Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №19 (800) | 31 мая 2021г.
 

Забуксовали на обходе

Местные дельцы своевременно запаслись землей вокруг Тольятти

ИА «Центр-Инфо»

24 мая правительство Самарской обл. оповестило общественность о том, что строительство моста через р. Волгу с обходом Тольятти идет с опережением графика. Данный пресс-релиз можно считать ответом на заявление Счетной палаты Самарской обл. (СПСО) о нерешенных вопросах с изъятием земель, необходимых для реализации проекта. Лица, пожелавшие вести диалог с региональным министерством транспорта и автомобильных дорог, раскрылись в суде. Среди прочих — вдова и дочь бывшего владельца ЗАО «Тольяттинский мясокомбинат «Лидер» Владимира ОСТАШЕВСКОГО, а также деловой партнер бизнесмена Владимира ПУТКИНА Геннадий МИТИЧКИН.

В официальном сообщении отмечается, что 21 мая 2021 г. первый вице-губернатор -председатель правительства Самарской обл. Виктор Кудряшов собрал совещание на тему реализации концессионного соглашения о строительстве и эксплуатации обхода г. Тольятти с мостовым переходом через р. Волгу в составе международного транспортного маршрута «Европа — Западный Китай». На мероприятие прибыли самарские чиновники, исполнители проекта АО «ДСК «АВТОБАН» и ХП «Концессионная компания «Обход Тольятти» а также представители банковского сектора. Видимо, вопросы были у всех.

По итогам совещания родился пресс-релиз с заявлением: «В настоящее время реализация проекта идет с опережением графика. На всех этапах строительства объекта приступили к устройству слоев дорожной одежды. На втором и третьем этапах началось возведение мостов и путепроводов. Ведутся работы по защите грунтов при помощи бентонитовых матов в соответствии с особой технологией гидроизоляции».

Стоит напомнить, что 30 апреля т.г. СПСО обнародовала информацию несколько иного характера. Представители контрольного органа отмечали негативную тенденцию: «В ходе анализа своевременности предоставления земельных участков концессионеру установлено, что общая площадь земельных участков, не переданных концессионеру,

по состоянию на 1 марта 2021 г., составляет 5 987 326 кв. м (или 50,7% общей площади земельных участков, подлежащих передаче концессионеру), из них наибольший удельный вес занимают земельные участки, находящиеся в частной собственности, — 55,8% (или 3 344 580 кв. м)» (см. «Хронограф» №16 (797) от 11.05.21).

В подтверждение выводов СПСО можно привести незаконченные судебные разбирательства между Минтрансом и небезызвестными в Тольятти лицами. В частности, на рассмотрении Ставропольского районного суда Самарской обл. находится дело №2-939/2021- М-511/2021. Минтранс выступает в роли заявителя, ответчиками признаны Ольга Осташевская и Ирина Гурьянова. Предмет спора: «Об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд и определении их выкупной цены». Безусловно, по предварительным данным нельзя однозначно установить, что земли изымаются под строительство обхода Тольятти. Однако с учетом расположения участков в Ставропольском р-не и участия в деле Минтранса вывод очевиден.

Заявление было принято к производству 5 марта 2021 г. и пока не рассмотрено по существу, что отражено на сайте суда. Тем не менее представление о нюансах разбирательства можно получить из решения по делу №2-37/2020 (2-2757/2019;) ~ М-2380/2019, со схожим предметом требований. В качестве ответчиков в данном деле фигурируют Геннадий Митичкин и Светлана Путкина.

Из раскрытого документа, в частности, известно, что Митичкин потребовал от Минтранса не только выкупную сумму за участок, но и оплату упущенной выгоды. По версии Митичкина, учтенной судом, «земельный участок им приобретен в 2015 г. Приобретенный им земельный участок имеет определенные особенности: он прилегает к границам населенного пункта, и имеется реальная возможность присоединения его к землям населенного пункта, на территории исходного земельного участка находятся коммуникации -линии электропередач, водопровод, а также прилегает автодорога.

В ноябре 2015 г. им (Митичкиным. – Прим. ред.) была подана заявка присоединения к границам населенного пункта, в 2016 г. заключен договор с ООО «Градостроительство» на проведение изыскательных работ. Стоимость услуг составила 478 тыс. р. В 2017 г. был заключен договор с ООО «ТеррПлан» на выполнение проектных работ, стоимость услуг по договору составила 100 тыс. р. Реализовать проект не представилось возможным ввиду резервирования земельного участка».

Уместно сделать акцент на периоде приобретения земли якобы с целью ее дальнейшего использования в качестве инвестиционного инструмента — ноябрь 2015 г. Совпадение это или нет, но по условиям контракта к декабрю 2015 г. ОАО «Институт по изысканиям и проектированию мостовых переходов «Гипротрансмост» должно было закончить разработку проектной документации мостового перехода через Волгу в районе Тольятти. Надо полагать, что такие многоопытные бизнесмены, как Митичкин или Путкин (см. «Хронограф» №16 (544) от 18.05.15), не могли не догадываться о реальных перспективах использования приобретенных земельных участков.

Пока окончательная точка в разбирательствах между министерством и Митичкиным с Путкиной не поставлена. Решение, которым были частично удовлетворены требования Минтранса, обжаловалось заявителем в апелляции. 27 апреля 2021 г. была зарегистрирована жалоба Митичкина и Путкиной.

Тем не менее судебная история второй жены Владимира Осташевского Ольги Осташевской и его дочери от первого брака Ирины Гурьяновой может быть еще более примечательной. Известно, что после смерти Владимира Осташевского у Ольги с Ириной сложились напряженные отношения (см. «Хронограф» №4 (491) от 10.02.14). Вместе с тем, как видно, у оппонентов нашлись общие темы. На время их антагонистом стал Минтранс Самарской обл., которому, судя по всему, пытаются навязать условия выкупа земель.