Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №20 (801) | 7 июня 2021г.
 

Олимпийская регата

При поддержке ПАО «КуйбышевАзот» в Тольятти прошел Кубок России

Борис Кротов

30 мая в Тольятти, на территории яхт-клуба «Дружба», стартовал третий заключительный этап Кубка России в олимпийских классах яхт. На акватории Куйбышевского водохранилища среди лучших яхтсменов России разыграли награды в дисциплинах: 49-й, 49-й FX, 470-смешанный, Накра 17, Лазер, Лазер-радиал, кайтбординг-смешанная пара-Формула кайт и парусная доска iQFoil. Соревновательный график яркого и зрелищного парусного спорта удачно вписался в недельную программу мероприятий, посвященных празднованию Дня г. Тольятти. Проведение Кубка России на акватории Тольятти уже стало визитной карточкой города и региона.

Курс на Париж

В заявочные списки регаты подали сведения о себе 190 спортсменов, представляющих Саратовскую. Воронежскую, Челябинскую. Московскую, Самарскую, Свердловскую, Ростовскую, Волгоградскую и Ярославскую обл., Краснодарский, Хабаровский и Приморский края, Ханты-Мансийский АО, Москву, Санкт-Петербург, Севастополь и Респ. Крым. Некоторые спортсмены прилетели на соревнования из-за границы, где проходят их постоянные тренировки. Не приехали лишь те спортсмены, которые сейчас находятся в Японии и уже готовятся к Олимпиаде-2021.

Для гостей у участников соревнований была отличная возможность посмотреть соревнования сразу в нескольких олимпийских дисциплинах. В дисциплине 470-смешанный — заявилось 23 экипажа, 49-й — 9 экипажей, 49-й FX -5 экипажей, Накра 17-микст — 6 экипажей, кайтбординг — смешанная пара — Формула кайт — 6 пар, Лазер-стандарт — 37 участников, Лазер-радиал — 36 участниц, парусная доска iQFoil (мужчины) — 11 участников, парусная доска iQFoil (женщины) — 8 участниц.

Профессиональный интерес квалифицированных спортсменов к соревнованиям в Тольятти не случаен. Состязания являются этапом отбора в сборную России на 2022 г. Попадание в эту команду будет осуществляться по результатам двух регат — по Кубку России и чемпионату России. Участие в сборной России станет очередной ступенью к соревнованиям уже более высокого уровня. Лучшие яхтсмены России смогут побороться за лицензии на Олимпийские игры-2024 в Париже.

Региональная школа парусного спорта позволяет спортсменам достойно представлять Самарскую область на самых разных соревнованиях. «Парусный спорт входит в число базовых видов в нашем регионе. В Самарской обл. у него многолетние и давние традиции, у нас есть базы, в т.ч. в Тольятти, где хорошие условия и огромный потенциал для дальнейшего развития парусного спорта. Недаром Тольятти ежегодно доверяют проведение всероссийских соревнований. Для нас почетно, что в регионе регулярно проходят различные турниры. Третий, заключительный, этап Кубка России в олимпийских классах яхт в Тольятти и проведение вместе с ним президиума Всероссийской федерации парусного спорта, где утверждался состав женской сборной страны на Олимпиаду в одном из классов,  — это престижно как для города, так и всего самарского спорта», — говорит заместитель министра спорта Самарской обл. Лидия Рогожинская.

Выступили достойно

Третий этап кубка России не оставил Тольятти и яхт-клуб «Дружба» без спортивных наград. По сумме всех этапов Кубок России в дисциплине Накра 17 в напряженной борьбе смог забрать тольяттинский экипаж Максима Семенова и Алины Щетинкиной из яхт-клуба «Дружба». Тольяттинка Диана Сабирова выиграла гонку в составе экипажа в дисциплине 49-FX. В этой же дисциплине представители «Дружбы» Наталья Ермакова и Алена Сухова завоевали второе место. А в классе 470 тольяттинка Полина Сухова в составе экипажа стала третьей.

© Фото: Ольга Ильина
© Фото: Ольга Ильина

«Могу сказать одно: наши ребята из яхт-клуба выступили достойно. Один — призер кубка России, несколько человек финишировали в призах. Подготовка у них очень серьезная. А что касается подготовки всей сборной — она тоже, как мы смогли убедиться, на очень хорошем уровне», — прокомментировал итоги регаты капитан-наставник яхт-клуба «Дружба» Алексей Козлов.

Спортсмены региона на воде чувствуют себя уверенно. «В Самарской обл. есть талантливые спортсмены, которые входят в сборные команды РФ, занимают призовые места на различных соревнованиях. Конкуренция в российском парусном спорте очень высока, сильны Санкт-Петербург, Москва, Краснодарский край, Ростовская область, но и наши ребята борются за лидирующие позиции», — говорит заместитель министра спорта Самарской обл., руководитель департамента физической культуры и спорта Лидия Рогожинская.

Соревнования, завершившиеся в Тольятти, примечательны тем, что множество спортсменов сменили класс и выступают с учетом новых олимпийских критериев. Кроме того, в рамках кубка России состоялся дебют новой олимпийской дисциплины кайтбординг-смешанная пара. Суть изменений и ожидания от готовящейся регаты еще до старта соревновании прокомментировала главный тренер сборной России Наталья Иванова: «Регата на Куйбышевском водохранилище -первая общая регата всех олимпийских дисциплин».

