Федеральная инновационная площадка (ФИП) Тольяттинского государственного университета (ТГУ) «Цифровая трансформация процессов университета («Умный университет»)» признана одной из лучших в стране. Опыт тольяттинского вуза был представлен 24 ноября на семинаре Министерства науки и высшего образования РФ «Эффективные модели деятельности инновационной инфраструктуры в сфере высшего образования».
Экспертиза деятельности 49 федеральных инновационных площадок России за 2020 г. проводилась с 15 октября по 5 ноября 2020 г. Экспертная группа при координационном органе Минобрнауки России по вопросам формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в сфере высшего и дополнительного профессионального образования анализировала годовые отчеты ФИП 2020 г. и механизмы реализации проектов. Статус ФИП присваивается организациям, реализующим инновационные проекты или программы, которые имеют существенное значение для модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития страны. ФИПы, по сути, составляют инновационную инфраструктуру в системе образования. Тольяттинский госуниверситет — дважды обладатель статуса Федеральной инновационной площадки. В 2012-2017 гг., получив этот статус впервые, ТГУ смог реализовать ряд важных проектов, в т.ч. создать полноценную экосистему предоставления высшего образования онлайн «Росдистант». За этот проект Аналитический центр при Правительстве РФ присудил опорному вузу победу во Всероссийском конкурсе профессионального управления проектной деятельностью «Проектный Олимп — 2019». Все созданное легло в основу дальнейшего развития. В 2018 г. Тольяттинский госуниверситет получил статус ФИП до 2023 г. с проектом «Умный университет», приступив к реализации еще более амбициозных планов по цифровой трансформации всех процессов университета. Благодаря сделанному в рамках двух федеральных инновационных площадок, ТГУ стал одним из российских лидеров в цифровой трансформации вузов. «Создать ИТ-инфраструктуру, которая будет достаточно оптимальной и эффективной для активного движения в международном образовательном пространстве, самостоятельно не может никто. Нужны совместные усилия для формирования единых отраслевых стандартов высшей школы по стыковке данных и цифровых сервисов. | | Инновационный проект команды Михаила Криштала, по мнению экспертов, имеет самые впечатляющие результаты
Сделать это можно только через добровольное объединение вузов, заинтересованных в собственной цифровой трансформации», — убежден ректор Тольяттинского госуниверситета Михаил Криштал. Первым шагом в этом направлении стала принятая летом 2019 г. Хартия о цифровизации образовательного пространства, к которой в настоящий момент присоединились более 30 вузов. Ее инициировали Тольяттинский госуниверситет, Омский государственный технический университет, НИУ «Московский институт электронной техники» и ООО «Галактика ИТ». Одностраничный документ является идеологической основой для совместной работы вузов в рамках формируемого сейчас консорциума цифровых университетов. По словам Михаила Криштала, за это время ряд вузов еще больше продвинулись в собственной цифровизации, но одновременно стала еще более очевидной необходимость объединения усилий для качественного скачка в развитии. Консорциум создается для разработки технологических стандартов ИТ-инфраструктуры и сервисов цифрового университета. В т.ч. об этом, а также о программе цифровой трансформации Тольяттинского госуниверситета проректор по цифровизации Роман Боюр рассказал на семинаре по лучшим практикам ФИП в онлайн-режиме 24 ноября 2020 г. «Мы понимаем, куда и как мы движемся, понимаем, как системно управлять этим движением, и имеем серьезные доказательства успешности нашего движения: успех проекта «Росдистант», получение премии правительства РФ в области качества, звание победителя конкурса «Проектный Олимп» — все это отражено в нашем отчете и отмечено экспертами», — сообщил Роман Боюр. В рамках семинара он рассказал о том, как в ТГУ проходит цифровая трансформация всех управленческих и учебного процессов, о взаимодействии с корпорацией «Галактика», о производстве цифровых контентов и о создании полностью дистанционной системы приема и онлайн-обучения. | | Лучшими площадками экспертной группой Минобрнауки РФ были признаны из 49 лишь три. Помимо ТГУ это ФИП «Разработка механизма сетевого взаимодействия образовательных организаций союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» Ставропольского государственного аграрного университета. Еще один лучший ФИП находится в Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники, он направлен на разработку и внедрение новых инновационных образовательных технологий для выстраивания индивидуальной траектории непрерывного образования по схеме «школа — вуз — предприятие». По словам экспертов, выявленные лучшие практики достойны масштабирования на всю страну. «В России есть действительно впечатляющие результаты реализации инновационных проектов в сфере образования. Долгое время в образовании подход был консервативным. Сейчас появляются не только инновационные проекты, но и инновационные тренды: креативность, гибкость в подходах. ФИП не только развивают нашу систему образования, но и являются своеобразным механизмом продвижения образовательных организаций России на международный рынок. Думаю, что лучшие инновационные практики, представленные в рамках семинара, должны быть тиражированы на базе учреждений образования Российской Федерации», — отметила руководитель экспертной группы при координационном органе Минобрнауки России по вопросам формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в сфере высшего образования и дополнительного профессионального образования Мария Фролова. Члены экспертной группы рекомендовали Минобрнауки РФ при распределении контрольных цифр приема, а также при распределении заявок по конкурсам в рамках национальных проектов «Образование», «Цифровая экономика» учитывать наличие инновационной площадки у университетов. Кроме того, предложено рассмотреть разработку дополнительных мер для финансирования проектов. |