Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №7 (788) | 9 марта 2021г.
 

Времена Шатило прошли

При Меркушкине своих не сажали

ИА «Центр-Инфо»

2 марта Следственный комитет (СК) РФ сообщил о возбуждении уголовного дела по факту злоупотребления должностными полномочиями медицинскими чиновниками Самарской обл. В организации системы фиктивных поставок в 2020 г. пока подозревают четырех человек, включая заместителя министра здравоохранения. Губернатор Самарской обл. Дмитрий АЗАРОВ вновь продемонстрировал, что неприкосновенных лиц в его команде нет. При губернаторе (2012-2017 гг.) Николае МЕРКУШКИНЕ, да и при губернаторе (2007-2012 гг.) Владимире АРТЯКОВЕ было иначе.

Уголовное дело возбуждено в отношении заместителя министра здравоохранения Самарской обл. Асланбека Майрамукаева, замести теля директора ГКУ Самарской обл. «Самарафармация» Егора Пронина, заместителя директора ГБУЗ «Самарский областной медицинский информационно-аналитический центр» (МИАЦ) Руслана Султанова и руководителя контрактной службы ГБУЗ «Самарская областная клиническая больница им. В.Д. Середавина» Виктора Ушакова. «В зависимости от роли каждого они подозреваются в совершении преступлений, предусмотренных ст. 292 УК РФ (служебный подлог), ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями)», — говорится на сайте следственного органа.

Инкриминируемые фигурантам деяния были вскрыты, что называется, по горячим следам. Нарушения выявлены при проверке в 2020 г. текущих мероприятий национального проекта «Здравоохранение». Одним из подпроектов значится создание на территории региона единого цифрового контура (ЕЦК) на основе государственной информсистемы в сфере здравоохранения. Администратором проекта ЕЦК был назначен как раз Майрамукаев, с марта 2019 г. руководивший департаментом информатизации и лицензирования Минздрава Самарской обл.

В 2020 г. на реализацию проекта ЕЦК из федерального и регионального бюджета выделили средства на закупку компьютерной техники и оборудования для создания локально-вычислительных сетей (ЛВС) с целью обмена информацией между медицинскими организациями по защищенным каналам.

«Указанные средства в полном объеме перечислены поставщикам в рамках соответствующих государственных контрактов. Вместе с тем до настоящего времени указанные контракты фактически не исполнены. Часть оборудования для создания ЛВС и большая часть компьютерной техники в медицинские организации до настоящего времени не поступили», — констатировал СК РФ.

В релизе приоткрывается, как была организована система фиктивных поставок. В частности, по версии следствия, в 2020 г. «Самарафармация» в лице заместителя директора Пронина заключила госконтракт с ООО «Метромакс-АйТи» (ММАТ) как с единственным поставщиком на поставку ЛВС для государственных учреждений здравоохранения Самарской обл. на сумму более 63 млн р. В декабре 2020 г. заместитель министра здравоохранения (Майрамукаев), злоупотребляя должностными полномочиями, направил письмо МИАЦ, согласно которому «Самарафармации» надлежало заключить дополнительное соглашение к вышеуказанному контракту, предусмотрев получателя ЛВС — МИАЦ. От последнего требовалось в кратчайшие сроки организовать приемочные работы по реализации ЕЦК. «Указанное письмо предоставило МИАЦ возможность принять фактически невыполненные работы, тогда как МИАЦ не обладал необходимым кадровым составом для приемки всех видов работ во всех учреждениях Самарской обл. в срок, установленный контрактом — до 20 декабря 2020 г. В рамках исполнения контракта акты приема-передачи оборудования подписаны представителями «Самарафармации» и МИАЦ, но объемы выполненных работ подтверждены не были, — резюмировал СК. — Таким образом, на расчетный счет ООО «Метромакс-АйТи» поступили денежные средства в размере более 63 млн р. за фактически невыполненные работы».

В опубликованной фабуле уголовного дела удивляет даже не столько кадровый состав, сколько дерзость исполнителей. Согласно данным сайта госзакупок, контракт с ММАТ на сумму 63,3 млн р. был подписан 19 ноября 2020 г., а принять его полагалось 31 декабря 2020 г. К этой же дате должны были быть исполнены два контракта с аналогичным предметом (поставка ЛВС) на сумму 68,2 млн р., заключенные в начале сентября 2020 г. с новосибирским ООО «К10». Заявка ММАТ в аукционах, где победило «К10», осталась второй. Отсюда реальным поставщиком ЛВС, скорее всего, являлось «К10». А средства бюджета по содержащему дублирующие задачи контракту с ММАТ, не исключено, практически в полном объеме планировалось потратить совсем на иные цели.

Такой изощренностью схемы освоения бюджета на медицину не могли похвастать даже в эпоху губернатора Самарской обл. (2012-2017 гг.) Николая Меркушкина. При Меркушкине стараниями заместителя министра здравоохранения (2013-2017 гг.) Альберта Навасардяна и бизнесмена Сергея Шатило (на фото) в обслуживании медоборудования получило распространение явление, позднее названное картельным сговором. Отдельные поставки при этом не выдерживали никакой критики по качеству изделий. Впрочем, до момента отставки Меркушкина деятелям вроде Навасардяна и Шатило был гарантирован режим наибольшего благоприятствования вкупе с безопасностью. Проблемы у фаворитов медицинских закупок времен Меркушкина начались после ухода покровительствующего губернатора.

В июле 2019 г. при новом губернаторе Дмитрии Азарове и министре здравоохранения Михаиле Ратманове Шатило с Навасардяном были осуждены к реальным срокам лишения свободы. Что выглядело вполне логично — фавориты прежней власти должны сидеть. Вот они и присели. Азаров в отличие от Меркушкина показал, что намерен жестко бороться в т.ч. с недобросовестностью тех, кому посчастливилось занять место в его команде.