Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №41 (777) | 30 ноября 2020г.
 

Без федеральной страховки

АСКОМЕДу грозят потери из-за реформы системы ОМС

Егор Кошеров

24 ноября Государственная дума (ГД) РФ приняла закон, запрещающий частным страховым компаниям быть посредниками между Федеральным фондом (ФФ) ОМС и медицинскими организациями с центральным подчинением. Новый порядок рискует негативно отразиться на оборотах АО «СК «АСКОМЕД». Компанию, занимающую почти монопольное положение на рынке услуг по компенсации стоимости оказанной медпомощи на территории Самарской обл., в последнее время одолевают и другие трудности. Членам наблюдательного совета АСКОМЕДа Андрею РАЗДЬЯКОНОВУ и Олегу КОЗЛОВУ придется заставить себя действовать нестандартно для спасения бизнеса.

Принятию поправок в Федеральный закон от 29 ноября 2010 №326-Ф3 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» предшествовало недовольство крупных страховщиков. Они даже обращались к председателю правительства РФ Михаилу Мишустину с предложением остановить невыгодные для себя изменения в систему обязательного медицинского страхования (ОМС). Однако успеха усилия лоббистов не принесли.

24 ноября законопроект, влияющий на механизм оплаты медпомощи по ОМС, был принят ГД РФ в третьем чтении. Согласно опубликованному документу, ст. 5 ФЗ-326 о полномочиях РФ в сфере ОМС будет дополнена п. И. Содержание пункта сводится к тому, что финансовое обеспечение медпомощи, оказываемой застрахованным лицам медицинскими организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, теперь исключительная привилегия ФФОМС. Поправка вступит в силу с 1 января 2021 г. Таким образом, посредники в виде частных страховых компаний в наступающем году будут удалены из схемы взаимодействия ФФОМС и федеральных клиник с сохранением возможности обслуживать только медорганизации, подведомственные субъектам РФ. «Поправки направлены на повышение доступности медицинской помощи», — отмечается на сайте Госдумы.

Еще одно неприятное для привыкших сосать бюджет ОМС страховщиков изменение касается уменьшения с 1-2% до 0,8-1,1% нормативного размера средств, которые территориальные фонды (ТФ) ОМС перечисляют страховым медорганизациям на ведение дела. «Это позволит к 2023 г. высвободить до 6,8 млрд р., которые могут быть направлены на реализацию территориальных программ ОМС», — поясняет Госдума.

Одним из пострадавших от нового порядка готовится стать самарское АО «СК «АСКОМЕД». АСКОМЕД под чутким руководством Юрия Цветкова (1947-2020 гг.) за полтора десятка лет превратился в почти монополиста рынка услуг по компенсации стоимости оказанной медпомощи на территории Самарской обл. Так, в течение 2019 г. в адрес компании поступило свыше 11 млрд р. целевых средств из регионального ТФОМС, что стало рекордом. 4 октября 2020 г. Цветков умер, оставив свое детище один на один с суровыми вызовами со стороны властей и регулятора (см. «Хронограф» №34 (770) от 12.10.20).

Серьезным испытанием для нового президента АСКОМЕДа Олега Козлова станет защита доли компании в бюджете ТФОМС Самарской обл. на 2021 г. и плановый период 2022-2023 гг. 23 ноября Самарская губернская дума утвердила расходы ТФОМС на 2021 г. на уровне 42,8 млрд р. Вместе с президентом собственника АСКОМЕДа — АО «Объединенная страховая компания» — Андреем Раздьяконовым Козлову нужно придумать, как убедить главу ТФОМС Владислава Романова не снижать нормативы на финансирование деятельности страховщика. В 2019 г. доходы АСКОМЕДа, полученные из ТФОМС под расходы на ведение дела, составляли 108,36 млн р., в 2018 г. — 89,38 млн р. (см. «Хронограф» №28 (764) от 27.07.20). По итогам 2020 г. этот показатель может оказаться еще больше. Зато в 2021 г. при неблагоприятном раскладе АСКОМЕД рискует недополучить до 2% от приведенных сумм.

Точно оценить потери АСКОМЕДа после отъема права обслуживать федеральные медучреждения пока нельзя. В 2021 г. на нормативы объемов оказания и финансирования медпомощи в таких учреждениях для ФФОМС как нового страховщика заложена сумма в размере 119,4 млрд р. Учитывая, что в Самарской обл. присутствует минимум 10 медицинских организаций, учредителями которых выступают федеральные органы власти (см. справку), АСКОМЕД может недосчитаться от нескольких десятков до нескольких сотен миллионов рублей.

В сложившихся условиях Раздьяконову с Козловым лучше всерьез озаботиться поиском нестандартных решений во избежание дальнейших проблем для АСКОМЕДа. Малейшие просчеты в работе сегодня могут быстро привести к успехам конкурентов (см. «Хронограф» №37 (773) от 02.11.20).

Справка:

Федеральные медицинские организации, участвующие в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Самарской обл. С 1 января 2021 г. финансируются напрямую ФФОМС.

1. ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской обл.».

2. ФКУЗ «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Самарской обл.».

3. ФКУЗ «Медико-санитарная часть №63 Федеральной службы исполнения наказаний».

4. ФГКУ «426 Военный госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации.

5. ФГБОУ ВПО «Самарский государственный технический университет».

6. ФГБУЗ «Медицинский реабилитационный центр «Сергиевские минеральные воды» ФМБА.

7. ФГБУЗ «Самарский медицинский клинический центр ФМБА».

8. ФГУП «Самарское протезно-ортопедическое предприятие» Министерства труда и соцзащиты РФ.

9. ФГБОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ.

10. ФГКУ «Санаторно-курортный комплекс «Приволжский» Министерства обороны РФ.

(Источник — министерство здравоохранения Самарской обл.)