Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №19 (800) | 31 мая 2021г.
 

Алексей Кирсанов:

Нет способа остановить пандемию, кроме вакцинации

Алиса Кирсанова

18 мая губернатор Самарской обл. Дмитрий АЗАРОВ свое обращение к депутатам Самарской губернской думы и к жителям региона начал со слов благодарности и восхищения медиками, и всем тем, кто в борьбе с COVID-19 делал свое дело профессионально, ответственно и честно. Было также отмечено, что 70% жителей области теперь главным для себя называют национальный проект «Здравоохранение». Насколько необходимость противостоять пандемии изменила медицину и отношение к данной сфере, в интервью Областному аналитическому еженедельнику «Хронограф» рассказал главный врач ГБУЗ Самарской обл. «Тольяттинская городская клиническая больница № 5» (ТГКБ №5) Алексей КИРСАНОВ.

- Алексей Николаевич, мы все видим, что, несмотря на смягчение противоэпидемиологических мер, наш регион верстает планы по развитию, по реализации своей стратегии лидерства с учетом ситуации с коронавирусом. Насколько сегодня важна такая осторожность?

- Губернатор Дмитрий Игоревич Азаров в своем обращении к гражданам абсолютно откровенно сказал, что коронавирус от нас уже никуда не уйдет, а станет сезонным заболеванием. И чтобы оно не парализовало жизнь нашего общества, государством сегодня, как и год назад, предпринимаются серьезные меры. Без этого мы бы не выжили, COVID-19 кардинально изменил все сферы жизни общества, и медицина не исключение.

С первых дней пандемии федеральные и региональные власти действовали на опережение. По поручению президента России Владимира Владимировича Путина был вовремя введен локдаун и выделены серьезные средства на оснащение медицинских учреждений. Наша область получила 16 млрд р. на борьбу с коронавирусом и на поддержку экономики. Только в ТГКБ №5 было создано более 1000 кислородных коек для лечения пациентов, 98 из которых реанимационные.

За время борьбы с COVID-19 серьезно изменился статус инфекционной службы. Вопрос ее модернизации стал приоритетным наряду с мероприятиями по развитию сердечно-сосудистых и онкологических центров. Сейчас в регионе идет строительство 4 инфекционных корпусов, и один из них в Тольятти, на территории нашей больницы. Его строительство должно будет завершиться до конца лета. Новый корпус для пациентов с COVID-19 будет рассчитан на 70 коек. Важно, что у объекта будет собственный приемный покой, собственные диагностические ресурсы, в т.ч. свой томограф. Вся первичная диагностика пациента любого профиля с подозрением на COVID-19 будет осуществляться внутри нового модуля. Там же будут размещены современные палаты реанимационного отделения. Это новая жизнь инфекционной службы.

- Рост заболеваемости потребовал принять решение относительно ТГКБ №5 минимизировать либо отказаться от работы по другим профилям. Как с этим справились?

- С COVID-19 серьезно изменилась роль стационаров, т. к. по неинфекционным профилям пришлось вести работу только с пациентами в жизнеугрожающем состоянии, кому требовалась неотложная помощь. И такой подход изначально предусматривает порядок оказания неотложной специализированной медицинской помощи. На такую работу нам пришлось перейти молниеносно.

- Получается, с началом пандемии все изменилось в одночасье?

- Несколько лет назад, наверное, случился бы коллапс. Но наш регион последние 3 года непрерывно работал над развитием первичного звена медицины. Ресурсы национального проекта «Здравоохранение» позволили нам получить новые поликлиники, ФАПы и офисы врачей общей практики. Серьезными темпами в поликлиниках шло внедрение принципов бережливого производства, развитие дневных стационаров, диагностических отделений. Работа в данном направлении расширила ресурсы амбулаторий, что позволило нарастить объем помощи. Развитие амбулаторного звена обеспечило возможность нашей медицине решать многие проблемы здоровья граждан без госпитализации либо существенно сокращать ее сроки. И нам этот задел помог выжить в условиях пандемии. Данная работа будет продолжена.

Уже идет реализация программы комплексной модернизации первичной медико-санитарной помощи до 2025 г. с объемом финансирования в 7,5 млрд р. Озвучено, что программа предусматривает оснащение поликлиник 3,6 тыс. единицами медицинского оборудования.

И самое, на мой взгляд, важное -губернатор Дмитрий Игоревич Азаров и министр здравоохранения Армен Сисакович Бенян уделяют особое внимание решению кадрового вопроса и настойчиво вовлекают в данную работу глав муниципалитетов. Озвучена готовность по расширению перечня дефицитных специальностей медработников, которые будут получать постоянные выплаты, по компенсации муниципалитетам расходов на оплату студентам-целевикам, по частичной компенсации банковских процентов по ипотеке для молодых специалистов. Это долгожданные решения. У поликлиник укомплектованность по врачебным специальностям находится на уровне 57%, у нас немного выше, хотя за последние 2 г. ситуация существенно улучшилась. Сохранение данного тренда позволит в ближайшие годы переломить ситуацию с кадрами.

- Как решает кадровые вопросы ваше учреждение?

