Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №14 (795) | 26 апреля 2021г.
 

Денис Волков:

Регион должен вооружиться позицией Владимира Путина

Алиса Кирсанова

21 апреля в ходе обращения к гражданам президент России Владимир ПУТИН озвучил долгожданное для тольяттинцев указание — снизить на 20% объем вредных выбросов в атмосферу. Речь идет о квотировании вредных выбросов в атмосферу во всех городах, где остро стоит проблема качества воздуха. Насколько Самарская обл. готова к масштабной работе в данном направлении, в интервью «Хронографу» рассказал координатор федерального проекта «Чистая страна» по Самарской обл. партии «Единая Россия» Денис ВОЛКОВ.

- Денис Александрович, как в нашем регионе может быть воспринята необходимость нормирования объема выбросов загрязнителей в атмосферу?

- Жители Самары и Тольятти уже несколько лет активно выражают запрос на улучшение качества воздуха, которым мы дышим. Без ощутимого снижения выбросов в атмосферу нам этой задачи не исполнить. И нам Владимир Владимирович Путин предложил по тем территориям, где есть необходимость, реализовать систему квотирования выбросов в атмосферу, установить жесткую ответственность за нарушение этих норм и обеспечить прозрачную систему мониторинга воздуха.

Нам не придется начинать все с нуля. Россия уже обладает опытом работы по данному направлению. Напомню, изначально механизм квотирования для снижения уровня загрязненности воздуха был запущен экспериментально в 2019 г. в 12 городах. Для каждой территории правительством РФ был утвержден комплексный план мероприятий, предложенный высшим должностным лицом субъекта территории, задействованной в эксперименте.

У нас в регионе создана мощная инфраструктура общественных организаций, с чьим участием мы сможем запустить публичное обсуждение и исполнение указания президента о квотировании. Ведь нам, по аналогии с территориями-участницами эксперимента, предстоит произвести расчет и оценку рисков для здоровья человека выбросов конкретных субъектов экономики, утвердить перечни квотируемых объектов, для которых устанавливаются нормы выбросов, утвердить перечни компенсационных мероприятий и внести изменения в действующие планы мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в воздух.

Глава государства видит вопрос снижения загрязнения воздуха исключительно комплексно. Поэтому процесс квотирования должен затронуть и систему общественного и коммерческого транспорта. Кроме того, нам придется проработать вопрос ужесточения ответственности для тех, кто будет уклоняться от исполнения договоренностей по квотированию, а также позаботиться о совершенствовании системы мониторинга атмосферного воздуха, социально-гигиенического мониторинга, усиления экологического надзора. Регион должен вооружиться позицией Владимира Путина и добиться снижения выбросов в атмосферу на 20%.

- Вы заявляли, что сейчас ведете работу над Региональным экологическим стандартом Самарской обл. (РЭС). Не возникнут ли в итоге противоречия между РЭС и законодательством о квотировании?

- Поскольку у нас в последнее время существовали натянутые отношения между жителями и рядом промышленников из-за выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, я предложил всем объединиться и разработать РЭС.

Это набор требований и мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду с учетом особенностей именного нашего региона. РЭС в перспективе должен охватить все сферы нашей жизни: выбросы от предприятий в атмосферу, в водную сеть, качество питьевой воды, работу с отходами, озеленение территории. По сути, РЭС может стать документом, определяющим развитие наше региона. Но начать было решено с наиболее волнующего граждан направления — с атмосферного воздуха.

РЭС позволит региону выстроить конструктивный диалог загрязнителей и общественности. Люди увидят, что предприятия открыто демонстрируют свою текущую и долгосрочную политику по снижению уровня своего влияния на экологию, а контроль общественности не позволит им отступить от поставленной цели. В итоге граждане должны будут получить ежегодно снижающийся объем выбросов. И тут речь идет не только о воздухе, но и об экосистеме в целом.

Мою инициативу на текущий момент поддержало около сотни субъектов. Среди них — крупнейшие предприятия региона, университеты, надзорные органы, общественные организации. И это положительный момент, поскольку участие в реализации РЭС должно основываться на принципе добровольности, на экологической сознательности.

