Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №10 (791) | 29 марта 2021г.
 

Нашла себе «Тома Сойера»

Мрдуляш презентовала нового директора музея имени П.В. Алабина

Татьяна Федорова

19 марта министр культуры Самарской обл. Татьяна МРДУЛЯШ представила коллективу ГБУК «Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина» нового директора — Андрея КОЧЕТКОВА. Он известен в качестве автора концепции фестиваля восстановления исторической среды «Том Сойер Фест». Такое кадровое решение не могло быть принято без участия депутата Госдумы (ГД) РФ от Самарской обл. Александра ХИНШТЕЙНА. Он негласно считается куратором сферы культуры региона. Особое его внимание привлекают учреждения этой отрасли, требующие ремонта или реставрации. Как никак, а это очень емкая ниша бюджетных ресурсов.

К приему денег готовы!

«Андрей Кочетков известен культурной общественности региона как краевед, градозащитник, сооснователь и автор концепции фестиваля восстановления исторической среды «Том Сойер Фест», арт-директор фестиваля «Метафест». Статус и уважение в профессиональной среде помогут новому руководителю музея им. П.В. Алабина справиться с амбициозной задачей создания концепции развития крупнейшего краеведческого музея Самарской обл.», — с помпой объявил о назначении Кочеткова официальный источник министерства культуры Самарской обл. (https://mincult. samregion. ru/ 2 021 / 03/ 22/ direktorom- muzeya- im-p-v- alabina- naznachen- andrej- kochetkov/).

He смогло устоять в стороне от столь знакового для региона события и руководство Самарского регионального отделения (СРО) партии «Единая Россия» (ЕР): «Первоочередная задача нового директора культурного учреждения Андрея Кочеткова — разработать программу обновления. Деньги на капитальный ремонт уже заложены в федеральном бюджете. План реновации новый руководитель музея будет разрабатывать в диалоге с профессиональным сообществом и жителями губернии». Куда же без них, особенно когда дело касается серьезных бюджетных сумм. И уж тем более без такого члена «профессионального сообщества», как депутат Хинштейн. «Уверенность в компетентности директора учреждения выразил депутат ГД РФ, член фракции ЕР Александр Хинштейн. «Андрею предстоит сделать из музея место силы и притяжения. Возможности для этого есть. Из-за пассивности прежнего руководства проект реновации так и не был разработан, теперь ее можно начинать с чистого листа. Верю, что у Андрея это получится», — отметил парламентарий, добавив, что деньги на преображение Алабинского музея заложены в федеральном бюджете в рамках национального проекта «Культура», — подчеркнул в тот же день официальный источник СРО ЕР (https://samara. er.ru/ activity/ news/ renovaciyu- glavnogo- muzeya- samarskoj- oblasti- uskorit- organizator- festivalya- tom-sojer-fest).

Здесь Александр Хинштейн не лукавил. Он действительно хорошо знаком с Андреем Кочетковым. Например, по фестивалю «Том Сойер Фест». Хинштейн сам не раз принимал в нем участие. Ключевая идея этого фестиваля — покраска фасадов деревянных домов в историческом центре города. Первый раз фестиваль был проведен в Самаре в 2015 г. Город активно готовили к ЧМ-2018, красили-белили, денег не жалели. Помимо этого покраска фасадов исторических зданий всегда привлекает депутатов различных уровней, в т.ч., и в качестве возможности получения дополнительного пиара.

В 2018 г. фестиваль «Том Сойер Фест» выиграл президентский грант «на развитие гражданского общества». Вполне возможно, что в этом фестивалю мог помочь депутат Хинштейн. Тем более что 2018 г. был для него предвыборным. (Хинштейн участвовал в дополнительных выборах в ГД РФ действующего VII созыва (2016-2021 гг.) по Самарскому одномандатному избирательному округу №158 от Самарской обл.).

Все бы хорошо, но в номенклатурной идиллии есть один явный дефект. Организаторы стенопокрасочного движения слишком опрометчиво придумали ему название. Согласно оригиналу Марка Твена, Том Сойер убедил насмехавшихся над ним мальчишек, что красить забор — крайне престижное занятие.

На основании этого он начал продавать право повозить по забору кистью. В Самаре все повторилось с карикатурной точностью: пока модераторы осваивали бюджет на подготовке к ЧМ-2018, простодушные участники феста красили стены.

Прошлись по головам

На должности директора музея им. П.В. Алабина Андрей Кочетков сменил Владимира Лисейчева. До назначения в музей Лисейчев работал директором сызранского ДК «Пластик» (1999-2003 гг.), а затем заместителем директора ОАО «Пластик» по соцразвитию. С 2005 г. занимал должность замглавы Сызрани по культуре, спорту и молодежной политике.