- После выпуска этого года к нам должно прийти 22 ординатора, с кем мы заключали договоры целевого обучения по федеральным, региональным программам и на средства учреждения. Несмотря на это, у нас сохранится дефицит по неврологам, реаниматологам, кардиологам и терапевтам. Больница готова в индивидуальном порядке обсуждать все условия со специалистами данных профилей и принимать их на работу.

Наша ситуация показательна в плане высокой актуальности поддержки специалистов по дефицитным специальностям.

В аспекте ковидной эпохи, когда государство очень серьезно дофинансировало зарплаты сотрудников госпиталей, к нам из других медицинских организаций города, частной медицины и из других городов прибыли более 300 врачей, медицинских сестер и младших медицинских работников. Стоит понимать, что для иногородних был также решен вопрос с предоставлением гостиниц или аренды жилья.

Данная ситуация продемонстрировала, как дополнительное финансирование позволяет оперативно решать кадровый вопрос. В семи регионах страны уже начинает действовать пилотный проект по изменению оплаты труда медицинских работников, где фиксированная часть заработка будет более 70%. У нас же стимулирующие выплаты зачастую превышают сам оклад. В итоге заработок врача колеблется от месяца к месяцу в зависимости от того, как эффективно сработало все учреждение, его отделение, какой профиль пациентов оказался в отделении и т. д. С моей точки зрения, это та тема, которая должна широко обсуждаться на федеральном уровне.

Корректировка базового оклада позволит нам уже сегодня вернуть в государственную медицину специалистов, покинувших ее ради заработка в других сферах либо в частном секторе. Понятно, что это затраты. Но больницы с самым современным оборудованием не смогут помочь пациентам без достаточного количества врачей.

- Складывается ощущение, что развитие ТГКБ №5 ориентировано преимущественно на борьбу с COVID-19...

- Программы национального проекта «Здравоохранение» многоплановые и нацелены на развитие системы в комплексе, с акцентом на лечение заболеваний с наивысшей смертностью. По развитию онкологической помощи ведется важная работа. В этом году у нас был запущен второй линейный ускоритель, позволяющий осуществлять радиотерапевтическое лечение злокачественных новообразований с возможностью дозировать радиацию в самой опухоли и сокращать до минимума поражение здоровых тканей.

Данный подход сокращает время лечения и дозы облучения. Также мы ждем со дня на день финального решения по препаратам для внутри-полостной брахитерапии, что также позволит точечно воздействовать на опухоли и избегать оперативные вмешательства. В итоге наша онкологическая служба ощутимо расширит возможности по лучевой терапии. И есть уверенность, что на этом не остановимся.

Есть основания в следующем году ждать получения новой аппаратуры для гистологических исследований для нашего патологоанатомического отделения. Качество лечения онкологии зависит от точности гистологического диагноза, который делает врач-гистолог. Вид, тип, подтип опухоли во многом определяет схему лечения пациента. Так, правильно определенный подтип может полностью исключить хирургический метод лечения.

Речь идет о новых электронных микроскопах, способных электронное изображение гистологического участка проанализировать с помощью искусственного интеллекта по библиотекам баз данных. На выходе специалист уже работает со сформированным перечнем типизации. Параллельно исследуемый материал будет поступать на этап гистохимии, где по рецепторам определяется еще более детализированный подтип опухолей. В итоге мы будем обладать целостной системой диагностики, которая для нашего города будет уникальной. Я уже представляю, как появление данного комплекса воодушевит наших специалистов. Но больше всего мы ждем решения по строительству нового онкологического корпуса.

У нас острая нехватка площадей для онкохирургии. Например, гинекологический, нейрохирургический, торакальный профили находятся на койках в хирургическом корпусе, а это не совсем правильно для онкологической службы. В онкологических центрах такая практика не используется. Но это не из-за нашей недоработки. Наоборот. Ситуация сложилась из-за большой потребности оказания химиотерапевтического лечения в формате дневного и круглосуточного стационаров.

- В послании губернатора прозвучало возмущение, что у нас крупнейшие трудовые коллективы вакцинированы только на 5%. Что необходимо сделать, чтобы нарастить темпы прививочной кампании?

- В нашей стране прививка от ковида делается бесплатно. Наш регион обеспечил максимальную доступность вакцинации. Сформированы мобильные бригады, которые даже на дачные массивы готовы выезжать при наличии обращений. К маломобильным гражданам организованы выезды на дом. Прививочные кабинеты работают круглосуточно и уже появляются в общественных местах. Необходимо только решение граждан. Но мы в этом плане наблюдаем некое расслабление в обществе, появление ложного ощущения, что опасность миновала.

Я скажу обратное. Сегодня просто региональная система здравоохранения адаптировалась под работу с пациентами с COVID-19. У нас в Тольятти до сих пор задействовано 1000 коек, до сих пор не пустуют реанимации. Пациентов много. Много с сопутствующей патологией. Ситуация остается серьезной для нас с точки зрения спасения их жизни. И мы уверены, что такие случаи были бы минимальны, если граждане своевременно вакцинировались. Нет способа остановить пандемию кроме вакцинации.

Относительно тиражируемых опасных последствий вакцинации скажу следующее. Единственно возможный эффект от вакцинации — это возможность вернуться к нормальной жизни, к привьиному формату работы медицины, учреждений культуры, спорта, торговли и жизни в трудовых коллективах.