Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №3 (784) | 1 февраля 2021г.
 

Готовность к реорганизации

Счетная палата выявила нарушения в работе институтов развития региона

Татьяна Федорова

19 января Счетная палата Самарской обл. (СПСО) раскрыла информацию о нарушениях использования бюджетных средств в рамках нацпроектов «Международная кооперация и экспорт», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Проверялись региональные институты развития, подконтрольные министерству экономического развития и инвестиций (МЭРИ) Самарской обл. Выводы СПСО могут стать поводом для их реорганизации, как это уже было сделано на федеральном уровне.

23 ноября 2020 г. председатель правительства РФ Михаил Мишустин объявил о крупной реорганизации в системе российских институтов развития. Формальная причина — сократить дублирующие функции. Для этой цели часть структур ликвидируют, часть — укрупнят. «Наш анализ показал, что деятельность этих институтов, по сути, слабо увязана с новыми национальными целями развития, отсутствуют единые механизмы управления, есть существенное пересечение функций с федеральными органами исполнительной власти и коммерческими организациями», — процитировал 23 ноября Михаила Мишустина официальный печатный орган правительства РФ «Российская газета» (https://rg.ni/2020/l l/23/ mishustin- obiavil- 0- reorganizacii- v- sisteme- institutov- razvitiia. html). Было заявлено, что подобная инициатива коснется и регионального уровня.

15 ноября 2019 г. та же «Российская газета» отметила, что Самарский регион занял первое место по числу объектов инновационной инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса (http s: //rg. ru/ 2019/11 /15/ reg-pf o/ samarskaia- oblast- rezko- podnialas-v- rejtinge- innovacionnogo- razvitiia.html).

Как показали результаты проверки СПСО, инновационные инфраструктуры зачастую допускают необоснованную трату бюджетных средств.

Внимание аудиторов было сосредоточено на работе подведомственных МЭРИ Самарской обл. организаций: АО Микрокредитная компания «Гарантийный фонд Самарской обл.» (ГФСО), Фонд «Региональный центр развития предпринимательства Самарской обл.» (РЦРП СО) и ГАУ СО «Центр инновационного развития и кластерных инициатив» (ЦИРКИ, управляющая организация IT-парка «Жигулевская долина»). Проверяемый период деятельности — 2019-2020 гг. Все организации в указанный период принимали участие в реализации нацпроектов на территории Самарской обл.

РЦРП СО занимался региональным проектом «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства (РП «Акселерация СМСП»). В 2019 г. было организовано обучение субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) по темам, не включенным в перечень обучающих программ, отобранных в Минэкономразвития РФ. На это было потрачено 8,719 млн р. «Превышены затраты, утвержденные министерством экономического развития и инвестиций Самарской обл. на 2019 г. на 1 участника тренинга, на общую сумму 35,5 тыс. р. Приняты и оплачены невыполненные работы на общую сумму 42,4 тыс. р.», — сообщила СПСО. Отмечено: «Допущено неэффективное расходование средств областного бюджета на сумму 1,4 млн р. на оплату услуг по передаче физическим лицам функций по сопровождению деятельности фонда при реализации акселерационных программ». Также в деятельности РЦРП СО были выявлены нарушения и недостатки при реализации регионального проекта «Системные меры развития международной кооперации и экспорта».

Нарушения и недостатки при реализации мероприятий РП «Акселерация СМСП» были выявлены и при проверке деятельности ЦИРКИ. «Установлен факт заключения договора с получателем услуг, не являющимся СМСП на дату заключения договора, в результате средства областного бюджета в размере 1,6 млн р. израсходованы необоснованно», — следует из аудиторского заключения СПСО (http://sp.samregion.ru/ activity /control-action/ informatsiya- o-rezultatakh- kontrolnogo- meropriyatiya- roverka- effektivnosti- l_29_2020).

Проверкой деятельности ГФСО установлен факт предоставления поручительства юридическому лицу, не являющемуся СМСП, что повлекло финансовый риск выплат банку-кредитору в случае неисполнения обязательств на сумму 18,5 млн р. По итогам контрольного мероприятия были внесены представления об устранении выявленных нарушений, в т. ч. и в МЭРИ Самарской обл. Полный текст отчета направлен в прокуратуру Самарской обл., где его детально изучат и примут решение.

Вероятнее всего, итоги проверки могут стать формальным поводом для реорганизации т.н. институтов развития Самарской обл., созданных еще при губернаторе Самарской обл. (2007-2012 гг.) Владимире Артякове и активно использованных при губернаторе Самарской обл. (2012-2017 гг.) Николае Меркушкине.