Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №19 (800) | 31 мая 2021г.
 

Дорогу эффективным

В Самарской области созрела необходимость переосмыслить подход к жилипотечным фондам

Егор Кошеров

18 мая Арбитражным судом Самарской обл. в рамках спора между администрацией г. о. Жигулевск и Самарским областным фондом поддержки индивидуального жилищного строительства на селе (СОФПИЖСС, Фонд) вынесено решение, по которому Фонд обязан устранить существующие недостатки ранее построенного дома. Безусловно, этот спор стал следствием деятельности предыдущего руководства Фонда. Сегодня Фонд вынужден работать, учитывая наследие прошлого, и при этом эффективно решать текущие задачи, поставленные перед региональными операторами жилищной политики Самарской обл. — Фондом и СОФЖИ.

Тяжелое наследие прошлого

Предметом судебных споров между администрацией г.о. Жигулевск Самарской обл. и Фондом является безвозмездное устранение недостатков строительства жилого дома, расположенного по адресу: г. Жигулевск, ул. Радиозаводская, д. 18а, в рамках выполнения обязательств по муниципальному контракту от 30 января 2017 г. Подобные проблемы стали следствием неэффективных решений прошлого руководства СОФПИЖСС, работавшего еще при губернаторе Самарской обл. (2012-2017 гг.) Николае Меркушкине. Подрядчик, нанятый Фондом в 2017 г., к настоящему времени прекратил деятельность, и бремя их устранения легло на Фонд, который вынужден изыскивать для этого средства.

«Строительство многоквартирных домов в г. Жигулевске осуществлялось Фондом в 2017 г., в период принятия управленческих решений и осуществления хозяйственной деятельности прежним руководством Фонда. Действующая команда в рамках существующих гарантийных обязательств осуществляет ремонт данных объектов и жилых помещений в них. Вопросы отнесения недостатков к гарантийным или негарантийным случаям решаются в соответствии с действующим законодательством, в случае необходимости — с привлечением экспертов, а при наличии разногласий сторон — в органах судебной власти», — сообщили в Фонде в ответе на запрос Областного аналитического еженедельника (ОАЕ) «Хронограф». Всего Фондом построено до 2018 г. четыре многоквартирных дома (МКД) в г. Жигулевске. В настоящее время строительство в этом городе СОФПИЖСС не осуществляет.

Под присмотром правительства

Не лишним будет отметить, что учредителем СОФПИЖСС является правительство Самарской обл. Основные цели деятельности Фонда — обеспечение жильем граждан, участие в реализации национальных проектов, целевых программ в социальной и жилищной сферах, строительство и развитие социальной и инженерной инфраструктуры. Из вышесказанного напрашивается вывод о том, что Фонд является фактически госструктурой и существует за счет бюджетных средств. Из ответа Фонда ОАЕ «Хронограф» удалось выяснить интересный нюанс, твердо отделяющий фонд от государственных бюджетных учреждений и структур. Это его организационно-правовая форма — НКО, созданная в форме Фонда. Согласно федеральному законодательству, в отличие от, к примеру, АО или ООО, где через учредительство реализуется право собственности на организацию или ее часть, в случае с НКО-Фондом учредитель в момент ее учреждения утрачивает права на данную организацию и не отвечает по ее обязательствам.

При этом Фонд ведет самостоятельную хозяйственную деятельность, участвует на общих основаниях в различного рода аукционах.

Фонд в этом смысле имеет равные права с иными участниками торгов, и лишь эпизодически получает целевые субсидии (на конкурсной основе). Как правило, это происходит в случаях, когда правительству области необходимо срочно решить какую-либо задачу, а другие участники рынка отказываются ее выполнять по тем или иным причинам (работа в отдаленных районах области, сжатые сроки исполнения, низкая стоимость и длительные сроки оплаты и т.д.). Никаких средств на обслуживание текущей хозяйственной деятельности из бюджета Самарской обл. СОФПИЖСС не получает.

Из ответа Фонда также стало известно, что правительством области заключены с ним ряд соглашений на выполнение социально значимых задач по предоставлению социальных выплат гражданам, молодым семьям, учителям и педагогам, государственным служащим, обманутым дольщикам. Причем данная работа ведется Фондом на бесплатной основе — средства за ее многолетнее исполнение Фонду не выплачиваются.

Тем не менее Фонд находится в судебном процессе по иску Минстроя Самарской обл. Дело №А55-2568/2021. «Министерство строительства Самарской обл. обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Фонду о взыскании 1,891 млн р., в т.ч. 1,754 млн р. — задолженности по арендной плате по договору аренды земельного участка для комплексного освоения территории №3а от 10 сентября 2015 г.», — поясняется в определении суда. Однако фундаментальных разногласий между Минстроем и Фондом не существует. «Есть вопросы, решение которых возможно только в судебной плоскости по причине изменения законодательства на федеральном и региональном уровнях, действий или бездействий прежнего исполнительного органа Фонда, а также организационно-структурных и кадровых изменении в органах государственной и муниципальной власти. В рамках данного дела Фонд доказывает отсутствие задолженности по арендной плате, а ранее уплаченную аренду за 2015-2018 гг. требует зачесть в счет будущих периодов, ввиду отсутствия возможности использования арендованного земельного участка в соответствии с его назначением», — прокомментировали в фонде.