Обсуждение РЭС сегодня идет активно на различных площадках вместе с представителями промышленности, власти, надзорных ведомств и общественности нашего региона. Уверен, что действующую площадку мы сможем эффектно использовать для выработки необходимых решений, связанных с разработкой и внедрением системы квотирования выбросов в нашем регионе.

- Наш регион последние годы достаточно активно работал по модернизации сети мониторинга воздуха, которая формировалась около 40 лет назад. Соответствует ли существующая сеть новым задачам?

- Благодаря работе последних лет мы можем наблюдать ощутимые сдвиги в развитии материально-технической базы сети. Остановлюсь на Тольятти, т. к. именно здесь модернизация системы мониторинга была активизирована по запросу граждан и с их непосредственным участием. Напомню, что впервые необходимость получить независимую передвижную экологическую лабораторию была озвучена в 2017 г. В итоге комплекс был закуплен в конце 2019 г., а оперативные замеры по жалобам населения начались в 2020 г. В этом году город получит дополнительный к уже имеющимся 9-й пост стационарного мониторинга воздуха.

Кроме того, с конца прошлого года мы начали создавать общественную мобильную систему мониторинга воздуха. Уже установлено 20 датчиков, и данные наблюдения размещаются в сети Интернет, правда, пока в тестовом режиме. Общественные замеры производятся не 4 раза в сутки, как на базах Росгидромета, а ежеминутно. Со временем ожидаем, что количество датчиков будет доведено до нескольких сотен, и наши жители смогут наблюдать за состоянием атмосферного воздуха по всему городу в режиме онлайн.

Общественная сеть мониторинга даст понимание каждому желающему о качестве воздуха по месту фактического нахождения. Сразу скажу, что общественные замеры дадут нам представление по наиболее распространенному загрязнителю — мелкодисперсионной пыли, которая имеет большую химическую активность и, соответственно, интенсивно взаимодействует со всеми антропогенными загрязнителями. Зафиксированные системой показатели дадут понимание, где и в какое время стоит проводить параллельные замеры ПЭЛ для придания происходящему официального статуса. Такая комплексная работа позволит принимать впоследствии необходимые управленческие решения.

В перспективе Тольятти может стать первым городом в России, получившим систему наблюдения дисперсного состава и концентрации частиц малых размеров в жилых кварталах. Итоги скрининга могут стать основой для научных изысканий по вопросу воздействия нанопыли на окружающую среду и на здоровье населения.

Как наша сеть соответствует новым государственным задачам? Давайте будем честными. Реальные потребности нашего региона по решению экологических задач, в т.ч. и по развитию мониторинга атмосферного воздуха, в разы выше существующего уровня финансирования. Все это понимают. И как мы слышали в послании, было решено «окрасить» экологические платежи и целевым образом направлять эти деньги на оздоровление окружающей среды.

- Какой объем ресурсов на решение экологических задач в итоге мы сможем получить?

- Сегодня Самарская обл. по линии экологических платежей собирает больше 300 млн р. в год. Согласно бюджетному кодексу, 55% средств поступает в муниципальный бюджет, 40% — в областной и 5% уходит в федерацию. Деньги растворяются в общей массе бюджетных доходов. И лишь частично поступали на решение экологических задач. Я несколько раз на уровне области выходил с инициативой направлять данные средства исключительно на экологию. Только так эта жизненно важная сфера получит гарантированный источник развития. В итоге Самарская губернская дума направила предложение по изменению Бюджетного кодекса в Госдуму РФ. Сейчас мы видим, что экологические деньги будут выделены из общих доходов и станут источником реализации государственных задач по ликвидации накопленного экологического ущерба и достижения экологических целей.

Со своей стороны обозначу, что есть высокая актуальность сделать оператором средств именно регион, возможно, путем создания целевого фонда при министерстве природных ресурсов, а средства распределять под конкретные проекты.

Считаю решение «окрасить» экологические деньги знаковым. Сфера экологии — первое из направлений, которое получит собственный целевой источник для развития.