Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №44 (780) | 21 декабря 2020г.
 

Свалить не удастся

Александру Швидаку зарубят эмиграцию от российского правосудия

Егор Кошеров

25 декабря истекает срок домашнего ареста бизнесмена Александра ШВИДАКА (на фото). Как стало известно редакции Областного аналитического еженедельника (ОАЕ) «Хронограф», защита подозреваемого в хищении почти 60 млн р. у ООО «Волготеплоснаб» (ВТС) ищет способ мотивировать суд избрать Швидаку еще более мягкую меру пресечения. Цель — создать условия для бегства могильщика прославленных самарских заводов из Российской Федерации. Допускать этого никак нельзя. Оценивая инкриминируемые Швидаку деяния, логично было бы опять заключить его под стражу.

28 октября т. г. постановлением судьи Железнодорожного райсуда г. Самары Татьяны Хохриной по материалу № 3/1-121/2020 подозреваемому Александру Швидаку избрана мера пресечения в виде заключения под стражу сроком на два месяца — по 25 декабря включительно. О такой мере ходатайствовал следователь по возбужденному 26 октября т.г. по ч. 4 ст. 159 УК РФ на основании выделенных материалов уголовному делу (см. комментарий). Отдельного производства удостоился эпизод с займом подозреваемым Швидаком у ВТС почти 60 млн р. без, по версии следствия, намерения их возвращать. Спустя несколько часов Швидак был задержан, а затем и арестован судом. Со ссылкой на адвоката сообщалось, что Швидаку якобы даже успели предъявить обвинение.

При таких обстоятельствах заключение под стражу выглядело самой обоснованной мерой. Учитывая личность Швидака, род его занятий, тяжесть доказываемого преступления, следователь вправе был полагать, что без содержания в изоляторе фигурант попытается скрыться либо продолжить заниматься тем, за что возбудили дело.

Швидак провел в СИЗО три недели. За это время, по некоторым данным, его адепты по традиции навешали лапши кредиторам из числа контрагентов ВТС о возврате им долгов сразу после освобождения шефа. Кредиторы ВТС (признано банкротом 29 сентября 2020 г.) могли расслабиться и пропустить заседание об обжаловании меры пресечения.

Зато Швидак не медлил ни секунды. Всплыла версия, что он ради выхода из-под стражи мог оперативно задействовать старые каналы для давления на бывшего председателя Самарского областного суда Любовь Дроздову (см. «Хронограф» №3 (490) от 03.02.14). В результате 19 ноября бывший судья Октябрьского райсуда г. Самары с неоднозначной репутацией Андрей Теренин, повышенный до областного уровня, изменил постановление Татьяны Хохриной, отправив Швидака до 25 декабря под домашний арест.

За минувшие недели подвижек в расчетах с кредиторами, разумеется, не случилось. Не для того Швидак лоббировал переезд на дом, чтобы исполнять чьи-то там требования. Бойко может идти распродажа коммерческой недвижимости, похоже, записанной на подставных лиц. Кэш нужен по многим причинам. Ожидается, что к 25 декабря практически будет решен вопрос о том, какой еще более мягкой мерой заменить нынешнее положение подозреваемого. Можно даже попробовать угадать эту меру из перечня, предусмотренного ст. 98 УПК РФ. Подписка о невыезде вряд ли подойдет, поскольку Швидак будет ограничен в передвижениях. Личное поручительство тоже не вариант, потому что тех, кто готов поручиться за Швидака, в Самарской обл., видимо, не осталось. А вот запрет определенных действий либо залог — самое то. При таком раскладе Швидак получит шанс реализовать задуманное и скрыться, выехав за пределы РФ, к примеру, прямым перелетом в одну из 13 стран, куда они разрешены.

Предположительно, бывшим партнером Швидака по ПАО «Балт-инвестбанк» (БИБ) принцем Михаэлем Лихтенштейнским уже оборудовано убежище в Великобритании.

Логично, что следствие и суд, осознавая риски, которые влечет вероятная мотивация со стороны Швидака, должны не допустить такого печального для истории самарской промышленности и энергетики развития событий. ВТС — что-то вроде дембельского аккорда в специфичном бизнесе Швидака, уже давно впавшем в крутое пике. Предприятия из холдинга буровых долот ОАО «ВБМ-Групп» признаны банкротами, трудовые коллективы сокращены, идет распродажа имущества некогда прославленных заводов (см. «Хронограф» №5 (698) от 18.02.19). Другой мегапроект Швидака — БИБ — избежал краха только после своевременного удаления сегодняшнего арестанта из числа акционеров (см. «Хронограф» №38 (566) от 23.11.15).

По мнению наблюдателей, все это сходило Швидаку с рук, потому что он оставался на свободе. Следовательно, оценивая возникший вокруг него ореол уголовных дел (параллельно с делом Швидака расследуются преступления в событиях с участием ВТС, предусмотренные ч. 7 ст. 159 УК РФ, ст. 196 УК РФ), самым взвешенным решением 25 декабря станет возврат потенциального беглеца под стражу.

Комментарии

Сергей ГОЛЬДШТЕЙН, начальник отдела информации и общественных связей ГУ МВД России по Самарской обл.

- В отдельное производство выделены материалы, содержащие сведения о новом преступлении, по которым 26 октября 2020 г. в СЧ СУ УМВД России по г. Самаре принято решение о возбуждении уголовного дела, по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ, по факту хищения путем обмана денежных средств в размере 59 788 238 р. 99 коп., принадлежащих коммерческой организации, осуществляющей деятельность в сфере теплоснабжения.