Это не единственный судебный спор между Минстроем и Фондом, возникший по формальным основаниям. Например, по делу №А55-9309/2020 взыскивался штраф в размере 8,846 млн р. «за непредоставление безотзывной банковской гарантии в обеспечение исполнения обязательств по договору от 10 сентября 2015 г. №3к о комплексном освоении территории», — указано в решении суда. Как пояснили в Фонде, причиной данного судебного разбирательства явился отзыв лицензии у одного из самарских банков, который выступал гарантом по данным обязательствам. «Фонд оказался заложником сложившейся ситуации и вынужден был доказывать неправомерность выставленного штрафа в судебном порядке», -сообщили в Фонде.

Цифры отличаются в разы

Следует понимать, что проблемы СОФПИЖСС вряд ли идут в какое-то сравнение с проблемами аналогичного фонда — СОФЖИ, учредителем которого также является правительство Самарской обл. Ведь и СОФПИЖСС, и СОФЖИ работают в жилищной сфере области.

Так, в июле 2018 г. суд удовлетворил требования Минстроя Самарской обл., взыскав с СОФЖИ средства по возврату субсидии в размере 819 млн р. (см. «Хронограф» №15 (708) от 29.04.19). Решение суда вступило в силу, данные суммы отражены в бухгалтерском балансе организации за 2020 г.

Информацией о ее взыскании «Хронограф» не располагает, исполнительное производство, по данным сайта судебных приставов, не возбуждалось. Причина, по которой Минстрой не взыскивает столь существенную сумму в бюджет Самарской обл., не раскрывается. Комментарии по данному вопросу получить не представилось возможным. При этом областной Минстрой не единственная властная структура, имеющая финансовые претензии к СОФЖИ. В число организаций, которые в суде требуют от СОФЖИ вернуть деньги или земли, входят департамент градостроительства г.о. Самара (требует взыскать 39,6 млн р. неосновательного обогащения), администрации Волжского р-на и г. п. Петра-Дубрава.

К качеству строительства объектов СОФЖИ неоднократно предъявлялись претензии. В том же г. Жигулевске на Молодежном пр-те, 13, не без участия СОФЖИ был построен МКД, жители которого были вынуждены обратиться в суд с жалобой на критическое состояние всей конструкции дома. Причем ряд дефектов могли быть признаны неустранимыми (см. «Хронограф» №6 (576) от 24.02.16).

Громкая история случилась с земельными участками в Тольятти на ул. Спортивной. Не без участия руководства СОФЖИ участки площадью около 62,7 га каким-то образом попали под контроль коммерческих организаций, за которым мог угадываться интерес известного в Самарской обл. латифундиста Алексея Шаповалова и его партнеров (см. «Хронограф» №15 (751) от 27.04.20). Планировалось, что там будут построены МКД. Приехав на ул. Спортивную в район т.н. «Прибрежного парка», нетрудно убедиться, что там до сих пор даже намека нет на будущие жилые кварталы. И это далеко не полный перечень просчетов, конфликтов и потерь СОФЖИ ценой в сотни миллионов бюджетных средств и разочарованных граждан.

Между тем деятельность СОФЖИ продолжает получать колоссальную бюджетную поддержку. Так, в 2018 г. СОФЖИ получил 273 млн р. субсидии на ведение своей деятельности, в 2019 г. — 413 млн р., в 2020 г. — 100 млн р. И это при том что за данные периоды строительство домов СОФЖИ не вел (согласно данным соответствующего реестра, разрешения на ввод объектов в эксплуатацию ему не выдавались), никаких других социальных задач не решал.

В связи с этим возникает вопрос: как, находясь в предбанкротном состоянии, учитывая наличие взысканных в судебном порядке и непогашенных обязательств (о чем неоднократно сообщалось в СМИ), СОФЖИ может продолжать получать такое бюджетное финансирование, при этом ничего не строить и не исполнять никаких задач? Несмотря на то что в СМИ неоднократно освещалась готовность СОФЖИ к реализации масштабных проектов на территории области (комплексное освоение ряда территорий, знаковый для г. Самары проект освоения пяти кварталов, участие в нацпроекте «Жилье и городская среда»), ни к одному из них СОФЖИ так и не приступил. Самоустранение СОФЖИ от реализации жилищных проектов с большой долей вероятности могло повлиять на недостижение Самарской обл. показателей по вводу жилья — одного из главных критериев оценки деятельности региона.

В этой связи напрашивается вывод о необходимости пересмотра взглядов на методы работы с двумя аналогичными фондами и определения параметров их поддержки на основании демонстрируемой ими эффективности и полезности для общества, а также достижения ими целей, ради которых эти фонды создавались.