ФИЛИППОВ, генеральный директор ГБУК Самарской обл. «Самарский академический театр оперы и балета»

- Фактов нецелевого расходования бюджетных средств по итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности ГБУК «Самарский академический театр оперы и балета» (далее — ГБУК «САТОБ») Счетной палатой Самарской обл. (далее — Счетной палатой) не выявлено. Нарушения и недостатки, по мнению Счетной палаты, допущенные ГБУК «САТОБ», расцениваются как неэффективные расходы.

- Зачем дублировались функции штатных сотрудников? Кому были увеличены должностные оклады?

- Должностные обязанности главных специалистов ГБУК «САТОБ» (главный дирижер, главный режиссер, главный художник, главный хормейстер) не предусматривают создание новых музыкально-драматических произведений — спектаклей, оперы, балета, оперетты — как творческий процесс. В рамках трудовой деятельности главные специалисты должны поддерживать высокий уровень исполнения спектаклей текущего репертуара, но не создавать новые произведения музыкально-драматического искусства.

- Кто стал единственным поставщиком, с которым заключались контракты, попавшим под критическую оценку аудиторов Счетной палаты?

- По данному факту нарушения сотруднику театра были назначены административные наказания по делам административных правонарушений. Постановлениями государственной инспекции финансового контроля Самарской обл. виновными в совершении административных правонарушений оплачены административные штрафы.

- Кто инициировал проверку деятельности САТОБ?

- Проверка ГБУК «САТОБ» была предусмотрена планом работы Счетной палаты на 2021 г.

- Как у вас складываются отношения с новым министром культуры Татьяной Мрдуляш?

- Отношения носят конструктивный, рабочий характер.