КуАЗ наполняет паруса

Завершившиеся в Тольятти соревнования в олимпийском классе яхт прошли при поддержке сразу нескольких генеральных спонсоров. Один из них — ПАО «Куйбышев-Азот» (КуАЗ). Для тольяттинского предприятия поддержка всех форм парусного спорта — добровольная инициатива, идущая едва ли не к основанию самого завода. «Парусный спорт достаточно дорогостоящий и затратный, а возможности областного бюджета ограничены. Помощь спонсоров крайне важна и нужна. Поэтому мы всегда благодарны всем, кто поддерживает развитие парусного спорта в Самарской обл.», — говорит заместитель министра спорта СО Лидия Рогожинская.

Современный Тольятти и городские традиции поддержки парусного спорта родились практически одновременно. Первые самодельные яхты отправились в плавание еще в процессе заполнения Волжского водохранилища, а полноценная регата прошла уже в 1958 г. В 1980 г. в Тольятти открылась школа высшего спортивного мастерства с отделением парусного спорта.

В 90-е годы прошлого века многие крупные предприятия активно избавлялись от т.н. непрофильных активов социального направления. В качестве примера можно привести яхт-клуб «Чайка», территория которого уже давно превратилась в коттеджный поселок закрытого типа. Рядом расположен яхт-клуб «Химик», некогда принадлежавший ОАО «Фосфор». Впоследствии «Химик» был приватизирован.

В противовес тенденции руководство КуАЗа старалось не только поддерживать, но и вкладывать средства в развитие собственной социальной инфраструктуры. В 2010 г. была открыта первая очередь реконструированного за счет КуАЗа яхт-клуба «Дружба». На его территории базируются муниципальные и государственные спортивные школы, где ведется подготовка спортсменов на самом высоком уровне. Яхт-клуб в рамках поддержки парусного спорта предоставляет воспитанникам школ базу для тренировок и часть материального обеспечения.

- В сохранении и развитии в Тольятти парусного спорта есть несомненная заслуга члена Попечительского совета Всероссийской федерации парусного спорта (ВФПС), директора по транспорту АО «КуйбышевАзот» Дмитрия Кульбицкого, к сожалению, ныне покойного. Он был одним из ключевых инициаторов проекта реконструкции яхт-клуба. У нас все в стране держится на людях, которым не все равно; тем, кто хочет для себя, для региона, для страны что-то полезное сделать. Поэтому с яхт-клубом «Дружба» сложилась такая уникальная ситуация — ничего не продали, все реконструировали, в итоге получили объект федерального уровня с большими перспективами. На самом деле площадка прекрасная, и мы надеемся, что «КуйбышевАзот» не будет исключать свое спортивное направление из числа приоритетных, — говорит исполнительный директор ВФПС Павел Соболев.

Эксперт уверен, что яхтенная инфраструктура Тольятти очень перспективна для спорта и туризма. «Наша задача — вернуть интерес к яхтенному спорту, а для этого нужно привозить и организовывать больше мероприятий. Те решения, которые происходят на уровне правительства и президента, в конечном итоге приведут к тому, что количество парусов и вымпелов увеличится в разы. Собственно, так оно и было в СССР. Но теперь мы сможем привлечь на наши берега и гавани и иностранцев — спортсменов и туристов», -поделился Павел Соболев.

Комментарии

Павел СОБОЛЕВ, исполнительный директор Всероссийской федерации парусного спорта

- Тольятти — уникальное место для подобного рода соревнований, потому что благодаря «КуйбышевАзоту» была построена марина (специально оборудованная гавань для яхт, катеров и др. маломерных судов, где экипажам предоставляются различные услуги. – Прим. ред.), пожалуй, единственная по своему уровню в России. Изначально, при реконструкции, был взят европейский проект. Было сделано хорошее дело для развития и города, и региона в целом. Надо видеть, что марина — это просто целый город и там помещается большое количество судов самых разных классов. Чтобы провести такое мероприятие, как чемпионат России, Кубок России, требуется именно такая площадка. Даже в Сочи, на федеральной базе ФГБУ «Юг Спорт», которая была построена к Олимпийским играм, столько места нет. В Тольятти шикарные природные условия, прекрасные. В этом плане яхт-клуб «Дружба» — это уникальное для России место. Да, Питер, с размахом «Газпрома», в обозримом будущем, конечно, составит ему конкуренцию, но пока Тольятти по своим параметрам лидирует. Для города и региона мы считаем это направление очень перспективным. Зимний кайтинг, к примеру. Зимний кайт для Европы — это такая эксклюзивная вещь. Как таковой зимы у них нет, и площадок соответственно тоже. Особенно стал очевиден дефицит тренировочных и соревновательных площадок в ковидные времена, когда даже то немногое, что было, закрылось. К нам приезжали иностранцы, тренировались. И этапы Кубка по сноукайту тоже у нас проводились. Температуры, характеристики акватории и противоэпидемические условия позволили и тренироваться, и проводить состязания. Сегодня мы стоим в начале зарождения крупной отрасли. Руководство страны поняло, что водный туризм — это разновидность отрасли, на которой вся Европа зарабатывает деньги в большом количестве, эта отрасль, которая работает полноценно. Оборот водного туризма в Европе — 566 млрд евро в год. Если мы построим хотя бы пару тысяч марин, к нам иностранцы поедут, а главное — они действительно сами этого хотят. Природа, наши изюминки — все им интересно, они еще не «наелись» российского колорита. «Дружба» — это одна из тех площадок, на которой спокойно можно принимать туристический флот и все это размещать. Волга в этом плане тоже абсолютно уникальна.