Покинул пост в декабре 2013 г. (должность была упразднена). Со 2 июня 2014 г. он был директором музея им. П.В. Алабина. Еще 15 марта т.г. в беседе с корреспондентом Областного аналитического еженедельника «Хронограф» Лисейчев заявил, что у него «заключен контракт с министерством культуры Самарской обл. до апреля 2022 г.» и он «готов работать дальше в занимаемой должности». Однако у Татьяны Мрдуляш, похоже, оказалось другое видение ситуации, и она приняла свое первое серьезное кадровое решение. Причем случилось это спустя месяц после назначения ее самой 17 февраля на должность министра культуры Самарской обл. (см. «Хронограф» №6 (787) от 24.02.21).

Остается только гадать -что (или кто?) могло заставить Мрдуляш спешить с заменой Лисейчева на Кочеткова. Всего-то год оставалось подождать. Заодно и сама на посту министра культуры Самарской обл. хоть какой-то стаж успела бы наработать. Тем более в совершенно чужом для себя регионе. Данный вопрос становится вдвойне актуальным, если учесть что предыдущий директор музея им. П.В. Алабина Владимир Лисеичев сумел «пережить» трех министров культуры. Да еще каких. Назначение он получил при министре культуры Самарской обл. (2004-2015 гг.) Ольге Рыбаковой. Не посмел его тронуть следующий министр культуры Самарской обл. (2015-2019 гг.) Сергей Филиппов. Не оказалось до него дела даже у прибывшего в Самару из Санкт-Петербурга министра культуры Самарской обл. (2019-2021 гг.) Бориса Илларионова. И только Татьяна Мрдуляш за месяц работы на посту министра, в отличие от всех своих предшественников, сумела понять, что Лисеичев не тот, кто способен «сделать из музея место силы и притяжения». С одной стороны, можно сказать, смелый и очень самоуверенный вывод. С другой — похоже на решение явно марионеточного управленца.

Ответ на вопрос о том, кто мог надоумить Мрдуляш поскорее зачистить музей им. П.В. Алабина, лежит на поверхности. Вернее, на официальном сайте депутата Хинштейна в разделе «Новости». 2 февраля, за полмесяца до назначения Мрдуляш, там появилось сообщение следующего содержания: «Разрабатывается концепция реновации Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина в Самаре. К ноябрю будет готов проект на капитальный ремонт и направлен в Минкультуры РФ. Работы планируется завершить к 2024 г. Об этом стало известно сегодня, 2 февраля, в ходе совещания по реализации национальных проектов на территории Самарской обл. под руководством зампредседателя правительства Самарской обл. Александра Фетисова и депутата ГД РФ, заместителя секретаря генсовета партии ЕР Александра Хинштейна» (https:// hinslitein.ru/ news/ podryadcliika- po- stroitelstvu- bassejna- v- kujbyshevskom- rajone- samary- vyberut- vesnoj/).

Дата «2 февраля» в данном контексте говорит о многом. Например, о мотивах доведения министра культуры Самарской обл. Бориса Илларионова до отставки, а также о группе стейкхолдеров его досрочного ухода с поста в пользу назначения Татьяны Мрдуляш и об их методах работы (см. «Хронограф» №36 (772) от 26.10.20).

В Самарской обл. в течение последних полутора лет наблюдается явная и ничем не прикрытая тенденция: как только возникает возможность реконструкции культурного объекта, так вскоре меняется его руководитель. Причем процесс проходит с упоминанием о депутате Хинштейне. Так, начало поисков исполнителя контракта на проектно-изыскательские работы в ГБУК «Самарский академический театр драмы» совпало с увольнением директора Яны Егоровой, ставленницы Бориса Илларионова (см. «Хронограф» №1 (782) от 18.01.21). Реконструкция здания ФГБОУ «Самарский государственный институт культуры» (СГИК) проходит под руководством пока еще и.о. ректора Ольги Наумовой, которую называют креатурой Хинштейна (см. «Хронограф» №43 (779) от 14.12.20). Перед этим пришлось в январе 2020 г. проводить на пенсию предыдущего ректора СГИК (2009-2020 гг.) Эллеонору Куруленко.

Жизнь за счет музеев

Опять же не без хлопот Хинштейна в 2019 г. в Самаре, в здании бывшей «Фабрики-кухни» (объект архитектурного наследия периода советского конструктивизма), было решено создать филиал ФГБУК «Всероссийское музейное объединение «Государственная Третьяковская галерея». Тут же на строительные работы из федерального бюджета было выделено 1,3 мдрд р. Это только на реконструкцию и устройство инженерных систем. Создание в пустом здании самого музея (а это оснащение музейным оборудованием, светом, мебелью) потребует отдельных средств, и немалых. Плюс благоустройство территории вокруг филиала.

Нет сомнений, что в статусе министра культуры Самарской обл. Татьяне Мрдуляш будет удобнее наблюдать за появлением в Самаре филиала Третьяковки, где она до этого работала в должности заместителя генерального директора по развитию. Выиграет от этого и Хинштейн. Суммы бюджетных трат говорят сами за себя.

Теперь на очереди музей им. П.В. Алабина, о котором так последовательно переживает Хинштейн. Помнится, начинал Хинштейн в Самаре с сущих пустяков — «устанавливал» ростовые бронзовые фигуры известных персонажей различных художественных произведений. Масштаб явно не на миллиарды. Прошло совсем немного времени, и теперь он имеет полный доступ к миллиардным объектам.

ГБУК «Музей им. П.В. Алабина» располагается в Самаре в нескольких зданиях. Помимо основного корпуса на ул. Ленинской, 142, это еще Дом-музей М.В. Фрунзе (ул. Фрунзе, 114), Дом-музей В.И. Ленина (ул. Ленинская, 131), Музей модерна (ул. Фрунзе, 159), а также исторический парк «Россия — моя история» в ТРЦ «ГудОк» (ул. Красноармейская, 131). К примеру, на создание мультимедийного комплекса «Россия — моя история» в «Гудке» из областного бюджета было выделено 83 млн р. на ремонт площадей подконтрольного семье Виктора Суркова торгового центра под размещение экспозиций. Судя по госконтракту №2631580133320000005, заключенному 22 мая 2020 г., за аренду нежилого помещения за 5 мес. музей им. П.В. Алабина заплатил 21,985 млн р. В среднем 4,4 млн р. в месяц!

Крайне сомнительно, что музею удавалось возвращать хотя бы малую часть арендных платежей от реализации билетов. Между тем в июне 2020 г. был заключен еще один госконтракт -№2631580133320000006 — между музеем и ООО «Гудок» на сумму 136,6 млн р. Это арендная плата до декабря 2022 г. Становится понятно, почему ТРЦ «ГудОк» не изобилует арендаторами. Его владелец Сурков не будет терпеть убытки, пока на его территории существует мультимедийный комплекс за счет музея им. П.В. Алабина.

Вполне возможно, что вслед за основным зданием музея им. П.В. Алабина ремонт будет затеян во всех остальных структурных подразделениях. Тем более что Самарскую обл. в т.г. ждет череда юбилейных дат: 170-летие губернии, 150-летие Константина Головкина, 60-летие первого полета человека в космос, 80-летие начала Великой Отечественной войны и т.д. К таким знаменательным датам музеи нужно приводить в порядок. Заодно о предвыборной кампании партии ЕР не забывать. Тем более что нацпроект «Культура» неплохо финансируется.

Справка:

Андрей Кочетков родился в Куйбышеве в 1980 г. Закончил исторический факультет Самарского государственного университета в 2002 г. Занимался научной экспертизой и полевыми археологическими исследованиями в научно-производственной фирме «Гефест». В должности главного редактора управлял редакцией интернет-журнала «Другой город». Работал координатором проектов в Самарской региональной общественной организации «За информационное общество». Работал арт-директором фестиваля «Метафест». Выступал в качестве эксперта в области городских проектов и медиа на многочисленных российских профильных форумах и конференциях. С 2015 г. сооснователь, автор концепции и идеолог фестиваля восстановления исторической среды «Том Сойер Фест». С 2019 г. — зампредседателя Самарского реготделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. С 2019 г. член общественного совета при министерстве культуры Самарской обл.

Комментарии

Татьяна МРДУЛЯШ, министр культуры Самарской обл.

- Андрей Кочетков впечатлил меня глубокими знаниями истории края. Андрей знает и любит музей им. П.В. Алабина, понимает ценность его коллекций и традиций, что очень важно в свете планов по трансформации музея. Я поставила перед новым директором первоочередную задачу — разработать программу реновации музея.

Андрей КОЧЕТКОВ, директор ГБУК «Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина»

- Музей — это огромный и сложный организм с историей в 135 лет. Его сердце — фонды и научная деятельность, но крайне важны и его взаимоотношения с жителями области. Первостепенная задача — перезапуск главного здания, которое давно требует коренного переосмысления при самом бережном отношении к его архитектуре и истории.